Продолжение встречи с музыкантом, композитором, регентом Александром Демидовым. Александр расскажет о том, как он стал регентом, как сегодня возглавляет два столичных православных коллектива и о правильном векторе в жизни и творчестве.
– Саша, в прошлой программе мы закончили наш диалог на том, что ты руководишь англоязычным православным хором. Но, помимо этого хора, у тебя есть еще один коллектив, и ты являешься его регентом. Расскажи о нем.
– Да, можно сказать, сейчас это мой первый дом. В храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на шоссе Энтузиастов мы сейчас развиваем хор, который называется «Поющая совесть». Там мои сестры, брат. Конечно, одна сестра не всегда с нами, потому что она с мужем – отцом Димитрием служит у себя, но я считаю, что она в нашем деле. В целом это общее дело Церкви, даже если люди находятся в разных храмах, они в едином Теле Христа.
Это молодежный хор. Так получается, что в нем те люди, которые каким-то образом соприкасаются, связаны с моей жизнью, увлекаются музыкой, пением или просто хотят трудиться в каком-то общем деле, которое направлено в сторону Бога. Мы стараемся этим заниматься по мере своих сил. Конечно, проблем много у всех, но мы стараемся.
– Как тебя лично хватает на все коллективы? Нужно ведь много времени уделять каждому коллективу.
– Я думаю: скорее, коллективы дают силы, надежду и опору. Если брать жизнь до хоров, конечно, моя родная семья меня всегда спасала – папа, мама (слава Богу, Бог дал хороших родителей, братьев, сестер), но в обществе в целом было чувство одиночества. Сейчас я никогда не чувствую себя одиноким – это, естественно, дает силы.
– В прошлой программе ты сказал, что стараешься, чтобы каждое твое дело было при Церкви. А в какой момент своей жизни ты это осознал? Когда почувствовал себя частью Церкви?
– Я думаю, когда испробовал совершенно разные сферы деятельности. Я старался себя пробовать во всем, к чему лежит душа. Мне очень хотелось заниматься бизнесом, развивать оркестр, музыкальную группу, выступать. Опыт дает о себе знать: видишь, что человеческий фактор все разрушает. Когда люди смотрят не друг на друга, не на недостатки, которые есть у каждого, а в сторону Бога, тогда все выстраивается в нужном векторе. И есть эта сила. Это самое важное.
– А в храм ты ходил с детства?
– Да, в храм я ходил с детства. Не было такого момента, когда я воцерковлялся. Так получилось, что мама с самого рождения, буквально каждую неделю, старалась меня причащать. В общем-то, она всю жизнь посвятила детям. Конечно, без мамы я был бы еще намного хуже, она всю жизнь спасала и спасает. В общем-то, благодаря ей получилось так, что наша семья, все дети воцерковленные, и это большое счастье.
– Каким образом светская музыка, которой ты тоже уделяешь много времени, может помогать Церкви, ее миссионерским целям? Каким образом светскую музыку можно поставить на служение Церкви?
– Невозможно как-то шаблонно ко всему подходить. Для кого-то светская музыка будет огромным шагом вперед, а для кого-то она будет огромным шагом назад. Если брать какого-то духовника-монаха, который постоянно в молитве, то для него слушать светскую музыку будет шагом назад. А если взять человека, который слушает какую-то деструктивную музыку, а ты стараешься донести до него что-то созидательное, но при этом современное, для него это будет, естественно, шагом вперед.
И все, конечно же, устраивает Бог. Тут ты делаешь все, что возможно, что в твоих силах.
– А твоя музыка кому-нибудь помогала сделать шаг вперед? Ты лично знаешь такие истории?
– Меня очень радует рассказ батюшки. Я в какой-то момент выступал около храма, играл на скрипке довольно современные темы, и вышел батюшка. Там стояли девушки, они очень долгое время слушали и потом сразу пошли к батюшке и говорят: «Мы хотим исповедоваться». Оказалось, что это их первая исповедь за всю жизнь. Они все никак не могли себя пересилить, а тут получилось так, что вот эти факторы (музыка, батюшка) как-то повлияли...
– Размягчили их души?
– Музыка объединяет. Не все делал я. Мне вообще интересна мысль, что все хорошее, что делает человек, – это делает Бог, а человек только должен уметь идти по Промыслу Божьему, стараться всю свою жизнь направить в сторону Бога. Всю жизнь этот выбор постоянно – либо ты с Богом, либо без Бога. Самый сложный выбор. Вроде всего два момента выбора, но… так и живешь.
– А сделать сложно.
– Ты был и являешься уличным музыкантом, являешься регентом. Даешь сольные концерты в концертных залах. Для тебя в принципе важно взаимодействие с музыкой – независимо от ее направления и жанра? Или все-таки есть какая-то более органичная для тебя музыка? Потому что, как я понял, ты музыкант, что называется, до мозга костей: тебе нравится все, просто нравится музыка, жить музыкой?
– Да, пожалуй, получается так, что я могу полюбить абсолютно любую музыку. Тут все-таки надо включать разум и понимать, что в творчестве деструктивное, а что созидательное. Мне очень легко поддаться вот этой деструкции, начать разрушать и себя, и, соответственно, окружающих. Надо понимать, что это точно ни к чему хорошему не приведет.
С какой-то точки зрения можно рассуждать, что человек состоит из жидкости. Если смотреть на воду, она меняет свою структуру при воздействии определенной музыки. При музыке благотворной структура воды выравнивается, при музыке деструктивной – все разрушается. То же самое и с нами. Что же говорить про душу? Там уже все намного сложнее…
(Фрагмент музыкального клипа «Advancement» («Продвижение»), музыка Александра Демидова.)
– Расскажи, как ты сочиняешь. Как-то в интервью ты признавался, что в телефоне, диктофоне у тебя сотни (если не тысячи) набросков. Как эти наброски становятся шедеврами?
– До шедевров, к сожалению, мне пока не удалось дожить. Может, когда-то я доживу до этого момента. Дай Бог. На все воля Божья.
– Но как эти эскизы в полотна превращаются?
– Я очень долго переживал, что у меня украли телефон, где было больше двух тысяч музыкальных эскизов, но через какое-то количество времени я еще набросал столько же эскизов. Я понял, что на протяжении всей жизни не успею все эти эскизы реализовать.
Как в целом происходит сочинение музыки? Есть человеческая речь, ты говоришь, передаешь какие-то свои мысли, а есть что-то на душе, что хочется выплескивать, выражать, и это делаешь с помощью музыки. Или, например, с помощью музыки, своих сочинений мне удается держать баланс. Если брать какие-то уличные выступления либо на разных мероприятиях, корпоративах – там музыка в основном слишком яркая, надо очень артистично себя вести. Конечно, стараешься делать это искренне, но, приходя домой, хочешь как-то себя выровнять, чтобы держать баланс. Начинаешь создавать то, что выравнивает…
Так, последний год я увлекся стилем ambient – это, в общем-то, звуки природы, окружающей среды, но плюс разная музыка. С помощью этой музыки я как-то абстрагировался – и мне удалось выровняться.
Последние годы я писал неоклассику. В целом я с детства пишу фортепианную музыку. «Неоклассика» – очень универсальное слово, это просто современная музыка, но в классическом стиле; можно назвать практически любую инструментальную музыку неоклассикой. В общем-то, я пишу музыку на фортепиано, скрипке. Но в этом году у меня событие, очень долго к этому двигался: я выпустил вокальный альбом, назвал его «Ожидание». Мне очень хотелось поговорить о чем-то серьезном, о правде. Хотелось говорить о Боге, но выразить это не как у протестантов – слишком открыто. Хотелось поговорить о Боге, но без слова «Бог».
– В каком ожидании ты на данный момент находишься?
– Это сложный вопрос. Вся жизнь строится на надежде, может быть, на спасение; может быть, вся жизнь – ожидание. Может быть, только после смерти можно прийти к правде, к настоящему. Поэтому это очень сложный для меня вопрос, но я решил выбрать такое название; решил в альбоме больше задавать вопросы, чем отвечать.
– Продолжай петь, продолжай записывать музыку...
– Буду стараться.
– Бернард Шоу однажды сказал, что чудо – это событие, которое рождает веру. Скажи, пожалуйста, в твоей жизни чудеса случались?
– Я думаю, что чудеса случаются каждый день у каждого человека, просто наша задача их замечать. Вот открыл глаза – это уже чудо. Можно сказать, что музыка и есть чудо, она, конечно же, напоминает нам про свет, чудеса, спасение, направляет. Дай Бог, чтобы музыка направляла в сторону Бога.
– Дай Бог. Давай еще раз напомним нашим телезрителям, где можно тебя услышать. Во-первых, где находятся два хора?
– Хор можно услышать в моем доме номер один – храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на шоссе Энтузиастов, там мы взращиваем хор «Поющая совесть». Миссионерское дело – в храме Николая Угодника в Новой Слободе, он находится на Новослободской. Это хор Saint Felix Chanters. Там мы служим каждую субботу в десять утра.
– Планируются ли у тебя сольные концерты в этом году? Уже можешь что-то рассказать, анонсировать?
– Да, 22 мая концерт в Доме музыки. Также концерт анонсирован 26 февраля в культурном пространстве «Кино» в Ярославле. Стараюсь постоянно трудиться. В этом году движение вперед – я стараюсь дать концерт не только в Москве, но и в других городах, но работы еще много.
– Ну и плюс тебя всегда можно увидеть в московском метро?
– И в московском метро, да. Пожалуй, так.
(Фрагмент музыкального клипа «First steps» («Первые шаги»), музыка Александра Демидова.)
– Большое спасибо тебе за диалог. У нас существует традиция в заключение интервью – короткий блиц. Давай попробуем?
– Попробуем!
– Три важные книги в твоей жизни?
– Рафаил Карелин, «Умение умирать, или Искусство жить»; «Добротолюбие»; Достоевский, «Идиот».
– Три любимых композитора?
– Сложно выбрать. Я думаю, что Прокофьев очень повлиял на меня, Шостакович, Рахманинов.
– Продолжи: «Если бы не музыка…»
– Если бы не музыка, то не жизнь.
– «Моя профессия…»
– …двигаться в сторону Бога.
– «Больше всего в людях я ценю…»
– …искренность.
– «Счастье – это…»
– …то, что есть внутри нас: образ Божий.
– «Бог – это…»
– Бог – это всё.
– И заключительный вопрос: музыка или слово?
– Слово.
– Саша, от всего сердца благодарю тебя за эту встречу. Спасибо тебе за твою музыку. Продолжай радовать, двигаться в сторону Бога. И храни тебя Господь!
Ведущий Александр Крузе
Записала Анна Топорова
Продолжение встречи с певцом, солистом Государственной академической хоровой капеллы России имени А. Юрлова Валентином Хмелёвым. Речь пойдет о больших, значимых творческих проектах Валентина. В эфире будут показаны фрагменты выступлений артиста.
Всенощное бдение 12 июля 2025 года
Всенощное бдение 12 июля 2025 года
Божественная литургия 12 июля 2025 года
Божественная литургия 12 июля 2025 года
День ангела. 12 июля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!