Мужской хор Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы существует с 2014 г. Коллектив появился на свет по настоянию игумена обители (ныне – епископа Наро-Фоминского Парамона) при участии диакона Василия Ковальчука. Помимо богослужебной деятельности в Донской обители коллектив принимает участие в богослужениях Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также на праздничных и архиерейских богослужениях в различных храмах столицы и других городов России. За годы своей деятельности коллектив неоднократно становился лауреатом различных фестивалей духовной музыки, а также выступал на светских концертных площадках. Сегодня регент мужского хора Донского монастыря Москвы Павел Мунтян в гостях у программы «Канон».
– Павел, Вы служите в Донском ставропигиальном мужском монастыре, который является одним из старейших в России. Вы помните свое первое появление в стенах этой обители?
– Да. Я был еще студентом регентского музыкального духовного училища. В 2009 г. мы с курсом приехали в Москву из Украины посмотреть на достопримечательности, побывать в святых местах. Я уже был на 3-м курсе. Можно сказать, что эта поездка косвенно повлияла на то, что в дальнейшем я поступил в Московскую духовную академию в Троице-Сергиевой лавре.
– Расскажите нашим телезрителям о Донском монастыре, ведь это, как я уже сказал, величайшая святыня нашей Родины.
– Донской монастырь был основан в 1591 г. С основанием монастыря были связаны очень трагические события, которые могли бы быть. Войска хана Казы-Гирея находились на современных Воробьевых горах и собирались напасть на Москву. Основная часть нашей дружины находилась на севере, выполняла там свои стратегические задачи, держали оборону города. Этим воспользовались татары и стали готовить нападение на столицу. Тогда на месте, где сейчас находится Донской монастырь, находилось московское войско и молилось у образа Донской иконы Божией Матери. По преданию, этот образ находился также с князем Дмитрием Донским на Куликовом поле. В то время была походная шатровая церковь, и он со своей дружиной молился Пресвятой Богородице, потому что все было против московского войска. Не было никаких шансов, и воины надеялись только на Пресвятую Богородицу.
И вот в одну из ночей после молитв московское воинство заметило, что нет татарского войска в Москве: они все начали бежать оттуда. Никто не мог объяснить, почему это случилось. Люди верили, что это был Божий Промысл и заступничество Пресвятой Богородицы. Неверующие люди объясняют это тем, что есть свидетельства о том, что Борис Годунов, который в то время управлял нашим войском, обхитрил татар: зажигали факелы, показывая, что в столице бурлит масштабная деятельность, и пустили слух, что основная часть нашего войска возвращается на подкрепление, поэтому татары стали бежать. Тогда наше войско их настигло и победило. На том месте, где был раскинут шатер войска, царем Федором Иоанновичем было приказано построить Малый Донской собор, впоследствии был построен Большой Донской собор, который сейчас находится на реставрации. Именно с этих событий началась история Донского монастыря.
– По сей день паломники, приезжающие в Донской монастырь, рассказывают о чудесах, которые с ними случались. Скажите, в Вашей жизни случались чудеса?
– Конечно, случались. Я считаю чудом то, что я вообще нахожусь здесь. Это можно назвать простой былью, но я простой человек из обычной семьи рабочих, а сейчас занимаюсь любимым делом, о котором всегда мечтал, но в свое время не имел представления, что буду заниматься регентством…
– Павел, перед музыкальной паузой Вы рассказали немного о своей семье. Расскажите более подробно о Вашем детстве. Насколько я понял, Ваши родители никак не связаны с музыкой.
– Да, верно. Родился я в 1990 г. в семи километрах от города Черновцы (это юго-запад Украины, возле границы с Румынией и Молдавией). Село называется Молодия (несколько может напоминать слово «мелодия»).
– Те края действительно очень музыкальные.
– Я родился в семье рабочих. Папа – мастер-кровельщик, мама – повар, очень вкусно готовит. А я вплоть до поступления в регентское музыкальное училище представить себе не мог, что буду когда-то связан напрямую с музыкой.
– Кем Вы мечтали стать?
– У меня были такие веяния в юношестве: я хотел стать милиционером, блюсти справедливость.
Можно сказать сразу пару слов о том, как я к вере пришел. Наша семья была невоцерковленная. Первой из нашей семьи, кто пришел к Богу, была бабушка по линии мамы, Элеонора, которая, к сожалению, почила, достаточно давно уже. Она первая привела меня на порог храма. Достаточно продолжительное время после этого (мне было 7–8 лет) я знал, что идет богослужение, знал, когда поется Символ веры, а когда «Отче наш», но более глубоко в это не вникал. Это была хорошая традиция: я приходил в храм, мы с бабушкой вместе молились. Мы с бабушкой ездили в один монастырь, еще с основания, ныне он очень известный. При нем построен детский приют, в котором сейчас находится около четырехсот детей. Мы проходили пешком в целом около 8-9 км: сначала до общественного транспорта, который ехал до остановки, от которой мы уже шли в гору в монастырь. Было очень отрадно, когда нас подвозила какая-нибудь попутная машина.
К музыке я пришел уже в конце школы. Мой духовник, наместник того самого Банченского монастыря, сейчас митрополит Лонгин, а тогда еще был архимандритом, благословил меня поступить в семинарию. Для меня это было удивлением, потому что моих друзей и сверстников, с которыми мы хорошо общались, он благословлял поступать на экономические факультеты, на юристов.
– Что-то он в Вас увидел.
– Наверное, да. Его очень все почитают и говорят, что он прозорливый. Я готовился к поступлению в юридический институт. Я любил юриспруденцию, криминальное право. Но когда я подошел на очередную исповедь и спросил владыку, что он посоветует, он сказал ехать в Почаевскую семинарию. Я поехал туда на прием к нынешнему наместнику – митрополиту Владимиру. Мы земляки, оба из села Молодея. Владыка посоветовал поступать в регентское духовное училище. Он сказал: «Тебе пока немного лет: всего 17. Тебе нужно возмужать. Там ты научишься лучше петь». Так мой путь больше сложился в сторону музыки, духовного пения, за что я несказанно благодарен Богу и людям, которые этому поспособствовали.
– Возникали ли когда-нибудь сомнения на тему выбора профессии? Вас благословили, но Вы же хотели чем-то другим заниматься.
– Были трудные моменты. Моя жизнь кардинально изменилась, когда я поступил в духовное училище. Я начал более глубоко изучать богослужение, церковный устав. Это для меня было открытие чего-то нового. Мне было довольно сложно с этим справляться, потому что мои однокурсники были преимущественно из семей священников, они с рождения находились в храме, у них все хорошо получалось, а мне поначалу было очень трудно. Можно сказать, что у меня были некоторые сомнения, туда ли я пошел и правильный ли путь выбрал.
– Когда они рассеялись?
– Нельзя сказать, что был какой-то момент, который провел границу контраста. Повезло, что были нужные люди рядом, у нас была хорошая дружная компания однокурсников. И мы поддерживали друг друга. То у одного трудности, то у другого, и мы шли вместе ко всему, в итоге доучились и продолжили свой путь.
– Уже 8 лет Вы руководите хором Донского монастыря.
– Чуть меньше.
– Вы, получается, с самого основания коллектива.
– Да. Только коллектив был основан под руководством тогда еще диакона Василия Ковальчука. Это было при наместничестве в Донском монастыре ныне епископа Парамона, который очень желал, чтобы в мужском монастыре был мужской хор (тогда был только смешанный). Он пригласил диакона Василия Ковальчука, в те времена клирика Донского монастыря, который уже пригласил меня певчим. С диаконом Василием мы знакомы как раз с того регентского училища, где мы подружились, до сих пор идем нога в ногу.
– С 1591 г. хора при монастыре не было? Или он в каком-то состоянии был, а потом перестал существовать?
– Были хоры, но преимущественно смешанные. В любом случае в современности мужской хор появился на территории Донского монастыря только в 2014 г. Пели мужским составом службы отдельно, но это была часть из смешанного хора.
– Сколько сегодня певчих в коллективе?
– Четырнадцать человек.
– Это профессиональные музыканты?
– Да.
– А если кто-то из наших телезрителей захочет поступить к вам на службу, можно ли пройти отбор?
– Отбор, конечно, можно пройти. И если в этом есть нужда, если мы нуждаемся в певчих, тогда мы ищем, но довольно придирчиво: не только с музыкальной стороны, а нам очень важно, чтобы человек был верующий либо как минимум понимающий. Я стараюсь строго за этим следить, потому что это влияет на качество пения и на внутреннюю атмосферу в коллективе. Когда человек молится за богослужением, это совершенно другое ощущение музыки, духовного пения.
– Кого Вы считаете своим наставником в профессии? Есть ли какой-то человек, чье мнение для Вас очень важно?
– Обучаясь уже в Кременецком регентском училище, я стал слушать диски хора Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Матфея. Для меня это было что-то невероятное. Я пытался найти какой-то сакральный смысл в духовных произведениях, которые исполнялись, и мечтал попеть под его руководством.
– Удалось?
– К сожалению, нет. Я поступил в духовную академию год в год после смерти отца Матфея.
– Для Вас эта профессия – в первую очередь – служение Богу, творческая реализация или что-то еще?
– В первую очередь, это служение Богу. Я выделяю в нашем труде богослужебную часть. Я очень люблю богослужение и стараюсь собирать рядом с собой коллектив из певчих, у которых такие же ценности.
– А творчество присутствует в этой работе?
– Конечно! Несомненно!
– В чем оно заключается? Ведь вы поете известные произведения по написанным нотам, по строгим канонам. В чем здесь можно творить?
– Регент и коллектив определяют какое-то свое видение исполнения музыки. Конечно, есть коллективы, которым в определенной степени подражаешь, но свое видение, внутренний смысл богослужения ты ведешь все-таки по-своему. Например, мы стараемся петь за богослужением в спокойной манере, без fortissimo, без контрастных перепадов, потому что я считаю, что хор за богослужением должен помогать верующим молиться. А когда за богослужением присутствуют контрастные перепады, вопли, то это очень сильно наводит внутреннюю смуту на молящихся.
– Давайте прямо сейчас проникнемся вашим звучанием, посмотрим на Ваше видение известных произведений и продолжим наш диалог в следующем выпуске нашей программы.
Ведущий Александр Крузе
Записала Анна Купцова
Продолжение встречи с артисткой, оперной певицей Светланой Феодуловой. Светлана расскажет о предстоящем большом спектакле на главной сцене страны - в Кремле. А также поделится своими чаяниями в вопросе культурного воспитания подрастающего поколения.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 19 апреля 2024
Томск. Пасхальный фестиваль хоров храмов Томской епархии
Пенза. Концерт, посвященный Архангельскому Александру Андреевичу
Челябинск. Молодежь приглашают стать волонтерами на Георгиевском фестивале
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!