Как проходит Великий пост в стенах православной школы "Образ", которая существует уже более 30 лет, расскажет бессменный директор этого учебного заведения Т.Ю. Смирнова. Во время поста все ученики занимаются исследовательскими и научными работами под руководством преподавателей. Меню тоже меняется. А как можно себя побаловать Великим постом, какой десерт приготовить, расскажут и покажут в нашей программе ученицы православной школы вместе с учителем предмета "Домоводство".
Сегодня мы недалеко от Москвы. Это Малаховка, когда-то очень известный дачный поселок. Здесь более тридцати лет существует православная школа «Образ». Мы узнали у них, как они проводят Великий пост.
За 30 лет существования православной школы «Образ» ее стены покинули более ста выпускников. Каждый из них остался в сердце, в памяти директора этой школы, создателя новой по форме структуры учебного заведения.
Надо сказать, что тогда, в начале 90-х годов, эта женщина обладала огромной смелостью, решимостью и верой. О том, как создавалась школа, мы беседуем в приходском храме в честь преподобного Сергия Радонежского.
Татьяна Смирнова, директор православной школы «Образ»:
– Я всегда была искренне верующим человеком. Могла что-то понимать, что-то не понимать, лениться, грешить, но вера у меня была и есть. И тогда, в юности, она была, может быть, даже ярче. Доверилась Богу, и Бог помогал с самого начала.
Еще у нас были амбиции и задачи нерелигиозного характера. Я просто понимала, что если жить без веры, то ничего не получится. А вот создавалась школа не как религиозная. У меня действительно были педагогические представления, и я имела великолепную школу, у меня была преемственность. Любое мастерство передается из полы в полу, из руки в руку. Но дело не только в методике, но и в самой стилистике.
Нас учили с детства слушать, учили диалогу, учили думать. Так думать, чтобы мозг кипел. Учили тянуться друг за другом и жить на предельной искренности. И вот с этим я пришла в школу. Мне нужна была именно такая школа. Дальше люди могли приходить, уходить, что-то менялось, но вот эта основа осталась. Мы меняли какие-то воззрения, какие-то методические представления.
Еще мы всю жизнь учились и учимся до сих пор. Этой осенью весь коллектив проучился по сингапурской методике. Нельзя останавливаться, это тоже важно. Есть ядро коллектива, есть единомышленники, и вот в этом главном ты с ними совпадаешь. Мир очень атомизирован и напуган. Люди пребывают в недоверии друг к другу, они как будто в защитной маске. «Я такой: смотрите, бойтесь». Они пытаются что-то из себя строить. А когда эта маска сходит, когда люди начинают жить в доверии и в искренности, получается пространство любви и радости. Не надо целоваться все время, не надо говорить все время какие-то добрые слова, можно делать простые дела: жить, ругаться, делать замечания, извиняться, когда сделал их напрасно. Просто надо жить искренно и вовлеченно и понимать, что делаешь общее дело. Тогда получается хорошая школа.
В школе «Образ» нас встретили очень тепло. Сразу предложили пообедать в школьной столовой. Но мы отказались, потому что работа – прежде всего. Идем в кабинет труда, или домоводства, где нам расскажут о новом рецепте и о самой школе.
Ира:
– Православная школа с небольшими классами. В таких классах удобнее учиться, чем если было бы больше людей.
– Сколько у вас в классе человек?
Ира:
– У нас 16.
– Ну, это не так мало.
Ира:
– Но и не 30, как в обычных школах.
– Мы с вами в каком кабинете находимся сейчас?
Ира:
– В кабинете просфоропечения.
– Даже такой есть?
Лариса Витальевна, учитель по домоводству:
– Это кабинет домоводства. Но на самом деле она права. В этом кабинете еще пекут просфоры для нашего храма.
– А кто же их печет?
Лариса Витальевна:
– Этим занимается Лариса Геннадьевна. Раньше девочки тоже занимались. У нас был даже кружок просфоропечения. Так что просфорки печем свои.
– Ира, а ты пекла просфоры?
Ира:
– Нет, я не пекла просфоры.
– А что пекли на уроках труда и домоводства?
Ира:
– В начальной школе мы пекли пряники, жаворонков.
– Что сегодня будем делать, Лариса Витальевна?
Лариса Витальевна:
– Сегодня мы с Ириной приготовим яблочный мусс. Готовится он на основе манной крупы. Сейчас мы покажем, как это делается. Просто и быстро получается очень интересное воздушное блюдо. Для этого нам понадобится всего лишь три ингредиента: вода, яблоки и сахар, больше ничего не нужно.
Яблоки нужно почистить и натереть на терке. Практически одинаковое количество, на 300 граммов яблок – 350 миллилитров воды. Ира, как ты думаешь, сколько существует сортов яблок?
Ира:
– Я думаю, очень много.
Лариса Витальевна:
– На самом деле яблок существует свыше 7 500 сортов. Можете себе представить?
– Ира, вам интересно в этой школе учиться? Что самое интересное? Какие предметы вы любите? За что вы вообще любите эту школу?
Ира:
– Я люблю нашу школу. В начальных классах у нас была керамика, мы лепили из глины. Мне очень нравилось. А сейчас, наверное, ИЗО.
– А как там с математикой, литературой?
Ира:
– У меня все прекрасно с этими предметами, но мне это не очень нравится.
– А чем не нравится?
Ира:
– По математике очень много надо думать, у меня перегружается голова. А к литературе я нейтрально отношусь.
Лариса Витальевна:
– Триста граммов яблок мы почистили, теперь их нужно натереть на крупной терке.
– Как обстоят дела с воспитанием? С обучением мы поняли немножко.
Лариса Витальевна:
– С воспитанием все очень просто. Господь дал нам 10 заповедей. Вот мы и воспитываем детей и сами чему-то учимся.
– А дети вас воспитывают?
– Дети тоже нас воспитывают. Вообще воспитание процесс бесконечный, мне кажется. Даже взрослый человек все равно сам себя воспитывает. Потому что без этого никак. Говорят же: «Век живи, век учись». Так и мы учимся. Чему-то они нас учат, чему-то мы их.
Яблоки натерли. Нужно налить 350 миллилитров воды. Доводим до кипения, яблоки должны немножко провариться. Пока наш мусс закипает, мы приготовим быстрое блюдо. Запечем апельсины с коричневым сахаром и корицей. Делается это очень просто. Ирина будет мне помогать. Разрезается апельсин пополам. Острым ножом по кругу отделяем мякоть от цедры, чтобы потом нам было удобно есть. А серединку мы прорезаем на четыре части. Все. Ставим в форму для запекания.
– Как у вас в школе Великий пост проходит?
Ира:
– Перед постом у нас проходит чин прощения во всей школе.
– Не страшно к кому-то подходить и просить прощения?
Ира:
– Нет.
Лариса Витальевна:
– Вы знаете, чин прощения – это столько эмоций! Хочется у всего мира попросить прощения от всей души. Просто до слез.
Ира:
– Потом начинается Великий пост, и у нас на первой неделе каждый день читают Покаянный канон в храме, вместо одного из уроков.
– Кто читает канон?
Ира:
– Батюшка, а клирос поет.
– На клиросе кто поет?
Ира:
– Я пою.
– То есть дети тоже поют?
Лариса Витальевна:
– Да, у нас дети поют на клиросе.
Ира:
– Катя поет, еще одна девочка из нашего класса.
– Вы специально учитесь?
Ира:
– У нас происходят спевки иногда. А так мы поем сами.
Лариса Витальевна:
– Апельсины мы разрезали. И теперь мы посыпаем смесью коричневого сахара и корицы.
– Это, наверное, очень умилительно, когда дети поют?
Лариса Витальевна:
– Это очень здорово. У нас замечательный клирос. Это не просто умилительно, это красиво. И, конечно же, они всё понимают. Как петь, если ты не понимаешь? Это невозможно.
Наши апельсины готовы к запеканию, мы отправляем их в духовку. При температуре 180 градусов они будут запекаться 10 минут. Мы проварили яблоки и теперь нам нужно все это измельчить погружным блендером. У нас получилось жидкое яблочное пюре. Опять ставим на плиту, доводим до кипения и добавляем пару ложек манной крупы. Провариваем минут пять. Обязательно нужно перемешивать венчиком, чтобы не было комочков, это очень важно. После этого взбиваем наш мусс миксером до тех пор, пока масса не увеличится и не побелеет.
Блюдо получается полноценное, сытное, потому что здесь есть манка. Вместе с тем полезное, потому что практически нет сахара. Раскладываем по креманкам, а Ира будет украшать. Пока мы готовили мусс, запеклись наши апельсины. За короткое время мы приготовили два прекрасных блюда. Ира, какие продукты мы использовали?
Ира:
– Для мусса мы использовали яблоки, немного сахара, манку и воду.
Лариса Витальевна:
– Апельсины мы запекли очень просто. Коричневый сахар и корица.
Ведущая Юлия Стихарева
Записал Максим Заливакин
На этой неделе будем учиться готовить чебуреки, рецепт которых представит прихожанка храма великомученицы Марины в Битце близ Москвы. Этот храм с редким посвящением построен недавно. Сюда часто приезжают Марины и Маргариты помолиться своей небесной покровительнице. Рядом с храмом устроен небольшой прекрасный садик. А еще в этом храме изготавливают варенье из лепестков роз.
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: ПАСХАЛЬНЫЙ ВИЗИТ К ПАТРИАРХУ ФЕОФИЛУ III
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: НИКОЛА ТУЛЬСКИЙ и ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 3 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 2 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 1 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!