В новом выпуске программы - встреча с музыкантом, продюсером, композитором, автором популярного интернет-подкаста "Откуда ноты растут" Николаем Крупатиным. Николай расскажет о том, как в его жизни появилась музыка и работа на радио. Также Николай приоткроет некоторые тайны работы в медиаиндустрии и поделится явлениями Божественного промысла в своей жизни.
Сегодня в гостях программы «Канон» музыкант, композитор, медиаменеджер, создатель канала «Откуда ноты растут» Николай Крупатин.
Николай Крупатин родился в 1972 году в Волгограде. После школы поступил на юридический факультет Волгоградского государственного университета. В 1995 году начал работать на радио, параллельно занимаясь музыкой в качестве композитора, исполнителя, диджея и автора песен для популярных артистов. С 2000 года работал в рекламном бизнесе. В 2009 году начал запись подкаста «Откуда ноты растут», а шесть лет спустя открыл первое русскоязычное радио в Лондоне «Матрешка». В настоящее время Николай продолжает писать и исполнять песни, ведет собственный популярный в Интернете подкаст, выступает с лекциями на различных форумах и образовательных платформах. Николай Крупатин – гость программы «Канон».
– Николай, у Вас очень много ипостасей. Вы и композитор, и музыкант. И жнец, и кузнец, как говорится.
– Да, и швец, и жнец, и на дуде игрец.
– У Антона Павловича Чехова на визитке было написано: «А.П. Чехов, врач». Вы бы как на визитке написали, кто Вы?
– Сейчас меня жизнь вынуждает как-то форматироваться, чтобы легче было находить с людьми общий язык. Я все-таки сейчас больше продюсер. Не в светском смысле – у нас есть некий стереотип. Это как раз человек, который что-то создает в творческой индустрии.
– Генератор идей?
– Даже нет, не совсем. Не только генератор идей. Дело в том, что просто генераторов идей очень много. Мне каждый день приходят десятками письма и сообщения в разных мессенджерах: «Николай, у меня есть вот такая идея!» Ну, идей много, а нужны именно люди, которые умеют эту идею разложить на определенные этапы развития, чтобы она превратилась во что-то уже осязаемое. Это как раз и называется продюсированием. Там тоже есть много тонкостей. То есть я сейчас все-таки уже больше креативный продюсер. Соответственно, там все, чему жизнь меня научила. Я стал все меньше и меньше пользоваться такими формулировками, как self-made. Просто очень многие мои знакомые говорят: «Я сделал себя сам». Конечно. Нас создают люди и обстоятельства, которых нам дает жизнь.
– А можете рассказать об этих людях? Кто Вас создал? Как появился Ваш канал «Откуда ноты растут»?
– Это жизнь. По-другому просто не сказать…
– Кем планировали быть?
– Изначально я мечтал быть летчиком. И не просто летчиком, я должен был стать летчиком-космонавтом. Причем планомерно к этому шел. Это была не детская фантазия, как у многих моих сверстников, а методичная работа. Я готовился, ходил в специальные спортивные школы, ездил на все дни открытых дверей в Качинское училище. Поскольку я сам родом из Волгограда, в моем детстве знаменитое Качинское училище было, наверное, главным летным училищем страны, из которого потом вышли многие космонавты.
Я был многократным чемпионом области по авиамоделированию. То есть об авиации я знал абсолютно все. Причем с четырех лет я за роялем, с музыкальным инструментом, но в семье у меня очень много военных, поэтому даже не обсуждались иные варианты. Но уже на первых медкомиссиях в военкомате, когда я дошел до подросткового возраста, кое-что выяснилось. Как мне сказал начальник медкомиссии: «Молодой человек, Вам не то что летать, но и лопату в стройбате не доверят держать. Мечтайте о чем-нибудь другом».
Тут музыка стала выходить на первый план, причем стихийно. Я как раз оканчивал школу, это был предпоследний советский выпуск – 1989 год. В 1990 году Советский Союз исчез, и мы все попали в жесточайшую трясину, когда вдруг выяснилось, что все, ради чего мы жили, оказалось несуществующим. Сейчас уже, конечно, я по-другому все это анализирую, потому что погружение в историю дает огромное количество ответов на вопросы. Но первое пятилетие девяностых – это просто полное размытие всего. В тот момент я уже практически ни о чем не мечтал. Я мечтал, как любой нормальный человек, просто выжить. При этом я учился на юрфаке, потому что отец тогда был адвокатом, и как-то по своим каналам пытался мне какую-то дорожную карту прокладывать. Но при этом музыка все равно уже не отпускала. Поскольку все было абсолютно бесформенно, в тот момент я одновременно работал каменотесом-гранитчиком, электрослесарем, подрабатывал на складе в магазине электрооборудования и по выходным – в киоске.
– Продажи?
– Да. По большому счету киоски тогда в основном занимались тем, что продавали алкоголь по ночам. Вот такая палитра деятельности! При этом пытался еще учиться на юрфаке, и время от времени мы с друзьями-музыкантами иногда играли. Совершенно случайно жизнь меня затащила на радио. Приехал на радио, чтобы просто попытаться отдать кассету со своей песней: а вдруг возьмут? Песню не взяли, но оказалось, что у меня интересный голос, и вся моя начитанность с детства пригодилась. Так жизнь меня взяла за шкирку и сказала: «Попробуй!»
С детства меня приучили, что если я за что-то берусь, то должен понять, что это и как. Я начал понимать для себя все, что связано с медиа, телевидением, радио. Слава Богу, попались достаточно хорошие наставники. Еще так получилось – я попал на коммерческую радиостанцию, но буквально стена к стене рядом была студия государственной телерадиокомпании (я сейчас уже не вспомню, как правильно она называлась). Соответственно, старшие товарищи, услышав мой голос, сказали: «Ты можешь больше». И я начал общаться с нашими опытными, еще советской закалки, дикторами, они мне стали давать какие-то упражнения. Это было общение, скажем так, уже с классиками. А дальше – жизнь. Я привык с того момента слушать вихри. Просто меня дед еще в детстве учил (он в войну был диверсантом): «Внук, запомни слова, потом когда-нибудь поймешь: лови волну, слушай ветер».
– Такой девиз по жизни, получается?
– Не столько девиз, сколько вариант, версия дорожной карты. И все, дальше уже просто – из проекта в проект, из идеи в идею, из предложения в предложение. Я не успел глазом моргнуть, как оказался сначала в Москве, а дальше меня уже по всему земному шарику жизнь начала кружить. Но по-прежнему оставалась эта музыкальная закваска, и еще тогда я стал задавать себе вопрос: «Что может сделать музыкант для того, чтобы быть услышанным? Правильно, качественно услышанным». Потому что достаточно быстро я перестал верить в сказки про великого продюсера, который скажет, как надо. Продюсер в 90-е был тем же барыгой с рынка, который еще вчера возил клетчатыми сумками одежду, а сейчас у него появились деньги, и он решил попробовать свои силы и сделал лейбл. Как-то так все это было.
Естественно, достаточно быстро я стал понимать, что это не тот мир, он немного неправильный, и я опять же начал что-то читать, общаться... И всякий раз, когда где-либо оказывался, искал для себя ответ на вопрос, что может и должен сделать музыкант для того, чтобы быть правильно услышанным.
– В нашей программе, чтобы музыкант был услышан, нужно сделать музыкальную паузу. Я предлагаю прямо сейчас послушать одно из Ваших произведений.
(Видеофрагмент песни «Впереди была целая жизнь», сл. и муз.: Н. Крупатин, исп.: Н. Крупатин и Ю. Николина.)
– Николай, в своем подкасте «Откуда ноты растут» (если наши телезрители не подписаны, рекомендую это сделать, потому что это очень занимательно) Вы с любовью и глубоким осознанием рассказываете об известных музыкантах, их произведениях. Вам, наверное, как никому другому, известно, что чем больше становится музыкант, тем сильнее ему нужна какая-то опора в жизни. В эти моменты музыканты либо осознанно себя разрушают, либо все-таки начинают искать Бога и воцерковляться. Например, процитирую известного рок-исполнителя Валерия Кипелова: «Церковь – это один из оплотов существования русского человека. Бог есть любовь, и это самое главное, что я пытаюсь в себе сохранить».
– Валерий Александрович – великий человек, выдающийся музыкант.
– Какое место в Вашей жизни сегодня занимает Церковь?
– Во-первых, я пришел в Церковь еще в детстве. Несмотря на то что отец в советские времена был партийным работником, он как-то умудрился не застопорить этот процесс. Еще в детстве я был крещен, меня бабушки повели в церковь. Но, естественно, это было неосознанно.
А вот осознанно я стал этим интересоваться опять же в начале 90-х. Сейчас, возможно, это прозвучит ужасно, но я уже сказал, что мне в свое время в военкомате остановили все мои мечты по состоянию здоровья, и достаточно часто я начал оказываться в больницах. В те времена, в начале 90-х, по всем больницам ходили сектанты с разными книжечками, это было очень развито. Однажды, когда меня очень сильно прибило, представители одной из этих сект очень крепко ко мне пристали. Поскольку я всегда был музыкантом, уже в те времена интересовался в основном рок-музыкой, то, соответственно, у меня длинные волосы, вечная небритость и голос... Меня стали тащить: «Пойдем к нам в школу, ты со своим образом, голосом, речью очень нам пригодишься».
Поскольку я с детства был ребенком начитанным, читать между строк научился достаточно быстро, но мне стало интересно все происходящее. Я всегда опять же пытаюсь смотреть в корень. Я начал для себя изучать технологическую линейку того, что и как они делают. Когда начал интересоваться тем, что они делают и зачем, у меня стали всплывать в голове образы из детства, что мне рассказывали мои бабушки. И вот, как ни странно, общаясь с людьми неправильными, я стал для себя получать вспышки того пути, куда мне самому хотелось бы пойти на самом деле. В тот момент я начал для себя искать этот сложный баланс жизни музыканта и человека. Самые зачитанные мною книги – Евангелие и «Война и мир». И ту, и другую от корки до корки я перечитал по семь раз – в разном возрасте, в разном состоянии, по-разному это осознавая. Практически вся моя музыкальная, творческая жизнь – это вечный баланс, вечная попытка пройти по этой кромке. Мы уже говорили перед эфиром, что из себя представляет этот мир, этот бизнес – достаточно сложный и местами очень грязный. Как пройти по этой сложной тропинке и не покривить душой, перед самим собой как минимум, остаться чистым? Я понимаю, что достаточно сложно отвечаю на этот вопрос, но сказать, что уже к чему-то пришел, не могу. Я в пути.
– А в этом циничном, жестоком мире остается ли место чуду? Божьему откровению? Вы чувствуете это как тонкий человек?
– Оно всегда есть, есть постоянно. Беда в том, что большинство людей, будучи совершенно необразованными (причем, к сожалению, чем дальше мы идем, тем меньше людей просто начитанных), не понимают и не видят тех чудес, которые они получают, и оценивают их неправильно.
Я для себя много-много лет назад вывел такую философию (я понимаю, что, скорее всего, в очередной раз не открыл Америку и не изобрел велосипед) – принцип дерева. Ты оказываешься в какой-то ситуации, и это – две ветки как минимум, а иной раз и три, и пять, и десять. Веток множество – и очень многое зависит от того, какую из этих веток ты выбираешь. И вот, двигаясь от ветки к ветке, ты можешь прийти либо к потрясающим, красивым плодам, либо сорваться вниз или попасть к гнилым и высохшим, мертвым веткам. На самом деле у тебя всегда есть возможность что-то отмотать назад. Но когда ты уже сделал выбор и прошел куда-то, осознание того, что сейчас ты должен остановиться, вернуться обратно, чтобы пойти по правильной ветке, очень тяжело. Я просто неоднократно проходил этот процесс: у меня уже было несколько ситуаций, когда я начинал понимать, что иду по неправильной ветке. А просто перепрыгнуть с ветки на ветку невозможно. Это такой процесс очищения, ты должен вернуться назад к какой-то основной, важной, критической точке, чтобы начать движение заново. Это вообще самое тяжелое в жизни любого человека, а уж тем более творца, особенно когда перед глазами мелькают деньги, слава, почет, люди, к которым ты, казалось бы, стремился. Такой постоянный выбор – это сложно, но я его уже проходил. Тяжело и очень больно. Но потом невероятное удовольствие, когда понимаешь, сколько ты сделал и ради чего это было. Видишь, ощущаешь результат – не только ты ощущаешь, но и твои близкие.
– Это здорово. Николай, я предлагаю нашу сегодняшнюю беседу завершить, продолжим через неделю говорить о Вашем пути, о Вашем подъеме по этим веткам, а прямо сейчас давайте послушаем что-нибудь из Вашего творчества.
(Видеофрагмент песни «Папа, мама», сл. и муз.: Н. Крупатин, исп.: Н. Крупатин и Ю. Николина.)
Ведущий Александр Крузе
У книжной полки. Иван Шмелев. Еловые лапы
У книжной полки. Это мы, Господи! Повести и рассказы писателей-фронтовиков
У книжной полки. Павел Астахов. Ленька, или Один из пяти миллионов
У книжной полки. Священник Назарий Эйвазов. Братья наши меньшие. Учение о животных в Православии
Вторая половина. Матушка Маргарита Шукшина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!