– Милое название Кадаши. Мы находимся в древнейшем районе Москвы. Здесь высится храм в честь Воскресения Христова. Но вот какая жизнь была в Кадашах раньше и сейчас – об этом в нашей программе.
Кадаши находятся в Замоскворечье – одном из районов Москвы. «Колумбом» этих мест был Александр Николаевич Островский. О быте и нравах здешних мест он подробно рассказал в своих 47 пьесах. Но были здесь, безусловно, и не похожие на персонажей этих пьес, достойнейшие люди. Один из них – Николай Григорьевич Григорьев – устроил здесь фабрику и выпускал лучшую колбасу. Перевез в Москву многих своих земляков, заботился о них. Были в Кадашах ювелиры, также здесь кадки мастерили, производили полотно. Были и купцы разного звания.
У каждого человека есть своя биография, у каждого города тоже, только пишут ее люди. Вот об этих биографах Москвы вам расскажут в церковных музеях храма Воскресения Христова в Кадашах. Собрание наполнено интересными вещицами, и за каждой – отдельная история, у каждой своя судьба. Это одна из глав большой городской биографии.
Евгений Владимирович Лавутов, научный сотрудник музея «Кадашевская слобода», экскурсовод:
– Мы с вами сегодня находимся в еще одном интересном музее. В прошлый раз мы были в церковно-археологическом музее «Кадашевская слобода», а сегодня – в Музее народного быта. Здесь создатели постарались восстановить интерьеры, в которых проживало обедневшее дворянство, купечество. В одной комнате представлены сразу несколько интерьеров нескольких комнат. Читальная комната, молельная комната, мужской рабочий стол, буфетная и даже детская.
Именно в таких интерьерах купечество, дворянство устраивало чаепития. У дворян и у купцов, так как это два абсолютно разных сословия, естественно, и традиции чаепития были абсолютно разные. К примеру, скатерть: дворяне пили чай на скатерти белого цвета, а вот у купечества скатерть была разноцветная. Дворяне любили пить чай из фарфоровой посуды, а вот купцы – из самовара, то есть главный символ русского народного купеческого быта – именно самовар.
Сегодня мне хочется рассказать вам об одном интересном самоваре, который, кстати говоря, использовали совсем не для чаепития. У нас большая коллекция самоваров – их около 20 штук. Но о данном самоваре речь пойдет вот почему: из него не пили чай. Достаточно часто, когда я провожу экскурсии «Жемчужина Замоскворечья» по Кадашам, экскурсанты задают вопрос: «А что это за странный самоварчик? Почему он такой маленький, многогранный и к тому же на четырех ножках? Обычно самовар выглядит совсем по-другому». Мне приходится им объяснять, что это походный каретный самовар.
Такие самовары брали с собой в поход офицеры, им нужно было бриться, а для этого им, естественно, нужен был кипяток. Если мы вспомним военный устав 1755 года, то там конкретно сказано, что офицеры обязаны были носить усы. У разных чинов были разные формы усов, и за этим нужно было четко следить. Конечно, во время войны или каких-то походов никто не следил за своим лицом, но когда гарнизон стоял в каком-то определенном месте, то нужны были такие походные каретные самовары, которые и позволяли офицерам бриться.
Еще этот самовар называют «эгоист». В таком самоваре умещается довольно мало воды, всего на одного человека – отсюда название. У него интересная форма: он многогранный, поэтому его легко укладывать – он хорошо помещается в разные сумки, рюкзаки, к тому же у него снимаются ножки, то есть он достаточно компактный.
Сегодня мы с вами приготовим бальзам. Он называется «Здоровье» – во все времена люди следили за своим здоровьем. Этим занимались дворяне, купцы и все остальные сословия. У нас уже все ингредиенты разложены по правильным дозам. Байхового чая мы засыпаем ровно десять частей, далее кладем две части корня валерианы, после этого одну часть мяты, шиповника одну часть и барбариса одну часть. После чего мы это заливаем кипятком – в данном случае льем пол-литра. И даем настояться полчаса.
Еще сегодня мы с вами должны поговорить о подстаканнике. Он хорошо подходит к нашей теме самоваров, чаепития, купечества и дворянства. Существует огромное количество версий о том, когда в России появился подстаканник. Первая версия гласит о том, что приблизительно в 1631 году в России начали пить чай, – и потому появляется подстаканник. Вторая версия – что в начале ХХ века отказались от фарфора, поэтому появляется подстаканник. И есть третья версия, что просто-напросто в XIX веке произошли изменения в этикете: женщины пили чай из фарфоровой посуды, а вот мужчины пили из стаканов, поэтому им нужен был подстаканник.
Скажу о том, как создавалось данное помещение. Изначально в 2007 году был создан церковно-археологический музей «Кадашевская слобода», а немного позже решили создать эту экспозицию. Как же она появлялась? Что-то у нас было свое, что-то находили на территории храма. Храм находится в самом центре Москвы, один из ближайших храмов, находящихся в непосредственной близости от Кремля, и, естественно, здесь проживали люди непростые. Когда создавался этот музей, к нам сюда стали приходить потомки людей, проживавших на территории Кадашей, Большой Ордынки и Замоскворечья. Каждый приносил какие-нибудь тарелочки, блюдца, чашечки, мебель, и все говорили об одном и том же: «Это мне досталось от бабушки или от прабабушки».
Наверняка вы заметили, что у нас на стенах висит достаточно много картин, и я хочу рассказать об одной из них. Этой картине всего пять лет, но есть такое понятие, как «бытование предмета». На данной картине изображены два человека – купец с женой. Эта история длится достаточно долго – с начала ХХ века. Сюда, на территорию Кадашей, в 1903 году приезжает на постоянное место жительства купец Тверской области Крупенников, который занимается на этой территории производством мелкой галантереи и продает ее вместе со своим партнером Нечаевым в Зарядье. У него было 14 детей, проживал он в одном из домов, стоящих вплотную к нашему храму. В одном из них как раз располагается наш музей.
В наши дни живут потомки Крупенникова, которые написали для нас такую интересную картину. На ней изображено, как купец Крупенников с женой приехали на постоянное место жительства в Кадаши. Это один из примеров того, как по крупицам создается наш музей. Среди потомков купца Крупенникова игуменья Иннокентия (Попова), которая настоятельствует в Серафимо-Знаменском скиту в селе Битягово Домодедовского района. Я обычно экскурсантам говорю, что у нас вот такой своеобразный кадашевский «спрут»: какую историю ни возьми, оказывается, что наши кадашевцы имеют достаточно большое потомство, которое и по сей день служит на благо Церкви.
…Ну что же, думаю, наш бальзам для здоровья настоялся, и теперь давайте его нальем в чашку. Я сейчас открываю крышку – идет приятный аромат шиповника, боярышника и особенно мяты. Давайте попробуем, вкус очень приятный. Как можно использовать чай, когда у женщин устают веки после длительного рабочего дня за компьютером? Вечером нужно взять два пакетика чая с ромашкой, заварить, после чего дать пакетикам остыть и чуть теплые положить на веки минут на 10–15. К утру ваши веки будут выглядеть абсолютно здоровыми.
– Так что в Кадашах бывать интересно. Здесь можно узнать секреты русского купеческого и дворянского чаепития, познакомиться с традициями купцов и дворян, посмотреть на многие предметы, которые были когда-то, полюбоваться на чудный храм и помолиться в нем, а также, если будет желание и силы, подняться на колокольню, вид с которой когда-то считался одним из лучших в Москве.
Ведущая Юлия Стихарева
Записал Максим Заливакин
Этот храм был возведен в XVII веке, через столетие его перестроили и расширили в камне. Вот уже несколько веков храм именуют по малому приделу. В этой церкви в воскресный день совершают три Божественные литургии, здесь пребывает частица мощей преподобной Евфросинии Полоцкой, на приходе ведется масштабная социальная работа. Все это - о храме в честь великомученицы Ирины, который является представительством Витебской епархии Белорусского экзархата. А готовить будем забытую кашу русских богатырей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!