В новом выпуске программы встреча с дирижером, руководителем Государственной академической симфонической капеллы России, народным артистом РФ Валерием Полянским. Валерий Кузьмич расскажет о том, как он выбрал путь дирижера, о дружбе с великим Альфредом Шнитке, а также будут показаны фрагменты концертных выступлений капеллы.
Сегодня у нас в гостях Валерий Полянский. Дирижер, педагог, народный артист России, дважды лауреат Государственной премии, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени.
Валерий Полянский родился в 1949 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию. С 1971 по 1991 год – организатор и руководитель Камерного хора Московской консерватории (с 1980 г. – Государственный камерный хор Министерства культуры СССР). В разные годы – дирижер Московского театра оперетты и Большого театра. С 1992 года – художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической симфонической капеллы России.
– Валерий Кузьмич, как-то в интервью Вы признались, что главное в Вашей профессии – быть чистым сердцем. Мне кажется, это важно не только в профессии, но и в жизни.
– Безусловно. Всё, что мы чувствуем и делаем, передается в музыке – и слушателям, и музыкантам, с которыми работаешь. Человек выдает то, что имеет в душе. Есть злая музыка и злые музыканты, а есть те, кто несет добро, тепло, удовлетворение, радость и очищение. На мой взгляд, это крайне важно.
– Как воспитать эту чистоту? Кто заложил в Вас первые зерна?
– Прежде всего родители. Хотя они были далеки от музыки, но всю жизнь работали, были честными тружениками. Своим примером воспитывали меня с раннего детства. Позже – педагоги в музыкальной школе, училище и особенно консерватории. Они прививали лучшее, что есть в музыке и человеческом общении.
– Вы сказали, что семья была простой. Как музыка появилась в Вашей жизни?
– Бабушка очень хотела, чтобы я стал либо музыкантом, либо художником. Так сложилось, что меня отвели в музыкальную школу, проверили слух. Он присутствовал – и я начал заниматься. Родители приложили все усилия, чтобы обеспечить меня инструментом и дать музыкальное образование.
– Почему Вы стали именно дирижером, а не исполнителем?
– Так сложилась судьба. Я окончил дирижерско-хоровое отделение музыкальной школы и как раз попал на пересменку между семилеткой и восьмилеткой. Вроде и музыкальную школу окончил, но еще надо было учиться. Я остался на специальные дирижерские и хоровые курсы. Там начал дирижировать, и в тринадцать-четырнадцать лет уже вышел к смешанному хору, потому что это были вечерние курсы.
Педагог по сольфеджио и гармонии отвез меня в музыкальное училище при консерватории, показал заведующей кафедрой Зверевой. Она прослушала меня, я подирижировал – и в результате поступил в ее класс. Училище окончил быстро, за три года, затем поступил в консерваторию.
– Вы сказали, что есть хорошая музыка, которая несет свет. Предлагаю сделать музыкальную паузу и насладиться этим светом в исполнении вашего коллектива.
(Звучит отрывок «В тот день, когда труба» из кантаты С.И. Танеева «Иоанн Дамаскин», исп.: Государственная академическая симфоническая капелла России п/у В. Полянского.)
– Валерий Кузьмич, основанной Вами Государственной академической симфонической капелле, которой Вы бессменно руководите, в будущем году исполняется 55 лет. В чем секрет творческого долголетия?
– Сначала это был студенческий Камерный хор Московской консерватории. Там пели студенты дирижерско-хорового и теоретического отделений, даже учащиеся музыкальных училищ Москвы. Затем он стал камерным хором Министерства культуры. Тридцать пять лет назад мы объединились со вторым оркестром «Радио», которым руководил в то время Геннадий Николаевич Рождественский, мой педагог. Он дал буквально один концерт с капеллой и по разным обстоятельствам был вынужден покинуть ее, а я – возглавил. С тех пор уже тридцать пять лет руковожу этим громадным ансамблем, который состоит из двухсот человек. Это большой симфонический оркестр и хор, которые работают отдельно. Также мы делаем совместные программы, в разных жанрах: кантатно-ораториальном, оперном. Ставим много опер в концертном исполнении, они сейчас востребованы.
– Секрет успеха в том, что у Вас разнообразный репертуар?
– Трудно сказать. Секрет успеха, наверное, в том, что удалось достигнуть определенного мастерства, мобильности и разнообразного репертуара. Можно сказать, мы исполняем всё, что есть в жанрах музыки. Трудно сказать, что является основополагающим. Преимущество в том, что это единый коллектив, который работает под одним началом. По крайней мере, все разговаривают на одном языке: хор с оркестром, оркестр с хором, и я с ними. Это дает много интересного.
– Только хотел сказать, что многое зависит от личности руководителя коллектива.
– Всегда все зависит от него. Если хорошо играют – молодцы музыканты, оркестр. Если оркестр плохо играет и хор плохо поет – виноват руководитель. Все взаимосвязано.
– Как почти более полувека назад, будучи еще студентом, Вы создали этот коллектив, который начался с хора?
– В те годы в Москву приезжал легендарный американский хор Роберта Шоу. То, что мы услышали, для нас было в то время большим откровением. Будучи студентами, решили попробовать создать что-то свое. Был маленький ансамбль, небольшой хор, который занимался во внерабочее и внеучебное время – в среду и пятницу по утрам, с восьми утра до половины десятого.
– Какой энтузиазм! Даже до уроков занимались.
– Мало того, когда мы приходили на репетиции, то опускали в копилку по десять копеек, чтобы можно было переписать или напечатать ноты. Тогда это было проблемой. Тот, кто опаздывал, опускал двадцать копеек. Конечно, помогли консерватория и правком. Мы практически каждый год, начиная с 1972 года, в течение трех-четырех лет выезжали в консерваторский лагерь и в течение месяца готовили новые программы на следующий сезон. Отправной точкой стала победа на конкурсе в Италии, в Варацце, в 1975 году.
– Как Вы туда попали, когда так сложно было выехать из страны?
– В Советский Союз всегда присылали приглашения. Одно из них попало мне. Я пошел в ректорат консерватории, затем в министерство, нас рекомендовали туда поехать, и мы отправились.
У девочек были белые кофточки, длинные юбочки в пол – сами покупали и шили. Мужчины – в темных пиджаках и белых рубашках. Ничего у нас не было, помог Владислав Соколов, руководивший тогда Московским хоровым обществом. Он сказал: «Поезжайте на фестиваль “Политическая песня” в Иваново, споете – дам деньги». Выступили, он выделил средства, и мы поехали в Италию на поезде до Варацце, с двумя прицепными вагонами.
– То есть Вы к тому времени были уже профессиональным руководителем?
– Нет, в 1975 году я был аспирантом. Основное место работы – Театр оперетты. Но любовь к хору продолжалась, слава Богу. Когда нас провожали, ректор консерватории сказал: «Хотя бы с первого тура не слетите, чтобы было не так стыдно».
– Вас ожидал триумф?
– Мы получили Гран-при, а я был признан лучшим дирижером конкурса.
– Как потом восприняла вас Москва?
– Тихо.
– Вам было обидно?
– Нет. Я никогда об этом не задумывался и ни на что не обижался. Надо ценить то, что дал Господь Бог. Главное для меня – чтобы коллектив имел свое лицо и звучание. Мы пели массу интересной музыки, которая в те времена практически не звучала: и старинную, и музыку XX века.
Следующая значимая точка развития нашего коллектива – 1980 год. Мы обслуживали Олимпийские игры и дали, по-моему, четырнадцать или пятнадцать концертов (точно не помню). После этого Министерство культуры СССР предоставило нам возможность стать профессионалами. Конечно, помогли добрые люди, писали массу писем: мы были студентами, росли, всем надо было как-то жить и кормиться. Нужно было либо получить официальный статус, либо распускать хор. Так с 1980 года хор стал профессиональным.
– Слава Богу, вы радуете нас и по сей день.
– Мы стараемся, потому что это большая ответственность.
– Валерий Кузьмич, в этом году вся наша страна отмечает 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Я знаю, что вы готовите особый проект. Что это за концерт, который состоится 14 мая в зале Чайковского?
– Мы будем исполнять оперу Кирилла Молчанова «А зори здесь тихие». Это известный сюжет. Сняты, по-моему, два фильма, которые периодически показывают по телевидению. Это замечательная музыка, душевная, понятная, не говоря уже про сюжет и образы, которые там присутствуют. Это трогает сердце. Мне кажется, такая музыка и такие образы необходимы всем поколениям: старшему, среднему, будущим. Это наша история, боль, радость и счастье. Это жизнь.
– Это близко и понятно всем поколениям?
– Абсолютно всем, точно могу сказать. Я не впервые обращаюсь именно к этой опере. Там много тяжелого и горького: погибают девушки, защищая свою Родину. Мне это близко, потому что у меня воевал папа. Он прошел пол-Европы, был сапером-разведчиком и оставил здоровье на войне.
Девятое мая в нашей семье было очень тяжелым и горьким праздником: воспоминания о боевых товарищах, о четырех годах войны. Всегда было трудно, хотя, как в песне поется, это была радость со слезами на глазах. Близки воспоминания папы, мамы, которая очень активно работала в тылу. Она хотела уйти на фронт, поступила в полк, прибавив себе два года. Бабушка тогда нашла маму и сказала, что ее нельзя брать, ведь ей было всего четырнадцать-пятнадцать лет.
Поэтому для меня это очень близкая, личная история. Мне кажется, что почти в каждой семье есть люди, которые воевали, либо те, что трудились в тылу на благо нашей общей Победы.
Я рекомендую и советую обязательно послушать оперу Кирилла Молчанова. Это очень хорошая музыка. На данную тему, к сожалению, не так много сочинений. Я считаю, что эта опера – одно из самых удачных произведений в этом жанре. Именно про эту эпоху.
– Говоря об особых постановках и музыке, написанных специально для вашего коллектива, важно отметить, что многие нынешние классики (как Софья Губайдулина и Альфред Шнитке) писали специально для вас. Вот цитата Альфреда Гарриевича: «Полянский – ужасный человек. Я поговорил с ним вчера, потом проснулся в два часа ночи, чувствую – должен написать. И выдал три духовных хора».
– С Альфредом Гарриевичем у меня была – могу сказать с гордостью – дружба. Хотя было не так просто, учитывая разницу в возрасте и его положение. Я знал, кто такой Шнитке, несмотря на все запреты, которые существовали в то время. Исполнял многие его премьеры, включая скандальную «Кантату Фауста».
Он ходил на все наши концерты. Я всегда просил его написать что-нибудь для хора. Спустя какое-то время он мне позвонил и прочитал текст армянского монаха Григора Нарекаци. У того есть книга из пятидесяти шести стихов-песен, которые имеют одно название: «Слово, обращенное к Богу». Альфред Гарриевич выбрал третий стих и написал музыку на него.
Сам сыграл ее мне – гениальное произведение. Интересно, что премьера сочинения на текст армянского монаха Григора Нарекаци прошла в Стамбуле, в бывшем православном соборе Святой Ирины. Это настолько понравилось туркам, что они попросили на второй день частично изменить программу и повторить сочинение еще раз.
– Интересная судьба: армянский монах и турецкий православный храм.
– Именно. Это сочинение позже выросло в большой четырехчастный хоровой концерт, который мы поем до сих пор, записали на диск и регулярно включаем в программы. Я считаю его одним из лучших хоровых произведений второй половины XX века. Затем Альфред Гарриевич создал «Покаянные стихи» на древнерусские тексты – к 1000-летию Крещения Руси.
В этих тринадцати песнопениях отображена та эпоха и вся кровавая, тяжелая история Древней Руси. Интересно, что те тексты и эмоции, в сочетании с музыкой и текстом, до сих пор актуальны – они касаются нас и сегодня.
– Меняются технологии, но суть человеческая остается.
– Либо человек есть, либо его нет. Наша задача (исполнителей, композиторов, художников, поэтов, писателей), чтобы мы чувствовали себя людьми. Это очень ответственно: талант, данный Господом Богом, требует отчета. Я всегда внушаю своим музыкантам: «Вы – счастливые люди, вас наградили талантом, но это большая ответственность». Хотя в коллективе музыканты разных поколений, все это понимают. Человек не рождается плохим – все зависит от воспитания и окружения. Поэтому ответственность очень большая. Особенно велика роль телевидения. Смотрю его редко – график не позволяет, но его влияние трудно переоценить.
(Звучит концерт для смешанного хора на стихи Григора Нарекаци, часть 2 – «Собрание песен сих», муз.: А.Г. Шнитке, исп.: Государственная академическая симфоническая капелла России п/у В. Полянского.)
Ведущий Александр Крузе
19 ноября 2025 г.
«Православный на всю голову!». Авторская рубрика Дениса Ахалашвили«Православный на всю голову!». На все воля Божья
19 ноября 2025 г.
«Мое кредо» (Рязань)Моё кредо. Давид Соловьёв. Часть 1
19 ноября 2025 г.
«У книжной полки» (Екатеринбург)У книжной полки. Сибирская отшельница. Воспоминания об игумении Варваре
19 ноября 2025 г.
«По святым местам» (Екатеринбург)По святым местам. Храм всех святых, г. Пермь
19 ноября 2025 г.
«Анонсы православных событий»Саратов. Ковчег с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеймона
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!