В новом выпуске программы – встреча с куратором музыкального направления фестиваля современного церковного искусства "Видеть и слышать" Анатолием Жуковым и постоянным участником фестиваля, руководителем ансамбля старинной музыки "Ex Libris" Даниилом Саяпиным. Гости расскажут о масштабном фестивале "Видеть и слышать", который пройдет в Москве с 10 по 18 октября.
В Москве с 10 по 18 октября будет проходить второй Всероссийский фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать». Сегодня у нас в гостях куратор музыкального направления фестиваля, художественный руководитель хора «Видеть и слышать» Анатолий Жуков и постоянный участник фестиваля, руководитель ансамбля старинной музыки Ex Libris Даниил Саяпин.
Фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать» проводится уже во второй раз. В этом году он приобретает особое значение в связи с объявленным Годом защитника Отечества. Центральная тема программы – «Образы святых воинов Церкви Русской» – подчеркивает неразрывную связь духовного наследия, культуры и воинского подвига. В фестивале примут участие около 300 мастеров: это иконописцы, архитекторы, графики, монументалисты, резчики, мастера шитья и мозаики. В программе фестиваля – лекции, выступления ведущих российских хоров, кинопоказы просветительских фильмов, круглые столы о духовной музыке и храмовом зодчестве, а также мастер-классы для детей и взрослых. Кульминацией станет масштабная выставка, где русская иконописная школа предстанет во всей красоте и многогранности.
– Анатолий, что можно увидеть и услышать на этом фестивале? Познакомьте с ним наших зрителей.
Анатолий Жуков, куратор музыкального направления фестиваля «Видеть и слышать»:
– Идея создания этого фестиваля была определена нами как синтез церковных искусств. Выставка, которая будет проходить с 10 по 18 октября в Московском Доме художника, ежедневные концерты и прочие мероприятия, связанные как с церковным изобразительным искусством, так и с церковной певческой деятельностью наших замечательных коллективов, – все это мы показываем в одном месте и в одно время. Наши гости могут увидеть произведения монументалистов, иконописцев, представляющих свои лучшие работы. Там же, в Доме художника, мы проводим концерты ведущих церковных коллективов – таких, как хор Сретенского монастыря, Московский синодальный хор. Всего будет 10 концертов. Фестиваль всероссийский; будут участники из разных регионов России.
С этого года в нашем региональном фестивале участвуют хоры из разных городов России. Мы охватываем не только столичный, но и другие регионы. В этом году был фестиваль в Пензе; также прошли фестивали во Владимире, Костроме, Серпухове. И в каждом городе мы показываем небольшую выставку, в которой участвуют как московские иконописцы, так и художники-иконописцы, монументалисты из тех городов, где проходит наш фестиваль. И хоры – участвуют и коллективы из Москвы, и местные коллективы.
– Очень здорово, что все это можно увидеть и услышать абсолютно бесплатно в центре Москвы.
Анатолий Жуков:
– Да. Наш проект просветительский, поэтому все мероприятия бесплатные. Мы всех приглашаем в гости.
На фестивале мы показываем фильмы, привлекаем детей к мастер-классам, чтобы у нас могли поучаствовать все поколения наших гостей. Люди приходят семьями и по нескольку раз; приходят даже каждый день. Дети могут поучаствовать в мастер-классах по мозаике, золочению. Эти занятия проводят очень интересные художники. А для молодежи – фильмы о замечательных памятниках нашего церковного искусства. И каждый фестивальный день завершается концертом церковного хора.
– Я знаю, что для этого фестиваля был специально собран хор. И Вы являетесь его художественным руководителем. Расскажите о нем.
Анатолий Жуков:
– Понятно, что в Москве много разных коллективов, и московские зрители могут сходить и на концерт древней хоровой церковной музыки, и на концерт большого монастырского коллектива. А в регионах не везде есть такая возможность. И поэтому у нас возникла идея собрать хор из участников нашего фестиваля, пригласить лучших солистов. Дирижеры у нас меняются; в зависимости от города, куда мы едем, может быть и приглашенный дирижер. Коллектив действительно фестивальный. Мы исполняем лучшие произведения из тех, что звучат у нас на фестивале. Мы подбираем репертуар из разных эпох церковного пения: древние распевы, классические произведения XVIII–XIX веков (Рахманинов, Чесноков), XX века (Георгий Свиридов) и переходим к произведениям наших композиторов-современников – Константина Миронова, Андрея Полторухина.
– Часто современные композиторы обращаются к этой тематике? Чем сейчас живет церковная музыка?
Анатолий Жуков:
– Каждый год появляются новые произведения, которые мы стараемся сразу же задействовать на нашем фестивале.
– Это концертные произведения или их можно исполнять в храме?
Анатолий Жуков:
– Произведения разные. Поскольку у нас проходят концерты, мы берем и концертные вещи, но исполняем и то, что поем каждый день в храме. Обычно какие-то небольшие произведения на концертах не звучат, но мы идем на компромисс, чтобы показать зрителям церковное искусство. Наша задача еще и в том, чтобы показать части богослужения, которые подчас уникальны. Потому что в каждом храме своя певческая традиция, а все храмы обойти невозможно. Иногда бывает, что регент какого-нибудь храма начинает писать музыку. Ее мало кто знает, а мы хотим это исправить.
– А мы хотим пригласить наших телезрителей на этот фестиваль. Когда Ваш хор будет давать концерт в рамках фестиваля?
Анатолий Жуков:
– Хор фестиваля «Видеть и слышать» выступает в воскресенье, 12 октября в 19.00.
– Прямо сейчас я предлагаю сделать музыкальную паузу и насладиться исполнением вашего коллектива.
(Звучит фрагмент выступления хора фестиваля «Видеть и слышать».)
– Даниил, Вы и ваш коллектив старинной музыки Ex Libris являетесь постоянными участниками фестиваля «Видеть и слышать». Расскажите о своих ощущениях от участия в этом фестивале. Что это дает коллективу? Расширяется ли аудитория? Или Вы ставите еще какие-то цели?
Даниил Саяпин, руководитель ансамбля Ex Libris:
– Формат фестиваля очень интересен тем, что в одном пространстве встречаются основные виды церковного искусства: и церковное пение, и монументальная живопись, и мозаика, и витражи, и даже фрагменты архитектурных храмовых решений. Фестиваль интересен и тем, что он охватывает огромное количество людей, которые даже не подозревают, что они могут здесь встретить. Некоторые интересуются исключительно иконописью, но, посещая выставку в рамках фестиваля, они вдруг знакомятся и с интересными образцами церковной музыки. Действительно, интересно расширение аудитории.
Люди, пришедшие на концерт, знакомятся с новой архитектурой, с новой живописью. Церковное искусство продолжает жить; оно – не застывшая форма. Появляются новые мастера церковных фресок, иконописи, и это очень интересно. Выясняется, что есть очень много талантливых людей, которые говорят какое-то новое слово в церковном искусстве. При всей, казалось бы, традиционности и консервативности этого жанра искусство развивается. Возможно, мы не всегда правильно это ощущаем, но церковное искусство всегда было современным.
– Даниил, давайте пригласим всех наших телезрителей на концерт вашего коллектива в рамках фестиваля. Когда он пройдет?
Даниил Саяпин:
– Концерт состоится 17 октября в 19.00. Основу программы будет составлять многоголосие Ростова и Ярославля. Эту программу мы делали для фестиваля «Преображение» в Ярославле и теперь решили показать ее в рамках уже этого фестиваля. Ее особенность заключается в том, что в программе концерта с нами будут выступать два звонаря – наш давний друг из Ярославля Владимир Дегтярев и московский звонарь Павел Ларин. Звоны будут звучать и во время песнопений, и между ними. Должно быть интересно. Конечно, в Ярославском кремле мы делали это с большими колоколами, а здесь будут переносные звонницы.
– Как Вы считаете, насколько аутентично будут звучать эти произведения? Они похожи на то, что было несколько веков назад, или в них уже есть какое-то влияние современности?
Даниил Саяпин:
– Безусловно, влияние есть. Потому что и люди меняются, меняются и манеры исполнения. У нас нет стремления к аутентичности. Для нас музыка – это новое вино, и мы вливаем его в новые мехи. Мы хотим, чтобы она звучала современно – так, как мы сейчас это делаем. Но в начале концерта мы, конечно, исполним песнопения знаменного распева и ранней русской полифонии, потому что нам нужна отправная точка в концерте. А дальше уже будет звучать полифония Ростова и Ярославля – это пяти-, восьми-, двенадцатиголосная партитура.
– Интересно, что вы оба – представители и художественной школы: вы имеете художественное образование. После изобразительного искусства, архитектуры пришли к музыке. Расскажите об этом пути.
Даниил Саяпин:
– Я в музыке был всю жизнь. Но в определенный период моей жизни мой друг Борис Алексеев, руководитель артели «Радость», которая занимается монументальной живописью, пригласил меня к себе учиться и работать. Я, собственно, не учился в классических художественных учебных заведениях. Но я учился под руководством замечательных специалистов. Я довольно долгое время занимался монументальной живописью, но совмещал это с хоровой деятельностью.
– Анатолий, а как Вы пришли к музыке?
Анатолий Жуков:
– Я принял крещение в православном храме в Нижнем Новгороде (я сам из этого города) и стал посещать церковные службы практически каждый день. Через какое-то время я оказался на клиросе и с тех пор постоянно участвую в службах как певец. Первый мой клирос был в нижегородском кафедральном Спасо-Преображенском соборе. Это был будничный, левый хор; им руководила Галина Васильевна, псаломщица. Там я начал осваивать церковную музыку. В этом хоре были простые люди, которые не знали нот и воспринимали всё на слух. Но это было настолько интересно! Я увидел в этом искусстве целую вселенную! Потом я стал участвовать уже и в праздничном хоре. И с тех пор церковь – это то место, где я остался навсегда. Так я пришел к музыке. Я участвовал в разных хорах. В том числе и в семинарском хоре, когда учился в духовной семинарии.
– У Вас есть еще и художественное образование?
Анатолий Жуков:
– Да. Но даже учась в Строгановском университете (да простят меня преподаватели), я убегал с занятий на репетиции хора. И сейчас, уже во время работы, я совмещаю и музыкальную деятельность, и деятельность художника. Фестиваль «Видеть и слышать» – это то, где я с удовольствием работаю.
– Если Вас спросят, кто Вы по профессии, – что Вы ответите? Как себя ощущаете в этом мире?
Анатолий Жуков:
– Наверное, как церковный художник; может быть, как педагог (я преподаю изобразительное искусство в Строгановке). Назвать себя музыкантом не всегда поворачивается язык, как и назвать себя художником. Поэтому я определяю себя просто: я занимаюсь церковным искусством.
– Фестиваль «Видеть и слышать» очень хорошо подчеркивает слова отца Павла Флоренского: «Храмовое действие – это проявление высшего синтеза разнородных художественных деятельностей». Эти слова – как девиз вашего фестиваля: воплощение всех видов искусства в одном пространстве.
Я благодарю за этот диалог и предлагаю продолжить нашу беседу в следующем выпуске программы. А прямо сейчас – музыкальный подарок всем нашим телезрителям.
(Звучит «Трисвятое».)
Ведущий Александр Крузе
12 ноября 2025 г.
О телеканале«Я поддерживаю „Союз“»
12 ноября 2025 г.
«По святым местам» (Екатеринбург)По святым местам. Собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла, г. Пермь
12 ноября 2025 г.
Православие и русская литература Православие и русская литература. Ф.М Достоевский. Бедные люди
12 ноября 2025 г.
«Этот день в истории» (Екатеринбург)Этот день в истории. 12 ноября
12 ноября 2025 г.
«День ангела»День ангела. 12 ноября
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!