Кулинарное паломничество. Постный десерт

19 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Едем в Сумароково, на подворье Новоспасского мужского монастыря, расположенное в Рузском районе Московской области. Отец Сергий (Филиппов), настоятель подворья, расскажет о духовной весне и поделится рецептом постного десерта.

– Сегодня, в дни Великого поста, мы приехали на подворье, которое именуется Сумароково. Это подворье большого ставропигиального Новоспасского монастыря, который располагается практически в центре Москвы. А вот подворье существует уже… отец Сергий, подсказывайте: сколько лет?

Иеромонах Сергий (Филиппов), настоятель подворья Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в себе Сумароково Рузского района Московской области:

– Восемь лет.

– И вы удалены от Москвы приблизительно на 150 километров.

– Сто тридцать.

– А первый раз восемь лет назад Вы тоже приехали сюда в такую зимнюю погоду?

– Да. Но я приехал первый раз девять лет назад. Мы даже не думали, что здесь будет подворье – просто была командировка, чтобы послужить. Был Великий пост как раз, наверное, март – пурга, метель, ехали поздно вечером накануне воскресенья, потому что в воскресенье должна была быть литургия. Я думал: «Куда это мы едем? Ужас какой-то!» Когда первый раз едешь, дорога вообще длинная, кажется, ей конца и края нет. Но, слава Богу, приехали, послужили, понравилось. И вот с тех пор я уже здесь почти девять лет.

– Прямо понравилось?

– Понравилось, конечно.

– А что может понравиться?

– Понравился покой, тишина после московской суеты. Многие из тех, кто к нам приезжает, отмечают это. Люди, наоборот, даже стремятся убежать от этого шума, который есть, – кстати, не только внешний, но и внутренний (когда мы вроде даже ничего не делаем, но внутри как-то суетимся, беспокоимся, переживаем). Вот здесь как раз обретается успокоение, умиротворение.

– То есть метроном жизни совершенно другой.

– Да, думаю, что так.

– Давайте как раз об этом ритме жизни во время Великого поста поговорим и по традиции что-то приготовим.

– Приготовим очень простое блюдо: десерт. Ведь пост – это не только воздержание в еде, у него есть и духовная составляющая. Вот чтобы не было перегибов в пище, надо иногда делать себе послабления. Есть святоотеческая притча – такой образ: можно тетиву лука перетянуть, она лопнет, и оружие выйдет из строя. Мы находимся в духовной брани, и чтобы у нас не было такого перегиба, чтобы мы всегда были в строю, надо тетиву ослаблять.

Десерт – это уже некий изыск, некое послабление в пище, но оно тоже должно присутствовать в нашей жизни. Поэтому давайте приготовим тыкву… кстати, очень полезный плод, выращенный на нашем подворье. Готовим из наших ингредиентов. Но здесь понятно, что цитрусовые, которые мы будем добавлять, из магазина, сахар тоже. А тыква наша. Итак: тыквенный десерт с цитрусовыми в лимонной глазури.

– Посмотрим. Это, наверное, даже легко сделать детям, подросткам.

– Легко и просто. Кто захочет порадовать своих родителей – пожалуйста. Значит, режем кубиками шириной в один сантиметр – плюс-минус, понятно; может быть, идеально не получится, но постараемся. Физический подвиг каждый должен брать по силам. А то, знаете, некоторые начинают поститься и потом терпят фиаско, когда взяли не по мере своей, не по здоровью, не проконсультировавшись с врачом, священником.

– А надо консультироваться?

– Конечно, надо, если есть у нас какие-то проблемы физические, например. Конечно, бывают врачи неверующие и поддерживающие людей в стремлении не поститься, они говорят: «А зачем?» Опыт жизни Церкви, святоотеческий опыт говорит о том, что воздержание, в том числе и кратковременное, как, например, в среду и пятницу в течение всего года, полезно не только в духовном плане, но и в физическом, потому что способствует очищению, оздоровлению организма. Десерт будет готовиться в духовке, поэтому все в одну емкость сейчас отгрузим и потом отправим в духовку на 40 минут. Вы пока тыквой занимайтесь, а я цитрусовыми.

– Как Вам формула «невольник – не богомольник»?

– Естественно, каждый должен добровольно брать на себя подвиг. А то бывает, некоторые домашние начинают поститься – мать или отец – и всех остальных обязывают к этому. Так поступать не надо, так люди вредят другим не только физически, но и духовно. Конечно, пост должен быть добровольным и осознанным.

И не всегда воздержание в пище сопровождает пост. Есть люди, которые могут физически не воздерживаться – по состоянию здоровья не брать на себя никаких ограничений, а в духовном плане пост обязаны соблюдать все православные. Поэтому те, кто говорит: «Я не могу поститься», лукавят или не понимают смысла поста.

– А что надо читать Великим постом?

– Во-первых, конечно же, надо стараться участвовать в храмовом богослужении – там всегда читается Священное Писание и Ветхого Завета, и Нового. Великий пост – особый период, когда за богослужением читается очень много текстов из Священного Писания – пророческих, вероучительных, нравственных, они готовят нас к празднику Святой Пасхи.

И дома надо обязательно тоже стараться читать Священное Писание. Некоторые берут на себя обязательство в период Великого поста прочитать весь Новый Завет – Евангелие, послания апостолов, Апокалипсис. Некоторые читают Ветхий Завет, святоотеческую литературу, которая тоже помогает.

Необязательно брать сочинения древних подвижников, ведь очень часто их образы, их язык нам уже непонятны, и те подвиги воздержания, которые они несли, для нас порой непосильны. Поэтому можно взять сочинения более близких по времени к нам подвижников, например святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана Затворника; или совсем современных – например, преподобного Паисия Святогорца, старца Ефрема, который недавно скончался.

– Сейчас литературы очень много, и она очень доступна.

– Да, доступна. Кто ищет,  может найти и то, что изложено доступным языком. Но вообще надо воспитывать вкус к чтению. Конечно, те, кто начинает воцерковляться, берут какую-то православную художественную литературу легкую и от нее часто никуда дальше не идут.

А помню, когда я начинал воцерковляться, то читал «Закон Божий» Слободского, где и библейская история, и церковная история, и современная жизнь Церкви, и о таинствах рассказывается, но мне рекомендовали читать авву Дорофея. Сейчас, знаю, авву Дорофея даже во многих монастырях не то что не рекомендуют, а отодвигают на второй план, потому что считают современных подвижников (как Паисий Святогорец) более доступными для восприятия, понятными.

…Думаю, одного апельсина будет достаточно. И тыкву, которую Вы так хорошо порезали… меня опередили.

…Так что надо, конечно, стараться читать: и не просто читать. А то некоторые прочитали и забыли, или какая-то общая канва осталась у них как впечатление. Святоотеческую литературу надо читать вдумчиво, медленно, стараясь применить прочитанное в своей жизни. А иначе какой смысл?

То есть важно понять, как образы из святоотеческих сочинений соотносятся с нами, применить на практике рекомендации. Это действительно литература по самосовершенствованию. Сейчас очень модны всякие тренинги личностного роста и так далее. Но для православных есть такая литература. Мы должны духовно расти.

– Вы марафон не хотите запустить?

– Не знаю… нет, наверное. Но Рождественским постом мы запускали марафон о подготовке к празднику Рождества Христова. К Пасхе пока нет. Очень много времени и сил отнимают эти занятия – надо готовиться, материалы подбирать…

 Значит, смотрите: здесь где-то килограмм тыквы, один лимон, один апельсин. Апельсин можно не добавлять. И полстакана сахара насыплем.

– Обильно! Сахара можно поменьше!

– Хорошо, мы потом мед добавим с пасеки нашего подворья.

– То есть перемешиваем.

– Конечно, обязательно перемешиваем и ставим, накрыв фольгой, в духовку на 180 градусов где-то на 35-40 минут и потом, открыв фольгу или крышку, если в какой-то другой емкости, еще на 10 минут. Ну, по вкусу – пробуйте, смотрите, что получится…

А пока есть время, предлагаю зайти в наш храм и помолиться нашим святыням.

– Расскажите о посте на подворье.

– В трудах, в молитвах проходят дни. Некоторые приезжают: «Чем вы тут занимаетесь?» Ну, чем занимаемся… основное для тех, кто ушел в монастырь – это молитвенное делание, служение. Службы каждый день совершаются. И, конечно, у нас территория очень большая. Здесь 5 гектаров, которые требуют заботы. Сейчас уже весенние работы начинаются – пасека потихоньку оживает. У нас большая пасека – 100 ульев. То есть тоже свои заботы.

– Вам не скучно?

– Нет, скучать некогда.

Подворье в Сумароково – это пять гектаров земли, два храма, три человека братии и еще собаки, кошки, пчелы, огороды, кладбище и многое другое из необходимого. За последние годы каменный храм в честь Иоанна Предтечи буквально поднялся из руин: прошли масштабные реставрационные работы. А главная святыня этого места – ковчег с частицей мощей святого Иоанна Крестителя, можно сказать, небесного покровителя Сумароково.

Сейчас в храме устраивается иконостас главного придела, два других ждут своей очереди. Общее дело – сбор средств на написание икон. Обо всех сумароковских проектах можно узнать на сайте или на страницах в социальных сетях. Об истории подворья расскажут многочисленные артефакты, обнаруженные здесь же при совершении реставрации – прямо в храме устроен небольшой музей. Но нам пора возвращаться на кухню.

– Прошло время – и вот то, что стояло в духовке, уже чуть остыло…

– Так это очень хорошо, потому что этот десерт надо есть охлажденным.

– Как дальше происходит процесс?

– Раскладываем.

– Сок она дала, да?

– Да, нет здесь воды ни грамма, видите – все в собственном соку. Кому мало сладости будет, сахару добавят…

– Тут фантазии много. Можно добавлять что угодно – и изюм, и яблоко...

– Иван-чай – традиционно уже. Мы обычный чай стараемся не употреблять, потому что иван-чай очень полезен. Это ферментированный чай.

– Летом можно будет к вам напроситься на заготовки?

– Прием трудников у нас ограничен. Спонтанно может не получиться. Давайте пробуйте! …Может быть, мало сахара – тогда мы еще добавим и мед с нашей монастырской пасеки. Смотрите: уже сладкий и с кислинкой вкус.

– Очень вкусно.

– Думаю, что мед не нужен. Хотя те, кто любит, вполне могут еще и мед добавить.

– И прекрасное сочетание с пшенной кашей.

– Но надо думать не только о телесной пище, но и о духовной. Чего всем нам и желаю. У нас немного времени остается до Пасхи, поэтому давайте будем больше думать и заботиться о душе, стараться совершенствоваться. Да поможет нам Господь через святых отцов и их наставления, которые мы тоже будем читать!

– Будем стараться. Спасибо, отец Сергий!

С новым рецептом мы познакомились на подворье Новоспасского монастыря в местечке, которое именуется Сумароково. Каждый может доехать сюда. Отец Сергий абсолютно всех с радостью встречает, угощает, показывает святыни. Так что приезжайте, особенно в дни Великого поста. И после, конечно же, когда пост закончится, всех радостно ждут в Сумароково. А мы прощаемся с вами. Увидимся, надеюсь, через неделю – будет новое место и новый рецепт. Всех благ! До новых встреч! Не болейте!

Ведущая Юлия Стихарева

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 11:00
  • Суббота, 20 апреля: 23:30
  • Понедельник, 22 апреля: 02:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать