***
1. В этой книге, вышедшей в свет в издательстве «Православный печатник», представлены краткие жизнеописания и духовные наставления подвижников благочестия ХХ века: преподобного Севастиана Карагандинского, архимандрита Ипполита Рыльского и схиархимандрита Иоанна (Маслова). Испокон веков сложилось так, что в важные моменты своей жизни, для решения значимых вопросов, люди шли за советом к мудрым и духоносным старцам, к тем, кто уже достиг высот евангельского совершенства и может вести к этим высотам других. Так и жизнь старцев Севастиана, Ипполита и Иоанна для многих была примером твердого стояния в вере Христовой и исполнения заповедей Божиих. Именно по этой причине столь значимы и полезны будут для читателей их практические советы, которые призваны помочь каждому в борьбе со страстями и в укреплении веры и любви ко Господу и своим ближним.
2. Вкратце расскажем о каждом из старцев. Преподобноисповедник старец Севастиан (в миру Стефан Васильевич Фомин) родился 10 ноября 1884 года и уже в пять лет остался сиротой. Попечением о нем занялся старший из трех братьев Илларион, а средний брат Роман, к которому был особо привязан мальчик, вскоре избрал монашеский путь, и был отвезен на послушание в Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни. 3 января 1909 года Стефан приехал в скит к брату, в то время уже облеченного в монашескую мантию, и был принят келейником к старцу Иосифу.
3. Находясь при старце, Стефан обрел в нем опытного духовного наставника, а после его смерти стал келейником преподобного Нектария. Рядом с этими великими старцами молодой послушник быстро рос духовно и был счастлив. В грозном 1917 году Стефана постригли в монахи в честь мученика Севастиана. Впитав в себя традиции и благодатный святоотеческий дух Оптиной пустыни, закалившись, как железо в горниле огненных испытаний, перенеся изгнания и заключения в советских лагерях, отец Севастиан также принял на себя бремя старчества в исключительно трудное время. Он нес свое старческое служение в столице знойных степей Центрального Казахстана, в многострадальной и благословенной Караганде, где в период 30-50-х годов развертывалась одна из самых трагических сцен богоборческой драмы нашего столетия. Об этой странице истории, и о старце Севастиане, говорится в первой части книги.
4. А вторая ее часть рассказывает о подвижнике благочестия нашего времени архимандрите Ипполите (Халине), почившего уже в 21 столетии, – настоятеле Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря Курской области. Многие русские старцы и монахи-подвижники склоняли головы перед личностью о. Ипполита, «самого доброго старца на земле», как отозвался о нем приснопамятный архимандрит Кирилл (Павлов). А схиархимандрит Макарий (Болотов), великий русский подвижник и исповедник веры Христовой, из-под "крыла" которого вышли 26 архиереев, оставил такое высказывание об отце Ипполите: «Если бы в России было сто таких монахов, как отец Ипполит, то она бы с корнями поднялась на небо...»
5. По словам составителей книги, архимандрит Ипполит, как никто другой знал немощи современного человека. Чаще всего ведь приезжали к нему не «праведники», а своевольники, одержимые страстью гордости, пьяницы и наркоманы, бывшие зэки и просто опустившиеся люди. И он всех принимал. Старец жил в каком-то совершенно ином, Горнем мире, и из этого мира смотрел на все, что происходило вокруг него. Поучения его были самые простые и немногословные: «Молись», «Ходи в церковь», «Читай Евангелие, Псалтирь». «Твори добрые дела, и Бог поможет».
6. Простые и незамысловатые слова, но сказанные с искренней любовью, они проникали до глубины души каждого, кто приходил к нему за утешением и советом. Он жил в народной гуще, но сохранил покой и молитву в душе, лишь на время сокровенной молитвы затворяясь в келье своего сердца. «Следовать за Христом, - говорил старец, - не значит говорить или читать. Это значит идти по Его окровавленным следам. По кровавому следу Спасителя. Потому что Любовь иначе недоступна!» Говорил еще: «Не нужно измерять свое благочестие количеством прочитанных книжек или сказанных речей. Нужно работать с огоньком от души». Таким был и сам старец, краткую историю жизни которого вы узнаете из второй части книги.
7. Ну а в третьей вы найдете жизнеописание схиархимандрита Иоанна (Маслова), который в дни своего земного бытия не только твердо нес свой крест, но и имел огромную нравственную силу поддерживать тысячи других людей и помогать им нести жизненный крест. «Быть свечой горящей, чтобы хоть кто-нибудь мог погреться у неё…», - так наставлял отец Иоанн своих духовных чад. Эти слова сам батюшка, выдающийся богослов XX столетия, опытный духовник и старец Троице-Сергиевой лавры, воплотил всей своей жизнью. Родился он 6 января 1932 года - в день навечерия Рождества Христова. Родители мальчика Вани отличались благочестием, в семье было девять детей. И самым смиренным и послушным из всех был Иван, который и впоследствии, как значится в его послужном списке, отличался смирением и кротостью.
8. Возможно, - как говорится в издании, - именно ему достались «монашеские гены»: в роду Масловых уже был один монах, подвизавшийся в Глинской пустыни, родной брат деда Ивана. Примечательно, что сродник, прозорливый иеромонах Гавриил, предсказал судьбу Ивана: «Поверьте, - сказал он однажды родным, - я умру, а в нашем роду будет еще один монах». Отец Иоанн имел дары Святого Духа, среди которых были непрестанная молитва Иисусова, духовное рассуждение, проникновение в тайны человеческих душ, исцеление болезней душевных и телесных. Но, главное, он стяжал безграничную, самоотверженную, деятельную христианскую любовь к Богу и людям. Подробнее о нем, а также наставления старца, читайте на страницах этой книги.
***
Книга «Духовная аптека» содержит наставления и советы преподобного Севастиана Карагандинского, архимандрита Ипполита Рыльского и схиархимандрита Иоанна (Маслова) о насущных проблемах современности. Все слова старцев, собранные в этой книге, очень актуальны и для наших дней, и во все времена. Чтение «Духовной аптеки» дает большое утешение в унынии, печали, скорби, гнете «неразрешимых» проблем. Таким образом, добрые пастыри пекутся о нас и по своем отшествии из земного мира. Книги такого рода очень популярны, всегда пользуются спросом. Они адресованы ко всем людям, к верующим и неверующим, которые пытаются найти опору в жизни, и идеально подходят для дарения и утешения ближних, отягощенных усталостью или скорбями.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Православный на всю голову!». О религии и деньгах
Священное Писание: Апостол. Часть 124. Курс ведёт священник Константин Корепанов
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Преображение (Ставрополь). 23 апреля 2024
Православный маяк Черноморья (Сочи). 23 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!