В новом выпуске программы - встреча с певицей, заслуженной артисткой России Марией Вороновой. Мария расскажет о том, как выбрала путь артистки, о своих наставниках. Также разговор пойдет о малой Церкви гостьи, о ее троих детях. Кроме того, зрители смогут увидеть фрагменты из концертных выступлений Марии Вороновой.
Сегодня в гостях певица, заслуженная артистка России Мария Воронова.
Мария Воронова – певица, заслуженная артистка России. Родилась в Москве. После окончания музыкальной школы по классу фортепиано обучалась вокалу в России и Италии. Мария Воронова на протяжении нескольких лет сотрудничала с Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана в качестве солистки. Исполнительница ведет активную концертную деятельность. Сольные концерты Марии проходят на лучших академических сценах Москвы. Мария Воронова – частый гость в телеэфирах ведущих каналов страны. Сегодня Мария в гостях у программы «Канон».
– Мария, преподобный старец Варсонофий сказал, что «душа наша ищет в произведениях искусства выражение в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух». В каком возрасте Ваша душа потянулась за прекрасным?
– Очень рано, до начальной школы. Я думаю, что осознанно – лет в пять.
– А с чего начался музыкальный путь?
– У меня, как у любого советского ребенка, в детстве были игрушки. И среди игрушек был детский рояль – маленький рояль, который даже до сих пор остался. И в пять лет, когда моей маме пришлось куда-то уехать и оставить меня одну, я выставила игрушки, поставила рояль и начала давать концерт. Папа это увидел, запомнил, и когда пришло время отдавать меня в общеобразовательную школу, он меня спросил: «Доченька, ты хочешь заниматься музыкой? Будешь ли ты играть? Выбери себе инструмент». – «Папочка, конечно, я очень хочу, мне очень нравится!» Мне нравилось петь, танцевать, радовать; я была очень подвижным ребенком. И я выбрала фортепиано. Отец взял с меня обещание, что я окончу музыкальную школу: я жила на седьмом этаже, и в советские времена дотащить туда музыкальный инструмент было весьма проблематично, а спустить – уже невозможно.
– И Вы честно выполняли обещание?
– Бывало, что и сопротивлялась. Первые два года было интересно. У меня была замечательная преподавательница по фортепиано и вокалу, Людмила Васильевна Олешкевич. С первых же дней она что-то во мне разглядела и начала со мной работать. Первые классы мне нравилось, все было замечательно. Но потом, как и любому ребенку, мне хотелось отдыхать, гулять, играть в классики – а нужно было заниматься и учить произведение Баха, и произведения эти становились все сложнее…
– Родители упрашивали, заставляли Вас заниматься?
– Папа на пианино ставил мне будильник и говорил: «У тебя два часа». Каждый день два часа я должна была заниматься музыкой. Но когда я стала постарше, начала втягиваться, начала слушать музыку осознанно. Мне давали произведение, которое мне хотелось выучить: хотелось это услышать, сыграть собственными руками и передать музыкой то, что ты чувствуешь душой. Когда я учила все эти произведения, я их пропевала, пропускала через душу и потом передавала через пальцы. В итоге я отучилась в музыкальной школе не семь, а восемь лет. Преподаватель меня готовила к поступлению в музыкальное училище по классу фортепиано, и она уговорила меня позаниматься дополнительный год.
– Когда Вы начали петь профессионально? Кто были наставники? Вы ведь учились и в России, и в Италии, на родине бельканто.
– Петь я начала примерно в одно время с занятиями музыкой. Судьба мне приготовила встречи с очень интересными людьми. Первая моя наставница в вокале, в музыкальном воспитании вообще – Людмила Олешкевич. После нее я встретила Ирину Долженко, народную артистку России, солистку Большого театра. Мы сейчас дружим семьями. В театре мы встретились с Маквалой Филимоновной Касрашвили, народной артисткой СССР. Она была руководителем оперной труппы Большого театра. Потом на моем пути встретился Анатолий Гусев, мой преподаватель. Он родился в Баку, а учиться и преподавать поехал в Италию. Преподавал он, в том числе, и в La Scala. Я ему очень многим обязана, потому что он сумел разглядеть во мне мой тембр. «Всем видом, своим голосом, эмоциями, жестами ты – колоратурное сопрано», – говорил он. Оперное пение – это огромнейший, колоссальный труд, который заключается не только в ежедневных распевках, но и в том, чтобы правильно поставить голос и чтобы голос затем привык к правильной постановке и звукоизвлечению.
– Получается, что Вы в Италии постигали русскую классическую школу у русского педагога.
– Верно.
(Звучит композиция «O mia babbino caro». Муз. Дж. Пуччини. Исп. М. Воронова.)
– В одном из интервью Вы сказали, что певцов много, но не у каждого поет душа. На Ваш взгляд, только ли в этом секрет артистической профессии?
– Я думаю, что профессия певца заключается в том, чтобы передать чувства голосом. Чтобы стать большим артистом, нужно любить свою профессию, музыку – вообще любить свое дело. Некоторые ходят на работу, которая им не нравится. А если человеку нравится его занятие, то он готов работать 24 часа в сутки, отдаваться делу с восторгом, делать все вдохновенно. Если ты выбрал такую профессию, значит, нужно целиком и полностью посвятить себя ей – отдать все, что ты чувствуешь. Как художник. Он рисует красками, выплескивает эмоции на холст, потом просыпается среди ночи и думает: «Я это не добавил, я что-то упустил».
Еще у меня есть хобби: я рисую и делаю куклы. Я к этому пришла совершенно случайно – увидела на выставке какую-то игрушку, мне она понравилась, и я решила сделать ее своими руками. Посмотрела мастер-классы, посвятила целую неделю этому процессу – как ее делать, какие материалы нужны, заготовки. Села и сделала. Я делала куклы на рождение ребенка своим подругам. Сидела ночью и для подруги первый раз делала Зайку Тильду. Они были в восторге – и мама, и ребенок. Да и мне было приятно, что я потрудилась.
– Несмотря на свою профессиональную востребованность, Вы в одном из интервью признались, что могли бы жить и без сцены: «Дело всей моей жизни – это моя семья и мои дети». Расскажите о своей малой церкви, ведь Вы – многодетная мама. Сколько у вас детей?
– У нас пока трое детей. Я строга, потому что мой папа учил меня, что в нашем мире нужно выживать. И родители не вечны, к сожалению. Нужно быть готовым ко всему. У меня один ребенок, старший – особенный. Но даже его я подготовила к самостоятельной жизни. Он плохо разговаривает; не понимает, что такое считать, читать. У него свое видение. Но он очень добрый. И я считаю, что такие дети даются семье для того, чтобы понять, что такое любовь и что такое любить. Иногда нервы не выдерживают, сумасшедший график, ты срываешься… К тебе приходит сын и говорит: «Мама, я тебя люблю». От чистого сердца. «Я тебя люблю». Он обнимает, целует руки... И сердце сразу раскрывается, все остальное просто уходит на задний план.
Я учу своих детей быть самостоятельными. Они сами ходят в магазин. У нас дочь сама захотела и поступила в Пансион воспитанниц Министерства обороны. Ей 11 лет, сейчас она отдельно от родителей живет в Санкт-Петербурге. И я ей говорю, что нужно трудиться. Для того чтобы чего-то достичь в жизни, нужно приложить усилия. Просто так ничего не бывает. Чтобы вырастить красивый цветок, нужно приложить огромные усилия: вспахать землю, удобрить ее, поливать цветок, любить. Без любви никакой цветок не вырастет, а если и вырастет, будет хилым, некрасивым. Не будет он так радовать глаз, как цветок, за которым ты ухаживал, вкладывал в него свою любовь.
– С таким правильным посылом, с таким заветом, который Вы передаете детям, мне кажется, какую бы они профессию ни выбрали, у них должно все получиться. Как Вы, кстати, отнесетесь к их выбору профессии? Есть планы на детей?
– Нет, планов на детей у меня нет, они должны сами выбирать свой путь.
– Я предлагаю нашу первую часть сегодняшней программы завершить музыкальным произведением в Вашем исполнении.
(Звучит композиция «Виноградная косточка». Муз. и сл. Б. Окуджавы. Исп. М. Воронова.)
Продолжение встречи с певцом, солистом Государственной академической хоровой капеллы России имени А. Юрлова Валентином Хмелёвым. Речь пойдет о больших, значимых творческих проектах Валентина. В эфире будут показаны фрагменты выступлений артиста.
Всенощное бдение 12 июля 2025 года
Всенощное бдение 12 июля 2025 года
Божественная литургия 12 июля 2025 года
Божественная литургия 12 июля 2025 года
День ангела. 12 июля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!