Канон. Народный артист России Олег Погудин. Часть 1

13 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

– Сегодня у меня в гостях народный артист России Олег Погудин. 

Олег Погудин – российский певец, известный исполнитель романсов, народный артист России. Родился в Ленинграде в 1968 году, с детства занимался музыкой, учился в музыкальной школе, а также был солистом детского хора Ленинградского радио и телевидения под управлением Славнитского. После окончания школы поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии имени Черкасова, который окончил с отличием. В 1989 году проходил стажировку в театральном Центре имени Юджина О'Нила в США. Три года отслужил в Санкт-Петербургском академическом Большом драматическом театре имени Горького. В 1991 году вышла дебютная пластинка Олега Погудина «Звезда любви». Год спустя Олег Евгеньевич провел два больших сольных тура по Швеции. Далее были многочисленные гастроли и записи альбомов, которые принесли Олегу Погудину любовь аудитории. Почитатели творчества прозвали его королем романса и серебряным голосом России. 

– Как-то в интервью Вы сказали: «Конфликта с телевидением у меня нет, просто я неинтересен для них, я им неродной». Должен Вам признаться, что в рамках этой программы в этой студии Вы абсолютно родной человек, интересный собеседник и долгожданный гость. 

– Большое спасибо на добром слове. Единственное, я бы не хотел начинать наш разговор с такой в некотором роде конфликтной подачи. Да, Вы довольно точно меня цитируете, но это было интервью где-то начала 2000-х, а то и конца 90-х годов. Ситуация изменилась. Кстати, с телевидением отношения у меня начались еще в 80-х годах прошлого века, они ровные, спокойные. И в нынешнем культурном поле есть достаточно и программ, и телеканалов, которым интересно сотрудничать со мной и с которыми мне тоже интересно сотрудничать. А у вас сегодня я с огромной радостью, и это взаимно. 

– В рамках этой программы мы с Вами виделись шесть лет назад, и должен признаться, что Вы абсолютно не изменились. Как Вам удается держать такую хорошую форму? 

– Дело в том, что уделять внимание внешности мы обязаны, но ровно настолько, насколько это нужно. Конечно, артисту надо выглядеть прилично. Тем не менее это все-таки природа в первую очередь. Слава Богу, мне не нужно очень серьезно заниматься внешним видом, чтобы выглядеть прилично. Для того чтобы не потерять форму, конечно, я делаю те же вещи, которые делают сейчас все (не только артисты, политики или менеджеры, которым нужно постоянно встречаться с людьми). Но это известно и доступно всем: нормальное питание и обычная физкультура на том уровне, на котором нужно поддерживать себя для здоровья. 

– Свою первую оригинальную концертную программу Вы представили широкой публике в 1990 году (Вам тогда было 22 года). Программа называлась: «Я артист». В каком возрасте Вы действительно осознали, что Вы артист, что это Ваш путь и профессия на всю жизнь? 

– Меня покорили слова «оригинальная программа», я даже задумался. 

– Популярная энциклопедия пишет так. 

– Если бы еще кто-нибудь из этой энциклопедии справился у меня о фактах биографии и о том, как это все называлось… 

– Я изучал информацию; по-моему, там были произведения Вертинского. 

– Эта программа была посвящена Вертинскому и родилась она из моей экзаменационной работы в театральном институте. 

…Петь я действительно начал очень рано. Петь так, что это привлекало людей, они собирались вокруг. Это могло быть где угодно: в магазине, парикмахерской, на автобусной остановке или на пляже в Крыму. Первые профессиональные выходы на сцену были еще в 70-х годах. Но если говорить о внутреннем выборе профессии, то это произошло очень рано, в детстве. Это было понятно мне и, слава Богу, окружающим, то есть никогда не возникало сопротивления ни у родителей, ни в обществе, в котором я был (школьном или в кругу общения родителей). Никогда никто не сомневался, что я имею на это право. 

– Родители были связаны с музыкой? 

– Нет, родители не были связаны с искусством, в этой сфере на тот момент не работал никто из родственников. Профессионально из всей фамилии, наверное, я первый... 

«Погудин» в переводе на нынешний русский язык означает «поющий». Погудка – это песня на каком-то народном инструменте, народная скрипочка называлась «гудок». Поскольку предки у меня крестьянские, соответственно, фамилии давались по прозвищам; значит, пели все предки. Даже есть документальные свидетельства этого еще из XVI века. Все предки, которых я застал, все родственники по фамилии обладают очень приличными голосовыми данными и, что самое замечательное, выдающейся музыкальностью. То есть они могли бы быть популярны и раньше. Но… это же крестьянские семьи. 

И начало двадцатого столетия, когда дедушка стал офицером, выйдя из своего села, предполагало другие профессии, другую работу. Отец, у которого на самом деле прекрасные певческие данные, всю жизнь работал в танкостроении. Удивительно, что я действительно первый из семьи, настолько реализовавшийся в своей профессии. 

(Звучит романс «Не жалею, не зову, не плачу» на стихи С. Есенина в исполнении Олега Погудина.) 

– Получив актерское образование, Вы достаточно быстро покинули драматическую сцену. С чем это связано? 

– На самом деле я попал на драматическую сцену несколько случайно. 

– То есть все наоборот? 

– Курс, на котором я занимался, готовил и выпускал артистов драматического и музыкального театра. Мы очень серьезно занимались и вокалом, и ансамблем, и даже музыкальным анализом и пластикой. По программе у нас этих часов было больше, чем в курсе актера драматического театра. Но… случай. 

По окончании института я и еще двое моих сокурсников получили приглашения в Большой драматический театр (тогда – имени Горького, через короткое время – уже имени Товстоногова). Ни один петербуржец, окончивший театральный институт и получивший приглашение в БДТ, тем более того периода, будучи вменяемым, конечно, не отказался бы от такого приглашения. 

Я окончил театральный институт очень юным, в 21 год, и можно было распоряжаться своим временем несколько более свободно, чем если бы я выпустился в 25 лет. Сейчас уже и 21-летние выпускники театрального института должны быстро себя найти в профессии. Все-таки когда я закончил обучение, было достаточно счастливое время. Ты мог сформироваться в профессии, не надрываясь и не пытаясь сразу получить успех или сыграть какие-то роли, которые в совсем молодом возрасте, может быть, и играть противопоказано. 

Но я всегда чувствовал себя как музыкант, певец, не как драматический артист. И, проработав три года в лучшем на тот момент театре страны, я очень хорошо понял и освоил, что мои возможности как певца, музыканта просто несопоставимо шире и мощнее, серьезнее и перспективнее, чем у драматического актера. 

Будучи молодым человеком, я просто пришел к Кириллу Юрьевичу Лаврову, который был тогда руководителем театра, и сказал ему примерно то, что Вам сейчас говорю. Это была немыслимая вещь в начале 80-х годов; и вещь неприличная уже где-то в конце 90-х годов или в наше время. А в тот момент это было настолько свободно и понятно, что наш разговор с Кириллом Юрьевичем закончился тем, что он сказал: «Олег, если Вы решите в перспективе вернуться в театр, то добро пожаловать». 

Я понимаю, насколько были драгоценными подарки тогда еще совсем юному артисту от очень-очень серьезных людей не только в профессиональном смысле, но и в смысле очень достойного жизненного пути. По счастью, я хороший ученик, никогда не забываю уроки (ни печальные, ни тем более добрые) и испытываю благодарность к людям, которые мне помогли в профессии. Ведь тогда отпустить из театра с благословением – это была колоссальная помощь. Я стараюсь этого не забывать. 

Нынешнее время я бы не стал ругать (у него много достоинств, хотя и много недостатков). Но оно, мне кажется, требует, чтобы каждый из нас (в особенности артисты) помнил о том, что благодарность – одна из добродетелей, которая совершенно необходима не только для спасения души, но и для спасения себя в профессии. Это очень важно. 

Уйдя из театра, я ушел на самом деле в никуда… 

– Вы отважный человек: уйти из такого театра в никуда… 

– Это отвага молодости. Поверьте, сейчас я бы такой поступок точно не совершил. Слава Богу, что это состоялось тогда, и начался опыт свободного делания, отчасти цыганской жизни или того, что называется словом «фрилансинг». Для меня это знакомое слово, поскольку мне довелось учиться в Америке, а потом и гастролировать там в качестве самостоятельного гастролера. Уже 35 лет карьеры, я всю ее делаю самостоятельно, нет ни продюсеров, ни спонсоров почти никогда. То есть все, что я делал в своей жизни, я делал сам, но при помощи своих дорогих друзей-музыкантов. 

– Когда Вас отпускали с благословением, Вам сказали, что двери открыты. Не было желания вернуться в театр в качестве драматического актера и таким способом что-то донести миру? 

– Нет, на самом деле нужно работать в той области, в которой твои возможности наиболее проявлены. Да и в том репертуаре, с которым я выступаю, я всегда использую актерскую профессию. В том, что я пою, текст является все-таки главной составляющей. Текст и история героя, который сейчас находится перед зрителем, – это вещи абсолютно самоценные и лидирующие. Будучи певцом, тем не менее я работаю на сцене как актер. 

Просто выразительные средства у меня в первую очередь музыкальные, но решение художественных задач актерское. Так что по театру я не тоскую. 

Единственное, что меня не просто привлекает, а манит и зовет, не дает успокоиться, – это крупная форма, вернее сказать: спектакль. То есть партнерство взаимоотношений, когда ты не один на площадке. Но я периодически к этому возвращаюсь в тех объемах и границах, которые могу сам освоить. Например, юбилейный спектакль «Серебряный век», который мы показали масштабно в Государственном Кремлевском дворце, а потом в БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге, мне удалось провезти по всей стране. Было сорок спектаклей в разных городах. Наверное, стоит повесить небольшую медальку: в каждом городе (это был принцип) я работал с артистами из этих городов. 

– Это были музыканты? 

– Нет, музыканты были свои. Певицы и танцовщицы – сотрудники местных филармоний и оперных театров. 

– Это же очень сложно, надо как-то спеться, сыграться, станцеваться. 

– Это действительно сложно. Но я рассчитывал на профессионализм местных артистов. Кстати, для меня была колоссальная личная радость увидеть, что в провинциальных городах (не только в крупных) были очень профессиональные артисты. Мы часто говорим о том, что Россия богата талантами, культура в нашем Отечестве находится на высоком уровне, несмотря на сложные условия труда на местах. Вы знаете, это правда. И когда ты в это включаешься, работаешь с артистами в городах провинции и сам это постигаешь в процессе работы, это огромная радость. 

(Звучит романс «В минуту жизни трудную» на стихи М. Ю. Лермонтова в исполнении Олега Погудина.) 

Автор и ведущий Александр Крузе 

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 02:05
  • Суббота, 20 апреля: 12:05
  • Среда, 24 апреля: 21:30

Анонс ближайшего выпуска

Продолжение встречи с артисткой, оперной певицей Светланой Феодуловой. Светлана расскажет о предстоящем большом спектакле на главной сцене страны - в Кремле. А также поделится своими чаяниями в вопросе культурного воспитания подрастающего поколения.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать