– Сегодня мы продолжим беседовать с регентом Донского монастыря Москвы Павлом Мунтяном.
Мужской хор Донского ставропигиального монастыря существует с 2014 года. Коллектив появился на свет по настоянию игумена обители, ныне епископа Наро-Фоминского Парамона, при участии дьякона Василия Ковальчука. Помимо богослужебной деятельности в Донской обители коллектив принимает участие в богослужениях с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также на праздничных и архиерейских богослужениях в различных храмах столицы и других городов России. За годы своей деятельности коллектив неоднократно становился лауреатом различных фестивалей духовной музыки, а также выступал на светских концертных площадках.
Сегодня регент мужского хора Донского монастыря Москвы Павел Мунтян – гость программы «Канон».
– В прошлой программе Вы сказали, что особое влияние на Вас оказал отец Матфей (Мормыль) и его легендарный коллектив. Скажите, почему этот коллектив считается действительно легендарным? Что в нем особенного?
– Я думаю, что особенное в нем именно то, о чем я говорил в первой передаче, – это тот сакральный смысл, который верующий человек вкладывает в свой певческий труд.
– То есть что-то незримое присутствует?
– Естественно. Это элементарное понимание текста. Даже если взять строки из Херувимской песни, мы, певчие и молящиеся в храме, – тайно изобразующие херувимов. Человеку, который работает в храме на клиросе, будет трудно, у него не будет желания этого делать. А человек воцерковленный, верующий проводит через себя этот текст, его смысл. И тогда молящимся в храме это только помогает сосредоточиться на молитве и на общении с Богом.
– А то, что было заложено отцом Матфеем при жизни, сейчас удалось сохранить? Есть продолжатели традиций?
– Я поступил в академию в лавре после смерти отца Матфея и застал тот период. Это был сложный момент. Всегда, после того как уходит эпохальная личность, возникают трудности. Были трудности и в хоре. Но я очень хорошо помню те ценности, что несли своим продолжателям певчие, которые пели при отце Матфее. Они очень радели об этом и ревностно старались держаться традиций, заложенных руководителями.
– Но ведь часто происходят ситуации, когда нас отвлекают те же самые современные гаджеты, звонки. Ведь помимо клироса у многих есть другая жизнь (работа, дети). Как с этим быть? Приходится ли Вам с этим бороться?
– Вы правильно заметили. У всех бывают разные трудности и житейские заботы. Не могу сказать, что я с этим как-то борюсь, хотя в свое время это было. У нас уже сложилась традиция, что мы стараемся к телефонам особо не прибегать во время богослужения. Но и полного запрета на это нет, потому что всякое может случиться. Службу мы можем допеть и без одного певчего, если вдруг, не дай Бог, что-нибудь случится. Поэтому певчий может достать телефон и посмотреть сообщение или принять очень важный звонок.
– То есть такой строгости нет?
– Нет. Все стараемся относиться к богослужению с пониманием, и к житейским заботам друг друга тоже.
– Помимо службы на клиросе Вы еще выступаете на обычных концертных площадках. Что для Вас сложнее: светские мероприятия или клирос?
– Наверное, все-таки пение за богослужением. Потому что это требует, помимо применения каких-то профессиональных навыков, очень глубокого и сакрального погружения в тексты, в духовную музыку, которую мы исполняем.
– А концертное исполнение отличается от церковного?
– Конечно.
– Оно более яркое?
– Там все-таки палитра звучания может быть намного шире. Потому что мы стараемся находиться в более узком спектре звучания, чтобы не разваливать единую линию молитвы для молящихся и служащих. А на концерте можно себе дать полную свободу, где-нибудь что-то оборвать, подчеркнуть что-то очень контрастно. За богослужением я стараюсь такого не делать.
– А как Вы готовите аудиторию на концертах к исполнению своих произведений? Нужна ли какая-то подготовка? Все-таки это духовные произведения, в первую очередь это молитвы.
– Подготовка с моей стороны как руководителя проходит посредством выбора репертуара.
– Чтобы было интересно зрителям?
– Чтобы было интересно. Мы связываем произведения друг с другом и подводим к определенной кульминации в программе, потом выходим на более спокойные произведения. И к концу уже самые интересные и яркие моменты.
Транслируется песнопение «Покаяния отверзи ми двери…» игумена Силуана Туманова в исполнении мужского хора Донского монастыря.
– Поскольку сейчас в одной только Москве достаточное количество коллективов, связанных с духовной музыкой, как вы выделяетесь среди этого обилия хоров? Чем удивляете зрителя?
– Нельзя сказать, что мы ставим задачу удивить зрителя. Мы все-таки видим в нашей работе какую-то миссию, стараемся ее делать искренне, по-настоящему и по-своему. Если говорить о комментариях о нашей работе других людей (потому что говорить от себя, наверное, будет не очень скромно), то многие выделяют мягкость исполнения, называют наше пение движущейся речкой, в которой тексты нанизываются на единую линию. Прихожане тоже именно за это нас благодарят, слава Богу.
– Есть ли у этой речки притоки современной музыки?
– Конечно, есть. Но делаем мы это не очень часто, потому что наместники нашего монастыря (за время существования хора их было несколько) очень любят традицию Троице-Сергиевой лавры. И мы все-таки добавляем небольшими вкраплениями какую-то современную музыку, но только если она не сильно выбивается из общего репертуара.
– То есть какие-то масштабные эксперименты с электроникой, как делали некоторые коллективы в свое время, не проводите?
– Нет, ни в коем случае.
– Расскажите о сегодняшнем дне коллектива. Чем насыщена его жизнь кроме служб? Какие-то фестивали, концерты? Что было, что планируется?
– Если называть из последних мероприятий, в которых мы участвовали, это богослужения 600-летия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского. Мы участвовали за богослужением, затем пели на фестивале народные песни. Незадолго до этого мы выступали на международном фестивале в Витебске, в Белоруссии, на «Славянском базаре». Также мы выступаем в целом по России и в Москве даем концерты.
– Я знаю, что помимо служб в Донском монастыре ваш коллектив также можно услышать и в других храмах столицы.
– Да, конечно. Нас приглашают поучаствовать в патриарших или архиерейских богослужениях. Когда приезжает архиерей, принято приглашать хор либо побольше, либо более профессиональный. Поэтому мы довольно часто поем и в других храмах города Москвы (и не только).
– В ближайшее время какие-то концерты планируются?
– Мы стараемся регулярно исполнять концерты на разные темы. Но могу отметить любовь наших прихожан и нас самих к рождественским колядкам. Мы уже несколько лет на рождественские праздники исполняем в Донском монастыре колядки, которые нам очень сильно полюбились.
– Может быть, когда-нибудь это вырастет в большой фестиваль?
– Я об этом, можно сказать, мечтаю.
– Дай Бог, чтобы мечта осуществилась.
– Большое спасибо. Надеюсь.
– Основное место Вашей службы – это Донской монастырь, где можно услышать ваш коллектив. Я знаю, что в Донском монастыре есть много социальных направлений: это и реставрационная мастерская, и молодежный центр.
– Не так давно там был создан Социальный центр имени святителя Тихона, патриарха Всероссийского. Он ведет активную социальную деятельность, помогает тем, кто в этом нуждается. Постоянно проводятся лекции, какие-то концерты местного значения.
– Кроме того, Донской монастырь в свое время был центром духовной жизни Москвы, где много святынь. Давайте мы позовем паломников в Донской монастырь. Расскажите, ради чего туда нужно съездить?
– Главной святыней Донского монастыря является Донская икона Божией Матери. В Большом соборе Донского монастыря находится список этой иконы, оригинал хранится в Третьяковской галерее. Первого сентября у нас главный праздник обители – празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Донская». Как раз в эти даты из Третьяковской галереи, по давно сложившейся традиции, привозят оригинал Донской иконы Божией Матери, к которому могут прибегнуть все желающие.
Еще одна святыня Донского монастыря – мощи святителя Тихона, патриарха Всероссийского, который был первым патриархом после Синодального периода, великой личностью своего времени.
Также достоянием монастыря можно назвать некрополь, в котором покоятся останки многих великих людей. Как поет в своей песне Александр Городницкий, «спит в Донском монастыре русское дворянство». Это деятели культуры, историки, профессура московских университетов.
Еще у нас очень красивые горельефы, с которыми связаны трагические события в истории нашей Церкви. В свое время, когда разрушали Храм Христа Спасителя, было разрешено оттуда перевезти горельефы (огромные скульптуры) в Донской монастырь, в котором они до сих пор хранятся. Среди них есть знаменитая работа «Благословение преподобного Сергия Радонежского Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой».
– То есть однозначно стоит съездить туда?
– Конечно, мы всех приглашаем, всем рады. У нас совершаются молебны перед Донской иконой и перед мощами святителя Тихона каждый день, с 12 до 16 часов, когда нет богослужений. Можно в любой момент прийти помолиться.
Также отмечу, что мы на ранних службах (у нас каждый день раннее богослужение в 6.30 утра) исполняем песнопения во время литургии знаменным распевом. Мы поем двухголосную литургию: это древнерусские, греческие и византийские распевы. Начиналось с того, что мы исполняли такие песнопения по субботам. А потом уже, когда ввели раннее и позднее богослужение, раннее богослужение мы полностью стали петь двухголосно.
– А как реагируют прихожане? На что они реагируют ярче: на традиционное пение, которое мы слышим в каждом храме, или на знаменное пение?
– Конечно же, современность больше примыкает к партесному пению. Но любителей именно знаменных литургий достаточно много. Потому что это совершенно по-другому слушается. И, наверное, стоит нам немного погрузить себя в атмосферу раннего богослужения (летом уже светает в это время, а в зимнее время еще полностью темно). Мы поем при свечах. То есть небольшое присутствие света в храме – и такое необычное пение. У нас есть прихожане, которые жертвуют своим сном и приходят на раннюю литургию для того, чтобы погрузиться в это богослужение.
– Это действительно уникально, ради этого стоит проснуться.
– Наверное, да. Это сейчас не очень распространено.
(Транслируется песнопение «Христос воскресе» диакона С. Трубачева в исполнении мужского хора Донского монастыря.)
– В заключение нашей программы существует традиция ответа на короткий блиц-опрос. Давайте с Вами попробуем. Ваши три любимых композитора?
– Бах, Рахманинов, Чайковский.
– Три любимые книги?
– Несомненно, как для верующего человека, это Священное Писание в первую очередь. Дальше назову художественную книгу – «Три мушкетера». А по моей профессии – это книга «Хор и управление им» Чеснокова.
– Продолжите: «Я счастлив, когда…
– … имею возможность познавать истину».
– «Моя профессия – это…
– … певчий православного хора».
– «Больше всего в людях я ценю…
– … искренность».
– «Бог – это…
– … любовь».
– От всего сердца благодарю Вас за эту встречу. Желаю Вам и вашему коллективу многая лета. И до новых встреч в нашей программе.
Автор и ведущий Александр Крузе
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение Иудеи. Оставили Бога». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Семейная история церкви
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Храм Святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве. Часть 2
Плод веры. Журналист, правозащитник, лауреат премии Правительства РФ Ева Меркачева. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!