Канон. Теле- и радиоведущая, музыкальный редактор и исполнительница песен Элеонора Филина. Часть 1

16 августа 2025 г.

В новом выпуске программы "Канон"  встреча с известной теле- и радиоведущей, музыкальным редактором и исполнительницей песен Элеонорой Филиной. Разговор пойдет о призвании Элеоноры Николаевны, о том, как она попала в профессию, и ее становлении. Кроме того, Элеонора Филина исполнит несколько песен в студии программы.

Сегодня в гостях известная телерадиоведущая, журналистка, певица Элеонора Филина.

Элеонора Филина – российская теле- и радиоведущая, журналистка, исполнительница песен. Родилась в Москве. Окончила Московский городской педагогический университет (факультет педагогики и психологии образования). Работала учителем и детским психологом. В начале 1990-х годов работала в структуре Гостелерадио СССР. С 1992 по 2011 год – ведущая, автор и шеф-редактор на радио «Россия». В те же годы в паре с детским писателем Эдуардом Успенским вела радио- и телепередачу «В нашу гавань заходили корабли»; Элеонора Николаевна была также продюсером и музыкальным редактором этой программы. В настоящее время является автором и ведущей музыкальной программы «Хорошие песни» на телеканале «ТВ Центр». Сегодня Элеонора Филина в гостях у программы «Канон».

– Вы стали популярны, будучи ведущей программы «В нашу гавань заходили корабли». Сегодня Вы ведете еще одну замечательную музыкальную программу, в которой беседуете по душам, слушаете хорошие песни. Формат нашей программы похож: мы тоже говорим по душам, говорим о душе. И я надеюсь, что в этой программе мы послушаем в Вашем исполнении хорошие песни.

Элеонора, Агата Кристи считала, что одна из самых главных удач в жизни человекаэто счастливое детство. Скажите, Вам повезло? У Вас была такая удача в жизни?

– У меня все было прекрасно! Несмотря на то что было много всегоТеперь я понимаю, что все было правильно. Конечно, тогда я чего-то не знала, но в результате все пошло правильно. Если бы не было трудностей, то и сейчас не было бы чего-то хорошего.

Я всегда хотела быть взрослой. И детство для меня было, скорее, обузой, потому что мне хотелось самостоятельности. Было очень много опеки – моя мама была очень авторитарным человеком. Ее уже нет; молюсь за нее каждый день. Она меня вела, в школе постоянно тоже какие-то рамки а хотелось свободы действий. Внутренне я понимала, что плохого я не делаю, но меня все время куда-то загоняли. Говорят: золотое детство… Я никогда не вспоминаю свое детство и не хотела бы вновь в нем оказаться.

Но в профессию тележурналистики Вы пришли буквально из детского сада (Вы были там педагогом). Как получилась такая трансформация?

– В школе я очень любила читать журнал «Семья и школа», который для себя выписывала мама. Там было очень много интересного.

Нестандартное чтение.

Там был шикарный цикл статей «Нестандартный ребенок» Владимира Леви, который я запомнила с шестого класса. И когда я встретилась с его женой и сыном, я им сказала: я просто зачитывалась этой работой! Я ждала этот журнал. Для меня это было увлекательнейшей частью.

Я пошла учиться в педагогический: окончила факультет педагогики и психологии. Еще у меня были факультативные занятия на пианино. Была активная деятельность в школе Я пошла работать в детский сад, а параллельно учителем музыки в школе. В саду мне очень нравилось, и я сразу взяла высокую планку. У меня аналитический ум (такой Господь дал), а в детском саду музыкальная программа очень примитивная. И я создала собственную методику: как научить детей слушать и слышать музыку. Уже с трех лет я развивала у них это понимание. Я брала маленькие произведения Чайковского, и мы с ребятами разговаривали о том, что здесь кукла плачет, а здесь идет дождик. То есть они слышали и чувствовали эту музыку. Это было очень интересно. На этой основе у меня создалась собственная методика; по ней я успешно занималась до 29 лет.

А потом так Господь Бог управил, что моя близкая подруга, с которой я училась в институте, перешла работать на радиостанцию «Маяк». Однажды она меня пригласила на свое торжество, и там были ее коллеги. Меня заметили ее руководители и предложили прийти на радио. Это был 1991 год. Меня спрашивают: «Вы готовы здесь работать?» А это все-таки Всесоюзное радио, это Останкино… Но я была уверенной в себе: я хороший педагог, на моих работах проходят методические объединения… И я отвечаю: «Смотря что вы мне предложите». Это сейчас очень смешно вспоминать.

Сначала я работала референтом. Но поскольку я очень любопытный человек и мне все интересно, я быстро делала свою референтскую работу и уже старалась взять редакторскую. Мне стали давать задания, которые я с удовольствием выполняла: брала интервью, что-то записывала... Очень быстро я стала редактором и где-то через год оказалась в отделе сатиры и юмора Всесоюзного радио. Многие взрослые люди помнят программу «С добрым утром» – я тоже к ней прикоснулась. А потом на «Радио России» появилась программа «В нашу гавань заходили корабли». И так Господь управил, что в ней я проработала 20 летна радио, а потом уже и на телевидении.

Мы обещали нашим зрителям хорошую песню.

(Звучит композиция «В роще пел соловушка». Муз. и сл. народные, исп. Э. Филина.)

– Ваш соведущий, известный детский писатель Эдуард Николаевич Успенский, впоследствии стал и Вашим супругом. Во многих своих интервью Вы признавались, что он для Вас очень многое открыл в профессии. Какой опыт Вы от него переняли? Чем этот человек ценен для Вас?

Очень многим Эдуард был революционером во всем (и в частности, в нашей работе). Люди часто говорят: так не положено, так нельзя, давайте так не будем… А у нас совершенно другое представление о мире! И я по природе такая всегда ищу новое, ничего не боюсь, мне нравится что-то пробовать… Часто что-то запрещали, но у него был авторитет.

Например, однажды у нас в студии были технические сложности. Он говорит: «Нам будет сложно снимать, давайте сделаем летающий микрофон». Все говорят: как это? «Привяжем микрофон на леску: “В нашу гавань заходили корабли, – я его качну, а другой берет его и продолжает: …большие корабли из океана И так мы можем спеть песню». Мне идея понравилась, а звуковикам – категорически нет. Но он им сказал, что берет ответственность на себя. И получилась такая чудесная программа! Это было весело, это было интересно.

А вот еще пример. На Всесоюзном радио надо было монтировать программы так, чтобы не было никакой ошибки, никакой помарки. Когда мы пришли на «Радио России», было по-другому. Человек поет и говорит: «Я забыл слова, сейчас допою». И перепевает. По моему мнению, это надо было убрать. А Эдуард говорит: не трогай. В то время это было новаторство; такого тогда не было. На радио «Маяк», на Всесоюзном радио за ошибку людей увольняли в прямом эфире! Такие были каноны. И мы были первыми, кто в записи делал такие программы, что люди считали, будто мы в прямом эфире.

Эдуард что-то предлагал, и я никогда не говорила «нет». А потом и я стала что-то предлагать… У нас с ним был потрясающий творческий союз: он хулиган, а я учительница и оба веселые, авантюрные

Вы сейчас абсолютно точно находитесь на своем месте. А как понять, что твое в этой жизни? Как найти свое призвание? Ведь Вы хотели быть учителем, а в итоге стали профессиональной телеведущей.

Я считаю, что это сродни учительству; это очень похоже. Вот я в классе, я преподаю. И даже если на последней парте кто-то будет разговариватьну и что! Я вижу перед собой пятитысячный зал! Кстати, когда мы выступали в больших залах, мы всегда просили включать свет, чтобы были видны лица людей. Работать «в черноту» можно на большой эстраде, когда ты выходишь и показываешь только себя – тебе никто не нужен, ты отключаешься от зала темнотой, ты сам в себе. А у нас всегда был интерактив – зрители могли задать вопросы, они подпевали. Нам было важно видеть людей.

Нет разницы, где я в классе, в зрительном зале или телевизионной студии. Господь дал этот дар, и я его почувствовала с детства. Только я не осознавала, что это дар, – мне просто этого хотелось. А теперь, когда уже все можешь понять, ясно: раз тебе Бог дал этот дар, нужно служить людям.

И люди отвечают Вам взаимностью. Я в соцсетях читал очень трогательные искренние комментарии о Вашем проекте «Хорошие песни». Вы дарите людям надежду, дарите людям свет. В чем, на Ваш взгляд, заключается профессиональный секрет?

– Только в этом Божьем даре. Когда мы делали программу «В нашу гавань», нам говорили, что кто-то будет производить аналоги. Да пожалуйста, делайте! Дело не в песнях – их все поют; дело не в формате – везде есть гости и ведущие. А вот как преподнестиэтому даже научить нельзя. Это исключительно то, что дал Бог. Это трудно объяснить, потому что это не твое: это тебе дано. Это живет где-то внутри и транслируется. И за это я благодарю Бога и молюсь. Не было такого момента, чтобы, выходя на съемки, я и мои соведущие не помолились (они оказались тоже верующими людьми). Сначала это был Александр Михайлов, сейчас это Борис Щербаков Мы перед съемками обязательно вставали и читали «Отче наш». А дальше уже все идет как надо. Господь сказал Своим апостолам: не думайте, что вы будете говорить; в свое время вам подскажет Дух Святой.

И Господь Вам посылает правильных и нужных людей?

Вероятно, так.

– В Вашу гавань заходили люди, оставившие большой след в Вашей жизни?

Их очень много. Ведь «Гавань» – это двадцать лет. Поменялись песни: тогда дворовые, сейчас – эстрада. А атмосфера осталась. Люди очень хотели приходить в нашу программу. Нашим постоянным участником был потрясающий писатель Валентин Берестов. Однажды он пришел к Юрию Никулину в его программу «Белый попугай». И Юрий Владимирович ему и говорит: «Валя, почему меня в Гавань не зовете? Я столько песен знаю!» А мы даже боялись подступиться к таким именам Ролан Быков, Зиновий Гердт, Юрий Никулин  великие мэтры, и они приходили. Гердт читал эти тексты и говорил: как потрясающе пишет народ! В каждом тексте какая-то жизнь, какая-то история. Народ не будет петь пустоту, и люди это чувствовали. И когда к нам приходили такие звезды, они забывали, кто они. (Горбачев был, между прочим.) Они вспоминали себя в детстве, а это значит  они были абсолютно свободны. А мы помогали этому раскрыться. Это было фантастически.

Спасибо Вам за то возвращение в детство. Я предлагаю первую часть программы завершить прекрасной песней. А в следующий раз мы поговорим на очень интересные темы.

Давайте споем про блондинку. Куплеты знают далеко не все, поэтому подпевайте припевы.

(Звучит композиция «Крутится, вертится шар голубой». Исп. Э. Филина.)

Ведущий Александр Крузе

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 12 ноября: 21:30
  • Суббота, 15 ноября: 02:05
  • Суббота, 15 ноября: 12:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X