Сумароково, подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в Рузском районе Московской области. Иеромонах Сергий (Филиппов), настоятель Иоанно-Предтеченского подворья, расскажет о десятилетней жизни подворья и представит рецепт летнего арбузного сорбета.
Мы снова на такой уже любимой, известной нам кухне. Рядом трапезная подворья Новоспасского ставропигиального монастыря. Зимой этого года исполнилось 10 лет, как подворье в Сумароково было образовано. Но всего один раз, лет восемь назад, мы сюда приезжали в Рождественские праздники, обычно же приезжаем летом.
– У нас будет, наверное, какой-то десерт? Как вы переживаете лето, жару?
– Трудно, потому что у нас нет кондиционеров ни в домах, ни в храмах. Отчасти это связано с тем, что дома деревянные, резные в традиционно русском стиле. И храмы тоже деревянные в русском стиле. Каменные – уже более поздние по стилю, но мы не портим их системами кондиционирования. Такая маленькая жертва, пока мы еще молоды, бодры, веселы и можем себе позволить. Стараемся трудиться, пока еще солнце не находится в зените.
Маленький десерт мы приготовим из арбуза. Арбуз потом заморозим, и это будет сорбет.
Вы упомянули трапезную, она уже многим знакома и полюбилась. Кстати, когда люди к нам приезжают сюда, туристы или паломники, многие узнают именно трапезную по вашим передачам. И спасибо большое за это и вам, и телеканалу, и руководству телеканала «Союз», которому непросто все это содержать. Поэтому у кого есть возможность, я призываю регулярно каналу помогать, потому что маленькими ручейками создается большая река. И большие дела совершаются с маленьких начинаний.
– Ваша кухня просто телегенична.
– Да, она телегенична, маленькая и уютная, и в этом есть проблема, потому что за 10 лет существования подворья поток туристов и паломников к нам увеличивается, люди даже из других регионов приезжают.
– Потому что стал очень известен ваш деревянный храм с иконой Божией Матери «Неувядаемый цвет». Это редкий чудотворный образ.
– Кухня маленькая, и мы хотим расширяться. Пока это только в планах, но надеюсь, что мы сможем принимать всех, кто к нам приезжает, и угощать, потому что есть и большие группы, они здесь, к сожалению, в один прием не могут поместиться.
Берем арбуз желтый, необычного цвета. Пока я очищаю его от кожуры, чтобы потом семечки извлечь, предлагаю Вам выдавить сок одного лимона. Арбузы не с нашего огорода. У нас есть небольшой огород, который обеспечивает братию, здесь проживающую, и есть небольшое хозяйство – медовая пасека, переработка этого меда. Вот здесь мед свежего урожая, мы его будем использовать в этом сорбете: если арбуз окажется недостаточно сладким, мы добавим мед. И есть целая линейка медовой продукции, мы часть приготовили, чтобы вам показать и рассказать. Это крем-мед. Здесь представлены только три вида, а у нас очень много разных сортов. Их можно расширять по запросу людей теми вкусами и ингредиентами, кому как нравится. А что такое крем-мед? Многие пугаются этого названия. Думают, что мед натуральный, а крем-мед нет. Это не так. Потому что мед имеет свойство кристаллизоваться со временем. Какие-то сорта очень быстро – за неделю, за две – становятся густыми. А какие-то сорта в течение года и даже более сохраняются в жидком виде. Научились люди из жидкого меда делать густой. То есть очень быстро. В течение двух-трех дней специальный аппарат, большой промышленный миксер, мед жидкий перемешивает при определенной температуре (27–35 градусов), при определенных оборотах (то 500 оборотов, то 1000, то больше, то меньше, то, допустим, час мешает, полчаса стоит). И так за 2–3 суток мед становится густым, каждый сорт меда кристаллизуется по-разному. Какой-то – как масло становится, какой-то – жидкостью с крупным кристаллом. Мед становится как бы кремообразным, маслообразным. И можно добавить какой-либо ингредиент. Вот здесь в баночке имбирь и куркума.
– Какой самый популярный?
– Самый популярный у нас крем-мед с молоком. Сухое молоко добавляется. Вот имбирь и куркума. Кстати, очень хорошо в зимний период, потому что согревает. Есть освежающий, есть ягодный, есть с прополисом, пыльцой, маточным молочком. Это очень полезно.
После того как выдавили лимонный сок и почистили арбуз, порежем его на кусочки, чтобы извлечь все семена. Можно крупно, можно мелко, кому как удобно, чтобы не осталось косточек, потому что потом сорбет будем взбивать в блендере, когда арбуз заморозим.
К нам люди приезжают, и некоторые только у нас узнают, что есть такой крем-мед. Я сам с осторожностью ем крем-мед. Мера должна быть во всем… Вообще мера во всем должна быть – и в духовном, и в материальном.
– Как вы додумались делать крем-мед?
– Это, конечно, не наше изобретение. Изначально за пределами России такая технология стала применяться, а потом и к нам пришла. Сейчас довольно популярной стала. Но опять же я очень часто говорю о том, что важно знать производителей меда. Или, по крайней мере, быть уверенным, что мед натуральный, потому что очень много фальсификата. И особенно легко мед сфальсифицировать, когда из него делают крем-мед. У некоторых производителей в таком продукте вообще мед отсутствует. Так что надо знать, на основе какого меда он произведен. Ну а мы используем тот мед, который сами откачали.
– Как Вы думаете, по прошествии 10 лет для чего стоит приехать к вам на подворье? То, что мед попробовать, я поняла.
– Для того, чтобы немножко убежать от той суеты, которая нас сопровождает всю нашу жизнь. И эта суета, мне кажется, как снежный ком, все больше и больше поглощает современное человечество и отдельного человека. Чтобы себя из этой суеты немножко вырвать, мне кажется, надо искать такие места, где жизнь протекает более размеренно. Может быть, не в том сумасшедшем ритме, к которому люди привыкают в городах. Да и не только в городах. Ведь суету можно найти, даже живя в деревне. Но именно монастырская жизнь строится по определенному ритму, по уставу. Но это не покой как безделье. Покой – это когда человек упокоится на твердом основании. Твердое основание в Боге как раз человек может обрести, я надеюсь, посетив наше маленькое монастырское подворье.
– Вы показываете трапезную, где готовит братия. Показываете все, что здесь есть, люди могут увидеть пасеку... То есть подворье достаточно открытое.
– Да, мы стараемся не отгораживаться, у нас очень мало каких-то мест (кроме братских келий), куда мы не пускаем ни паломников, ни туристов. Все остальное у нас очень открыто, и мы готовы вместе помолиться и потрапезничать со всеми, кто сюда приезжает.
Мы нарезали арбуз и теперь на 2–3 часа отправляем его в морозилку, чтобы все это подмерзло, но не превратилось в лед. А пока я предлагаю прогуляться по нашему подворью.
Сумароково – тихое, молитвенное, уединенное место, которое полюбили многочисленные паломники и прихожане Новоспасского ставропигиального мужского монастыря. Еще это место полюбили аисты, которые прилетают сюда ежегодно и живут целое лето. Эти птицы, которые символизируют чистоту, целомудренность, чистоту экологическую, стали неким символом этого места.
На подворье два храма – каменный и деревянный. Деревянный неповторим в своем роде. Для его строительства даже изготавливали специальные инструменты. В этом храме пребывает икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» – редкое посвящение. И сам престол посвящен этому образу Божией Матери. Благодаря молитвенной помощи Царицы Небесной устраиваются семьи. На подворье приезжают уже не только девушки, а семейные пары, чтобы поблагодарить Царицу Небесную в устройстве их семьи. Так что чудес достаточно много, мы их порой не замечаем. Чудо, что на подворье подвизаются всего три монаха. Огромная территория, большая пасека. Изготавливают медовую продукцию. Конечно же, какая жизнь на земле без садов, огородов? Все это есть на подворье. И если вы хотите узнать побольше и увидеть своими глазами подворье Сумароково в Рузском районе Московской области, то как раз 24 августа от Новоспасского монастыря организуется поездка. Всю информацию вы можете узнать на сайте монастырского подворья Сумароково в честь Иоанна Крестителя.
– Видите, арбуз подморозился, и мы теперь его отправляем в блендер.
– Блендер, который делает крем-мед, не такой – промышленный.
– Нет, это огромный промышленный.
– В домашних условиях крем-мед невозможно сделать?
– Сделать так, чтобы он потом не расслоился на ягоды и мед, практически невозможно. Но если вы хотите просто оперативно удивить гостей и съесть в течение дня это, то можете просто в обычном блендере или миксере смешать. Допустим, ягода сублимированная и мед. И получится по консистенции так же, но я еще раз повторю, что через какое-то время все расслоится, потому что технология не соблюдена. Но себя побаловать вполне можно.
В арбуз добавляем лимонный сок, и кому сладости вдруг не хватит, то можно добавить сумароковского меда.
– А когда же он будет застывать?
– Технологию мы с Вами, Юля, видимо, нарушили, потому что у нас арбуз до конца не застыл. По идее, он должен быть сейчас густой.
– Будем тренироваться. Это будет не сорбет, а желе.
– Немножко посильнее надо было заморозить арбуз. Время съемочное у нас ограничено, и мы не так близко находимся к Москве, поэтому вполне, я думаю, удачный у нас вариант. Сумароковский иван-чай тоже стал брендом этого места. Подворье наше многие знают не только по тем святыням, которые здесь есть, и по той деятельности, которую мы осуществляем (просветительская, социальная), а по нашей продукции, она тоже уже многим полюбилась.
– Вы еще расскажите нам про иван-чай.
– Иван-чай – уникальный продукт. Он очень полезен и для укрепления иммунитета, и при определенных видах заболеваний. Но мера должна соблюдаться во всем. У нас ферментированный иван-чай, поэтому он темным становится. Структура разбивается, сок ферментирует его, и вы его от черного вообще не отличите.
– Чисто русский продукт.
– Да, это русский иван-чай. Очень популярен был до начала XX века. А потом культура ушла, но, слава Богу, сейчас она возрождается. И не только в монастырях, но и в фермерских хозяйствах, и в частных домохозяйствах. Люди для себя ферментируют и даже нам приносят, и наши прихожане делятся своим чаем. Потому что у каждого есть свои секретики, и вкус иван-чая неповторимый у каждого.
– Ну, у нас получилось желе, но очень вкусное, освежающее.
– Надо попробовать.
– Если подстынет, будет сорбет. Я, например, люблю расплавленное мороженое… Очень вкусно. Отец Сергий, спасибо. Подворью процветания. Не одно десятилетие еще существовать.
– И телеканалу «Союз» тоже процветания.
Ведущая программы Юлия Стихарева
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ZA VЕРУ И ОТЕЧЕСТВО: броня молитвослова и детские письма. 4 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О СЕМЬЕ И ЭГОИЗМЕ
ZA VЕРУ И ОТЕЧЕСТВО: элита России и бракованный снимок. 3 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — ОБ ОПЫТЕ МОЛИТВЫ ПОД ОБСТРЕЛОМ
ZA VЕРУ И ОТЕЧЕСТВО: батюшки-контрактники и царская армия. 2 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!