В новом выпуске программы "Канон" – встреча с известной теле- и радиоведущей, музыкальным редактором и исполнительницей песен Элеонорой Филиной. Разговор пойдет о призвании Элеоноры Николаевны, о том, как она попала в профессию, и ее становлении. Кроме того, Элеонора Филина исполнит несколько песен в студии программы.
Сегодня в гостях известная телерадиоведущая, журналистка, певица Элеонора Филина.
Элеонора Филина – российская теле- и радиоведущая, журналистка, исполнительница песен. Родилась в Москве. Окончила Московский городской педагогический университет (факультет педагогики и психологии образования). Работала учителем и детским психологом. В начале 1990-х годов работала в структуре Гостелерадио СССР. С 1992 по 2011 год – ведущая, автор и шеф-редактор на радио «Россия». В те же годы в паре с детским писателем Эдуардом Успенским вела радио- и телепередачу «В нашу гавань заходили корабли»; Элеонора Николаевна была также продюсером и музыкальным редактором этой программы. В настоящее время является автором и ведущей музыкальной программы «Хорошие песни» на телеканале «ТВ Центр». Сегодня Элеонора Филина в гостях у программы «Канон».
– Вы стали популярны, будучи ведущей программы «В нашу гавань заходили корабли». Сегодня Вы ведете еще одну замечательную музыкальную программу, в которой беседуете по душам, слушаете хорошие песни. Формат нашей программы похож: мы тоже говорим по душам, говорим о душе. И я надеюсь, что в этой программе мы послушаем в Вашем исполнении хорошие песни.
Элеонора, Агата Кристи считала, что одна из самых главных удач в жизни человека – это счастливое детство. Скажите, Вам повезло? У Вас была такая удача в жизни?
– У меня все было прекрасно! Несмотря на то что было много всего… Теперь я понимаю, что все было правильно. Конечно, тогда я чего-то не знала, но в результате все пошло правильно. Если бы не было трудностей, то и сейчас не было бы чего-то хорошего.
Я всегда хотела быть взрослой. И детство для меня было, скорее, обузой, потому что мне хотелось самостоятельности. Было очень много опеки – моя мама была очень авторитарным человеком. Ее уже нет; молюсь за нее каждый день. Она меня вела, в школе постоянно тоже какие-то рамки – а хотелось свободы действий. Внутренне я понимала, что плохого я не делаю, но меня все время куда-то загоняли. Говорят: золотое детство… Я никогда не вспоминаю свое детство и не хотела бы вновь в нем оказаться.
– Но в профессию тележурналистики Вы пришли буквально из детского сада (Вы были там педагогом). Как получилась такая трансформация?
– В школе я очень любила читать журнал «Семья и школа», который для себя выписывала мама. Там было очень много интересного.
– Нестандартное чтение.
– Там был шикарный цикл статей «Нестандартный ребенок» Владимира Леви, который я запомнила с шестого класса. И когда я встретилась с его женой и сыном, я им сказала: я просто зачитывалась этой работой! Я ждала этот журнал. Для меня это было увлекательнейшей частью.
Я пошла учиться в педагогический: окончила факультет педагогики и психологии. Еще у меня были факультативные занятия на пианино. Была активная деятельность в школе… Я пошла работать в детский сад, а параллельно – учителем музыки в школе. В саду мне очень нравилось, и я сразу взяла высокую планку. У меня аналитический ум (такой Господь дал), а в детском саду музыкальная программа – очень примитивная. И я создала собственную методику: как научить детей слушать и слышать музыку. Уже с трех лет я развивала у них это понимание. Я брала маленькие произведения Чайковского, и мы с ребятами разговаривали о том, что здесь кукла плачет, а здесь идет дождик. То есть они слышали и чувствовали эту музыку. Это было очень интересно. На этой основе у меня создалась собственная методика; по ней я успешно занималась до 29 лет.
А потом так Господь Бог управил, что моя близкая подруга, с которой я училась в институте, перешла работать на радиостанцию «Маяк». Однажды она меня пригласила на свое торжество, и там были ее коллеги. Меня заметили ее руководители и предложили прийти на радио. Это был 1991 год. Меня спрашивают: «Вы готовы здесь работать?» А это все-таки Всесоюзное радио, это Останкино… Но я была уверенной в себе: я хороший педагог, на моих работах проходят методические объединения… И я отвечаю: «Смотря что вы мне предложите». Это сейчас очень смешно вспоминать.
Сначала я работала референтом. Но поскольку я очень любопытный человек и мне все интересно, я быстро делала свою референтскую работу и уже старалась взять редакторскую. Мне стали давать задания, которые я с удовольствием выполняла: брала интервью, что-то записывала... Очень быстро я стала редактором и где-то через год оказалась в отделе сатиры и юмора Всесоюзного радио. Многие взрослые люди помнят программу «С добрым утром» – я тоже к ней прикоснулась. А потом на «Радио России» появилась программа «В нашу гавань заходили корабли». И так Господь управил, что в ней я проработала 20 лет – на радио, а потом уже и на телевидении.
– Мы обещали нашим зрителям хорошую песню.
(Звучит композиция «В роще пел соловушка». Муз. и сл. народные, исп. Э. Филина.)
– Ваш соведущий, известный детский писатель Эдуард Николаевич Успенский, впоследствии стал и Вашим супругом. Во многих своих интервью Вы признавались, что он для Вас очень многое открыл в профессии. Какой опыт Вы от него переняли? Чем этот человек ценен для Вас?
– Очень многим… Эдуард был революционером во всем (и в частности, в нашей работе). Люди часто говорят: так не положено, так нельзя, давайте так не будем… А у нас совершенно другое представление о мире! И я по природе такая – всегда ищу новое, ничего не боюсь, мне нравится что-то пробовать… Часто что-то запрещали, но у него был авторитет.
Например, однажды у нас в студии были технические сложности. Он говорит: «Нам будет сложно снимать, давайте сделаем летающий микрофон». Все говорят: как это? «Привяжем микрофон на леску: “В нашу гавань заходили корабли…”, – я его качну, а другой берет его и продолжает: “…большие корабли из океана…” И так мы можем спеть песню». Мне идея понравилась, а звуковикам – категорически нет. Но он им сказал, что берет ответственность на себя. И получилась такая чудесная программа! Это было весело, это было интересно.
А вот еще пример. На Всесоюзном радио надо было монтировать программы так, чтобы не было никакой ошибки, никакой помарки. Когда мы пришли на «Радио России», было по-другому. Человек поет и говорит: «Я забыл слова, сейчас допою». И перепевает. По моему мнению, это надо было убрать. А Эдуард говорит: не трогай. В то время это было новаторство; такого тогда не было. На радио «Маяк», на Всесоюзном радио за ошибку людей увольняли в прямом эфире! Такие были каноны. И мы были первыми, кто в записи делал такие программы, что люди считали, будто мы в прямом эфире.
Эдуард что-то предлагал, и я никогда не говорила «нет». А потом и я стала что-то предлагать… У нас с ним был потрясающий творческий союз: он хулиган, а я учительница – и оба веселые, авантюрные…
– Вы сейчас абсолютно точно находитесь на своем месте. А как понять, что твое в этой жизни? Как найти свое призвание? Ведь Вы хотели быть учителем, а в итоге стали профессиональной телеведущей.
– Я считаю, что это сродни учительству; это очень похоже. Вот я в классе, я преподаю. И даже если на последней парте кто-то будет разговаривать… ну и что! Я вижу перед собой пятитысячный зал! Кстати, когда мы выступали в больших залах, мы всегда просили включать свет, чтобы были видны лица людей. Работать «в черноту» можно на большой эстраде, когда ты выходишь и показываешь только себя – тебе никто не нужен, ты отключаешься от зала темнотой, ты сам в себе. А у нас всегда был интерактив – зрители могли задать вопросы, они подпевали. Нам было важно видеть людей.
Нет разницы, где я – в классе, в зрительном зале или телевизионной студии. Господь дал этот дар, и я его почувствовала с детства. Только я не осознавала, что это дар, – мне просто этого хотелось. А теперь, когда уже все можешь понять, ясно: раз тебе Бог дал этот дар, нужно служить людям.
– И люди отвечают Вам взаимностью. Я в соцсетях читал очень трогательные искренние комментарии о Вашем проекте «Хорошие песни». Вы дарите людям надежду, дарите людям свет. В чем, на Ваш взгляд, заключается профессиональный секрет?
– Только в этом Божьем даре. Когда мы делали программу «В нашу гавань…», нам говорили, что кто-то будет производить аналоги. Да пожалуйста, делайте! Дело не в песнях – их все поют; дело не в формате – везде есть гости и ведущие. А вот как преподнести – этому даже научить нельзя. Это исключительно то, что дал Бог. Это трудно объяснить, потому что это не твое: это тебе дано. Это живет где-то внутри и транслируется. И за это я благодарю Бога и молюсь. Не было такого момента, чтобы, выходя на съемки, я и мои соведущие не помолились (они оказались тоже верующими людьми). Сначала это был Александр Михайлов, сейчас это Борис Щербаков… Мы перед съемками обязательно вставали и читали «Отче наш». А дальше уже все идет как надо. Господь сказал Своим апостолам: не думайте, что вы будете говорить; в свое время вам подскажет Дух Святой.
– И Господь Вам посылает правильных и нужных людей?
– Вероятно, так.
– В Вашу гавань заходили люди, оставившие большой след в Вашей жизни?
– Их очень много. Ведь «Гавань» – это двадцать лет. Поменялись песни: тогда – дворовые, сейчас – эстрада. А атмосфера осталась. Люди очень хотели приходить в нашу программу. Нашим постоянным участником был потрясающий писатель Валентин Берестов. Однажды он пришел к Юрию Никулину в его программу «Белый попугай». И Юрий Владимирович ему и говорит: «Валя, почему меня в “Гавань” не зовете? Я столько песен знаю!» А мы даже боялись подступиться к таким именам… Ролан Быков, Зиновий Гердт, Юрий Никулин – великие мэтры, и они приходили. Гердт читал эти тексты и говорил: как потрясающе пишет народ! В каждом тексте – какая-то жизнь, какая-то история. Народ не будет петь пустоту, и люди это чувствовали. И когда к нам приходили такие звезды, они забывали, кто они. (Горбачев был, между прочим.) Они вспоминали себя в детстве, а это значит – они были абсолютно свободны. А мы помогали этому раскрыться. Это было фантастически.
– Спасибо Вам за то возвращение в детство. Я предлагаю первую часть программы завершить прекрасной песней. А в следующий раз мы поговорим на очень интересные темы.
– Давайте споем про блондинку. Куплеты знают далеко не все, поэтому подпевайте припевы.
(Звучит композиция «Крутится, вертится шар голубой». Исп. Э. Филина.)
Ведущий Александр Крузе
12 ноября 2025 г.
О телеканале«Я поддерживаю „Союз“»
12 ноября 2025 г.
«По святым местам» (Екатеринбург)По святым местам. Собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла, г. Пермь
12 ноября 2025 г.
Православие и русская литература Православие и русская литература. Ф.М Достоевский. Бедные люди
12 ноября 2025 г.
«Этот день в истории» (Екатеринбург)Этот день в истории. 12 ноября
12 ноября 2025 г.
«День ангела»День ангела. 12 ноября
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!