В новом выпуске программы – встреча с певцом, солистом Государственной академической хоровой капеллы России имени А. Юрлова Валентином Хмелёвым. Артист расскажет о своей музыкальной семье, о творческом пути и влиянии духовной музыки на свою жизнь. Также в эфире будут показаны фрагменты выступлений Валентина Хмелёва.
Сегодня у меня в гостях певец, участник популярных музыкальных телепроектов Валентин Хмелёв.
Лауреат всероссийских и международных конкурсов певец Валентин Хмелёв родился в 1992 году в Сургуте. Окончил Кировский колледж музыкального искусства имени Казенина и Академию хорового искусства имени Попова. Несколько лет был солистом хора московского Сретенского монастыря. С 2020 года является солистом Государственной академической хоровой капеллы имени Юрлова. В 2019 году вышел дебютный альбом артиста «Ветер перемен». В нынешнем году Валентин выпустил пластинку «Великой Победе – 80 лет». В настоящее время Валентин ведет активную концертную деятельность в составе капеллы, а также как сольный исполнитель. Сегодня Валентин Хмелёв – гость программы «Канон».
– Людвиг ван Бетховен считал, что музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия. В каком возрасте Вы начали постигать эту непростую науку?
– Мне очень повезло, потому что я с самого раннего детства уже понимал, кем я буду. Мои родители – музыканты: отец – трубач, мама – певица, вокалистка. И они сразу же направили меня в музыкальное русло. Примерно с четырех лет я помню мой первый инструмент – скрипку… Не очень я ее любил. А дальше – Хоровое училище имени Глинки (филиал в Сургуте), Колледж музыкального искусства Игоря Казенина в Кирове, Академия хорового искусства в Москве. Такой у меня студенческий путь в разных городах.
– Творческие семьи, семьи артистов делятся на два диаметрально противоположных лагеря. Одни стремятся продолжить свою музыкальную династию. Другие же, наоборот, пытаются уберечь детей, зная какие-то подводные камни этой профессии. Получается, что Ваша семья относится к числу первых. Как Вы считаете, почему родители все-таки так решили? Ведь музыка – очень непростой мир.
– Время, когда я рос, было очень сложным для нашей страны. И моя семья застала это. Я думаю, родители по-настоящему музыку любят. Я считаю, что музыкальный мир (особенно начальное музыкальное образование) делает детей добрее, человечнее. И я очень бы хотел, чтобы в будущем мои дети тоже были музыкантами. Конечно, они сами будут выбирать путь, но я постараюсь их направить в это русло – посмотреть, имеют ли они способность к музыке, и, конечно, дальше развивать их таланты.
– Получается, эта частичка счастья и есть то, за что Вы любите свою профессию?
– Абсолютно верно. Если бы не музыка, я, возможно, был бы поваром.
– Любите готовить?
– Очень люблю. Дома на кухне.
– Но это тоже искусство.
– Да, искусство – готовить вкусно и красиво. Кухня – это моя территория, и моя супруга абсолютно рада этому. Она говорит, что всегда мечтала, чтобы муж хорошо готовил, и я надеюсь, ей очень повезло.
– Вы, как итальянский повар, – готовите и поете?
– Бывает и такое. Бывает и джаз (очень люблю джаз). Я прихожу домой, включаю радио, и мы прекрасно проводим время и за готовкой, и читая книги.
– Можете вспомнить своих наставников – тех, кто проложил Вам путь в профессию? Какие имена для Вас особо важны?
– Мне очень повезло с педагогами. В хоровом училище имени Глинки это замечательнейший дирижер (он сейчас директор училища) Владимир Евгеньевич Беглецов. Это человек, на которого хотелось равняться в детстве. Даже его подзатыльники за плохое поведение сейчас вспоминаешь с особой благодарностью. Никогда не забуду, как мне один раз прилетело, и отец пришел поговорить с педагогом. Они остались прекрасными друзьями и общались долгое время после этого. Нина Григорьевна Семишкур – великий педагог Кировского колледжа музыкального искусства, которая взялась за мое воспитание как творческой личности, как дирижера, хоровика. В Академии хорового искусства – Алексей Кириллович Петров, замечательный продолжатель наследия Виктора Попова, его ученик. Было колоссальной удачей работать с этим специалистом, и мы до сих пор очень в хороших отношениях, поддерживаем связь, общаемся. Иногда он приглашает меня на свои мероприятия уже в качестве солиста. Моя школа педагогов была, на мой взгляд, просто невероятная. Мне очень повезло.
– Повезло и нам, что Вы сегодня у нас в гостях. Давайте в благодарность всем Вашим наставникам и на радость телезрителям посмотрим фрагмент Вашего выступления.
(Звучит композиция «Гляжу в озера синие». Муз. Л. Афанасьева, сл. И. Шаферана. Солист В. Хмелёв.)
– Валентин, сегодня Вы выступаете с академическим, патриотическим и эстрадным репертуаром. Но духовная музыка, как мне кажется, имеет особое место в Вашей жизни. Сегодня Вы являетесь солистом Государственной капеллы имени Юрлова. Какое-то время назад Вы были солистом хора Сретенского монастыря. Оба коллектива так или иначе связаны с духовной музыкой. Какое место в жизни занимает духовный репертуар сегодня?
– Я помню, как еще будучи студентом колледжа в Кирове, я оказался в церковном хоре. Моя мама сказала, что ей приснился сон, что у меня все будет хорошо, если я буду рядом с Богом. И я на клиросе в замечательном хоре Успенского собора в Кирове делал мои первые шаги. Конечно, духовная музыка – это колоссальная история нашей страны. В ней сила, дух нашего народа. И люди, даже не понимающие, о чем поется, не знающие старославянского текста, чувствуют эту добрую, хорошую, сильную вибрацию каких-то нужных для нас эмоций.
Сейчас уже осознаннее начинаешь исполнять эти произведения. Для меня было большой честью исполнять в Большом зале консерватории на втором курсе Академии хорового искусства (я тогда впервые пел сольно) фрагменты «Всенощного бдения» и «Ныне отпущаеши» Рахманинова. И, наверное, тогда во мне появилось понимание того, что я делаю и для чего это делаю: доносить до людей прекрасное, настоящее искусство.
– Мамины слова оказались пророческими? Жизнь Ваша изменилась?
– Конечно. Понятно, что изначально, так как был студентом, нужно было заработать на булочку с чаем. А дальше – это уже большая дружба с духовными представителями Церкви. Я сейчас дружу с замечательным духовным отцом Дионисием Хропотом. Нашей дружбе уже почти 15 лет. Я просто пришел к нему на клирос, а дальше завязалась потрясающая семья. Я – крестный его младшего сына, и думаю, что это не просто так. Ведь добрые люди притягиваются друг к другу. И его доброта притянула меня, а моя доброта позволила мне войти в их семью.
– Вы работали в хоре Сретенского монастыря. Расскажите об этом коллективе. Сколько лет Вы там проработали?
– По-моему, четыре года я отдал этому прекраснейшему коллективу. С огромной радостью вспоминаю и даже скучаю по тем временам, потому что это невероятно мощный коллектив. Это наши русские народные песни; это замечательные казачьи песни. И, конечно же, – духовная музыка. Этот мужской состав – сильнейший в России, и я имел колоссальную возможность петь в этом коллективе и даже быть его солистом. В этом году коллектив отметил юбилей. Я смотрю на них в социальных сетях; мы общаемся со многими ребятами – даже с директором и бывшим художественным руководителем Никоном Жилой. С огромной радостью вспоминаю те времена.
– Сегодня Вы солист другого замечательного коллектива. Расскажите о капелле.
– Это коллектив совершенно другого плана. Он стоит в одной элитной части музыкального мира нашей страны, но все-таки это более академическое звучание и академические произведения. Мне как солисту удалось исполнить очень много крупных, масштабных произведений – это и «Реквием» Моцарта, и Carmina Burana Карла Орфа; целиком мы поем и «Всенощное бдение» Рахманинова, и «Перезвоны» Гаврилина. Колоссальная музыка, потрясающая. Огромное счастье было исполнить «Перезвоны» Гаврилина. Это невероятно русский дух, русская душа, сила. Сейчас у меня такой этап жизни, и я ему очень рад. Огромная благодарность руководителям, которые в меня верят и дают возможность донести до зрителей свои эмоции от того или иного произведения.
– Геннадий Александрович Дмитряк, замечательный музыкант, который был у нас в гостях, как-то в интервью признался, что артиста нужно загипнотизировать. Но гипноз никогда не сопровождается администрированием, стуком и грохотом. Геннадий Александрович – Ваш прямой руководитель. Кто же из вас кого загипнотизировал и чем?
– Геннадий Александрович обладает уникальным видением музыки. Он не старается пародировать или копировать кого-то. У него есть мысль, которую он всяческим образом пытается до нас донести. Он считает, что хор – это такая же музыкальная единица, как и симфонический оркестр. Он хочет переплести нас, добиться того, чтобы мы звучали в таком же масштабе, как и оркестр. Он сам управлял и управляет симфоническим оркестром и пытается добиться от нас этого звучания. Это его подход, это его видение, и мы стараемся воплотить все его идеи. Гипноза нет – есть направление, которое он нам показывает.
– Но все-таки Вы не просто хорист, а солист. Как Вы этого добились?
– Секрета никакого нет. Я пришел на прослушивание, спел, меня услышали – и началась работа. Солист должен обладать не только сильным и красивым голосом, он еще должен обладать харизмой. Он не должен бояться сцены – нужна уверенность в себе. Я думаю, что руководство видит во мне эту уверенность. Конечно, бывают и ошибки; бывает, что и текст забудется… Присутствует волнение, но нельзя показывать это на публике. Даже если ты ошибаешься, ты должен ошибаться уверенно. Мне кажется, это и является залогом того, что ко мне относятся как к солисту.
– За те годы, что Вы работаете под руководством Геннадия Александровича, Вам удалось поучаствовать во множестве интересных проектов. Это и Антология хоровой музыки Родиона Щедрина, и запись «Всенощного бдения» и духовного концерта «В молитвах неусыпающую Богородицу» Сергея Васильевича Рахманинова. Расскажите об этих проектах.
– Это знаковый проект. Огромнейшая честь для меня быть солистом в этом масштабном проекте – хор 120 человек! Записывали мы это на «Мосфильме» под чутким руководством замечательного звукорежиссера Геннадия Папина. Быть частичкой истории с надеждой на то, что твои дети и внуки услышат эту запись, – это потрясающие ощущения. Я помню, как шел на эту запись и уже тогда чувствовал ответственность, гордость и осознание того, что все получится. И действительно, это получилось очень достойно. Это замечательная музыкальная картина, огромное полотно (звучание хора в 120 человек!), и ты – маленькая песчинка в этом организме, но ты показываешь свой голос и поешь эту потрясающую музыку.
– Это по-настоящему исторический проект, потому что редко кто вообще берется исполнять эту музыку. А записать, чтобы осталось это в истории, – это дорогого стоит.
– Спасибо большое за эту возможность Геннадию Александровичу Дмитряку.
– Валентин, спасибо за возможность сегодня послушать фрагменты этой замечательной музыки. Я предлагаю наш интересный диалог продолжить в следующем выпуске программы, а прямо сейчас закончим музыкальным подарком.
(Звучит песнопение «Ныне отпущаеши». Муз. С. Рахманинова, исп. Государственная академическая хоровая капелла им. А. А. Юрлова п/у Г. А. Дмитряка. Солист В. Хмелев.)
Ведущий Александр Крузе
В новом выпуске программы - встреча с заслуженным деятелем искусств РФ, доцентом Московской консерватории, художественным руководителем детского хора "Синяя птица" Александром Антипиным. Разговор пойдет о тонкостях работы с детским коллективом, о том, как достичь творческого признания - коллектив под руководством Александра Владимировича является лауреатом четырех грантов Мэра Москвы!
Этот день в истории. 20 июля
День ангела. 20 июля
Церковный календарь 20 июля. Обретение мощей преподобного Герасима Болдинского
Евангелие 20 июля. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои
Читаем Апостол. 20 июля 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!