Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Отлично!
– Потому что священники не только служат, не только исповедуют, причащают, занимаются социальной деятельностью на приходе (сам знаешь, что им приходится заниматься многим), но у них есть еще и творчество. Мне кажется, это необходимо для священника.
Все прекрасно понимают, что служение священника – это такой вид деятельности, где есть угроза выгорания и перегрузок. Ведь священник находится в постоянном эмоциональном перенапряжении. Мне кажется, что музыка, сочинительство, творчество – это выход, чтобы как-то выжить в этом мире.
Были случаи, когда меня приглашали в какое-то общество (даже богословское), люди там о чем-то спорили, решали свои вопросы, а в конце, когда все садились за чай, меня просили спеть. И потом они говорили: «О чем мы тут спорили? В песне два слова – и все становится на свои места».
В поэзии, в музыке есть сила, глубина . Я с Вашим творчеством не сталкивался, но мне о нем говорили, поэтому мы и встретились. Нельзя утаить свечу под спудом.
– Спасибо.
– Можно сказать, что сегодня мы находимся на горе и надо зрителям «посветить» немножко. И хочется узнать о Вас. Расскажите.
– Сейчас я настоятель храма святой великомученицы Варвары в поселке Рахья – это Выборгская епархия, Всеволожское благочиние. Я не такой уж маститый священник – рукоположен в 50 лет, такой подарок сделал мне Господь.
– Мне тоже.
– Вы сказали очень хорошие слова о том, что для многих священников музыка стала как бы выходом из положения. А мне кажется, что для меня она стала входом. Для меня музыка важна с детства, с колыбели, я как бы ее впитывал с молоком матери. Я не такой уж известный артист, но музыка все время касалась моей жизни.
Жили мы в Токсово, я там учился в первых музыкальных классах. Кстати, там, где мы, как тогда говорили, «лабали» песни, сейчас находится церковь. Нам даже показывали Led Zeppelin – там ребята нас обучали, показывали, как играть на гитаре. На чем мы учились? Конечно же, не на «тили-тили, трали-вали». Они давали нам хорошую, правильную музыку, в то время она погружала людей в какую-то интересную жизнь.
Музыка сопровождала меня все время. До армии, естественно, у нас была своя группа, и в школе тоже была своя группа. Мы играли на вечерах, в том числе и выпускных, на каких-то небольших концертах, пели чужие песни. Конечно, иногда пробовали петь и свои – мы застали время «литования» (прохождения цензуры) песен, тогда это было серьезным делом. Подавались и в рок-клуб – у нас была такая модная группа, да все мы по тем временам были модные.
Потом армия. В армии (это было в Германии) меня тут же подхватили в музыкальный коллектив, практически в музроту…
После армии время полетело очень быстро, и тоже со мной была музыка. Началось такое время – лихие 90-е, но музыка все время оставалась, я никогда с ней не расставался. Потом мы уже играли свою музыку, поскольку у нас была своя группа, и называлась она интересно – Paradise, что в переводе означает «Рай». Тогда мы писали интересные песни. Я сейчас вижу, что у нас уже тогда было очень много сказано о Боге, но как-то все зашифровано. Хотелось бы восстановить эти песни, потихонечку пробую их вспомнить.
Когда же я познакомился с духовной музыкой, то осознал, что здесь я еще ученик – первый класс или даже ясельки. Стал понимать, что в духовной музыке тоже есть своя гармония, свой стиль, своя отдача. Это уже был другой опыт, и он мне очень понравился. Особенно я люблю греческую литургию, которая полностью поется. Для меня литургия – как песня.
– А все-таки почему священство? Откуда это взялось?
– Это стало удивительным откровением в моей жизни. Я был директором большого серьезного клуба, где выступали музыканты из Санкт-Петербурга, куда я приглашал многих известных артистов и так далее. Мой друг из нашей группы (он сейчас в протестантской Церкви) подарил мне Евангелие со словами: «Возьми, пригодится». Я носил его с собой, никогда не расставался с ним, читал, и мне было очень интересно.
И в один прекрасный момент оно мне просто открылось, – открылось так, что я стал его понимать. В первую очередь я просто поверил в него, и отсюда уже началась моя духовная жизнь. Это было 20 лет назад, в 2002 году. Первый пост, начинается интересная духовная жизнь, желание прочитать все книги, которые существуют, – сначала философские, потом православные и вообще все христианские.
– Ты спокойно вошел в православие, не на изломе, не на нерве? Катастрофы не было?
– Это было не сразу. Никакой катастрофы не было. Сначала было как бы откровение в Евангелии. Я стал его читать и очень увлекся: начал смотреть переводы и понимал, что теперь мне этого мало, что мне нужно учиться. Тогда у нас в Санкт-Петербурге открылся православный институт, и я познакомился с архимандритом Августином (Никитиным) – он как раз там преподавал. Он дал мне благословение, и я пошел туда учиться. Там была другая атмосфера, другие люди, и я потихоньку втянулся. Я говорил: «Боже мой, как это интересно!»
Потом была семинария, потому что института мне не хватило, мне нужно было еще учиться. А музыка, сопровождавшая меня, стала как бы двигателем – она стала проявляться в богослужениях, в отношениях с людьми. Вы правильно говорите, что людям проще сыграть, и тогда они всё поймут.
– Пришло время песни.
– Спасибо.
(Звучит авторская песня «Мы гуляем по крышам».)
– Хорошая песня, я даже не ожидал. Меня она захватила! И понятно, что она актуальна. Особенно эта тема про маски, которые мешают нам улыбаться, – она со скорбью...
– Да, здесь уже не до улыбок.
– Нам хочется быть открытыми… Мы все время ругаем действительность, хотя мы же ее и ухудшили. И оказывается, что та действительность, которую мы ругали, прежде была не такой уж и плохой: была свобода, мы улыбались, свободно ходили, не было никаких кодов, никаких прививок. Мне показалось, что ты хотел как-то философски все это отразить в своей песне. Это же не песня протеста?
– Нет!
– Это песня-скорбь, да?
– У меня клиповое мышление, как у режиссера, у музыканта. И эта песня молодежная. Она вообще-то посвящалась Виктору Цою, и там есть такие переключения…
– «Мы уходим в подвалы».
– Да, «уходим на крыши» и так далее. Я когда-то бегал на крышу рок-клуба, и мы спускались на концерт Виктора Цоя именно через крышу, потому что билетов было не достать. Потом мы снимали сверху концерты... Да, молодость была интересная.
Я эту песню написал, когда болел. А что делать? Мы с супругой – матушкой, вдвоем полностью отболели три недели.
– Очень похоже на меня. Я тоже песни писал.
– Да. И я думал, что надо написать какую-то бодрящую песню.
– Хорошая песня получилась, лирическая. Мне кажется, она на уровне. И нужно так сделать, чтобы ее услышало как можно больше людей.
– Ну, если будет желание послушать. У нас стало так много боли в жизни, что иногда поешь песню о боли и сам тревожишься – если ты плачешь под песню, то как же другие люди? Поэтому людей надо все-таки больше приводить к радости.
– Смотря какой подход. Можно через это подводить людей к катарсису, а можно просто плакать…
– С плачущими.
– И избавляться от своей собственной боли (как сублимация какая-то). Да, плачь с плачущими. Хотя это может ни к чему не приводить, только к усилению негатива. Но песня получилась светлой.
– Спасибо. Я удивительным образом вошел в духовное содружество с людьми, которые занимались поиском истины через православие, через христианство. И мне тогда пригодился опыт организации концертов – то, чем я занимался половину своей жизни. Мы сразу же начали делать такие концерты у нас во Всеволожске, так как в отделе культуры меня все знали, ведь я там работал. И вдруг произошло такое изменение в моей жизни.
– Наверное, все удивились.
– Да, особенно мои друзья-музыканты.
– Они были в шоке?
– Да. Они думали, что я, может быть, немножко…
– …«поехал».
– «Поехало» что-то у меня. Когда я увлекся Евангелием, то оказался очень близок к протестантизму. Ведь когда ты сам все это читаешь и у тебя нет учителя, то можешь подумать о себе, что ты чуть ли не пророк, потому что тебе так хочется...
Но мой брат сказал (и я очень благодарен ему за это): «Нет! Пойдем-ка в наш православный храм. Ты же помнишь, что твоя бабушка ходила в этот храм?» Он подумал, что я уже в какой-то секте, потому что я похудел на 20 килограммов, у меня все время в руках было Евангелие, а я ходил и уже тихонечко начинал проповедовать: «Пора бы покаяться».
– …приблизилось Царство Небесное.
– Да. Но люди не понимали. Тогда брат отвел меня к батюшке на исповедь. Была большая очередь, мы подошли вдвоем, и брат достал Евангелие издания «Гедеоново братство», подаренное мне Олегом.
– Да, знаю.
– Оно до сих пор лежит у меня в кармашке.
– У меня оно тоже есть в моем архиве. Первое мое Евангелие тоже издания «Гедеоново братство».
– Когда брат вел меня в храм, я думал: «Ну все! Сейчас скажут, что я не прав, что я уверовал не в того Христа, что вообще неправильно уверовал. Как на Голгофу меня ведут! Если сейчас скажут «нет», я распрощаюсь с Церковью навсегда.
И вот мы приходим к священнику, а он молодой. Брат говорит ему: «Посмотрите, батюшка, можно эту книгу читать?» Он посмотрел и сказал: «Не только можно, но и нужно». Я выдохнул и остался с этим батюшкой на семь лет, помогал ему по делам молодежи.
– Если не секрет, а как этого батюшку зовут?
– Отец Илья Амбарцумов, молодой проповедник. Его отец – протоиерей Дмитрий, стал моим первым духовником.
– Они же потомственные священники – Амбарцумовы.
– Да. У них в роду есть священномученик. Мы приходили в храм, и у меня просто раскрывались глаза.
– Высший пилотаж. Хорошо, когда есть хорошая школа. А когда ты сам как слепой котенок, то столько ошибок совершишь… Но ошибки тоже нужны.
– Без них никак.
– Словно получаешь прививки – православные прививки.
– Получается, что возникают какие-то антитела.
– Да. Чтобы не получилось: «за штаны – и об пол». Чтобы слишком не летал в эмпириях.
– Я стал писать стихи. Песня же рождается практически сразу, и трудно писать музыку на готовые стихи. Когда пишешь песню, она сразу ложится на аккорды.
– Этот жанр требует своего.
– Поэтому сейчас песни у меня возникают не так часто. Я пишу стихи, даже прозу начал понемногу писать. Вы говорили, что у Вас фильм сняли. Вот и по одному моему прозаическому произведению тоже хотят снять фильм. Так все интересно, что я сам удивляюсь: «Господи, что творится у меня в голове?»
Вот одна из песен. Кстати, она была написана 30 лет назад, как раз в то время, когда мы делали первые шаги. Конечно, тогда я еще не уверовал, но слова о свете, о любви уже как-то проникали, они постепенно раскрывались. Песня называется «Что же делать нам с тобою?» Когда человек, например, встречается с иконой Христа, то ему нужно постоять перед ней и подумать о том, кто он есть на земле.
(Звучит авторская песня священника «Что же делать нам с тобою?»)
– Спаси Господи. Отче, для меня открытие, что кто-то работает в этом стиле. Есть очень интересный священник – отец Александр Старостенко. Я с ним дружу. Он использует аранжировки (у него очень хороший аранжировщик); так вот, он выбрал себе особый стиль – он так подает текст, что душа у тебя раскрывается… Он создает свое пространство за счет современных звуков, и это хорошо.
А можно Вас пригласить? У меня есть организация «Филармония души», и здесь, в Александро-Невской лавре, регулярно проходят концерты. Каждый раз я приглашаю разных исполнителей. Как у Вас со временем?
– Что касается времени, то я мобильный человек. Сейчас я веду афонскую программу на трех радиостанциях. Конечно, я с удовольствием бы поучаствовал, но боюсь – смогу ли удовлетворить потребности слушателей.
– Это не будет авторский вечер. Это будет так: две твои песни. Люди сидят, зал готов. Ты приходишь, берешь гитару и поешь. Мне кажется, что твои песни должны людям понравиться. А тебе нужна практика такой подачи. Думаю, что это очень нужное дело. Может быть, проезжая мимо, ты заехал бы и выступил. А вообще сейчас очень тяжело собрать людей. Во-первых, все боятся, а во-вторых, очень тяжело выбраться в город. Ну, я тебя приглашу.
– Хорошо, батюшка.
– Я заранее буду сообщать.
– Тогда взаимно. Я тоже буду Вас приглашать на наши концерты.
– Конечно, я с удовольствием. Мне кажется, большое упущение, что мы не взаимодействуем. Ведь мы занимаемся практически одним и тем же. Вот у тебя и тема афонская…
– Да. И раз мы заговорили про Афон, про вершину, то я хотел бы сделать Вам небольшой подарок – эту книгу, она о Святой Горе Афон и ее вершине.
– А как называются радиостанции? Мы пригласим наших зрителей на них.
– «Град Петров», «Православное радио» и «Радио Мария». На каждой из них я вещаю, а передача называется «Афонские встречи». Шесть раз я был на Афоне, дважды на вершине. Я хотел бы подарить Вам книгу, написанную вместе с отцом Августином (Никитиным). Он сделал подборку людей, кто с XVII по ХХI век поднимался на вершину. Это его большой труд.
Я ему сказал: «Батюшка, через сто лет люди возьмут книгу (например, Ваши ученики), начнут ее читать и скажут: «А что, в ХХI веке никто на вершину не поднимался?» Он говорит: «А кто поднимался?» – «Так мы с Вами! Отец мой да я!» Мы же поднимались с моим отцом на вершину, когда ему было 72 года. Но он бежал впереди меня, и в книге это описано…
– Мне уже не терпится посмотреть.
– Пожалуйста, Вам подарок.
– Спасибо. Очень рад нашей встрече. Но у нас будет еще одна передача.
Ведущий Анатолий Першин, священник
Записала Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!