Канон. Фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать». Часть 1

11 октября 2025 г.

В новом выпуске программы – встреча с куратором музыкального направления фестиваля современного церковного искусства "Видеть и слышать" Анатолием Жуковым и постоянным участником фестиваля, руководителем ансамбля старинной музыки "Ex Libris" Даниилом Саяпиным. Гости расскажут о масштабном фестивале "Видеть и слышать", который пройдет в Москве с 10 по 18 октября.

В Москве с 10 по 18 октября будет проходить второй Всероссийский фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать». Сегодня у нас в гостях куратор музыкального направления фестиваля, художественный руководитель хора «Видеть и слышать» Анатолий Жуков и постоянный участник фестиваля, руководитель ансамбля старинной музыки Ex Libris Даниил Саяпин.

Фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать» проводится уже во второй раз. В этом году он приобретает особое значение в связи с объявленным Годом защитника Отечества. Центральная тема программы «Образы святых воинов Церкви Русской» подчеркивает неразрывную связь духовного наследия, культуры и воинского подвига. В фестивале примут участие около 300 мастеров: это иконописцы, архитекторы, графики, монументалисты, резчики, мастера шитья и мозаики. В программе фестиваля – лекции, выступления ведущих российских хоров, кинопоказы просветительских фильмов, круглые столы о духовной музыке и храмовом зодчестве, а также мастер-классы для детей и взрослых. Кульминацией станет масштабная выставка, где русская иконописная школа предстанет во всей красоте и многогранности.

– Анатолий, что можно увидеть и услышать на этом фестивале? Познакомьте с ним наших зрителей.

Анатолий Жуков, куратор музыкального направления фестиваля «Видеть и слышать»:

Идея создания этого фестиваля была определена нами как синтез церковных искусств. Выставка, которая будет проходить с 10 по 18 октября в Московском Доме художника, ежедневные концерты и прочие мероприятия, связанные как с церковным изобразительным искусством, так и с церковной певческой деятельностью наших замечательных коллективов, все это мы показываем в одном месте и в одно время. Наши гости могут увидеть произведения монументалистов, иконописцев, представляющих свои лучшие работы. Там же, в Доме художника, мы проводим концерты ведущих церковных коллективовтаких, как хор Сретенского монастыря, Московский синодальный хор. Всего будет 10 концертов. Фестиваль всероссийский; будут участники из разных регионов России.

С этого года в нашем региональном фестивале участвуют хоры из разных городов России. Мы охватываем не только столичный, но и другие регионы. В этом году был фестиваль в Пензе; также прошли фестивали во Владимире, Костроме, Серпухове. И в каждом городе мы показываем небольшую выставку, в которой участвуют как московские иконописцы, так и художники-иконописцы, монументалисты из тех городов, где проходит наш фестиваль. И хоры участвуют и коллективы из Москвы, и местные коллективы.

Очень здорово, что все это можно увидеть и услышать абсолютно бесплатно в центре Москвы.

Анатолий Жуков:

Да. Наш проект просветительский, поэтому все мероприятия бесплатные. Мы всех приглашаем в гости.

На фестивале мы показываем фильмы, привлекаем детей к мастер-классам, чтобы у нас могли поучаствовать все поколения наших гостей. Люди приходят семьями и по нескольку раз; приходят даже каждый день. Дети могут поучаствовать в мастер-классах по мозаике, золочению. Эти занятия проводят очень интересные художники. А для молодежи фильмы о замечательных памятниках нашего церковного искусства. И каждый фестивальный день завершается концертом церковного хора.

Я знаю, что для этого фестиваля был специально собран хор. И Вы являетесь его художественным руководителем. Расскажите о нем.

Анатолий Жуков:

Понятно, что в Москве много разных коллективов, и московские зрители могут сходить и на концерт древней хоровой церковной музыки, и на концерт большого монастырского коллектива. А в регионах не везде есть такая возможность. И поэтому у нас возникла идея собрать хор из участников нашего фестиваля, пригласить лучших солистов. Дирижеры у нас меняются; в зависимости от города, куда мы едем, может быть и приглашенный дирижер. Коллектив действительно фестивальный. Мы исполняем лучшие произведения из тех, что звучат у нас на фестивале. Мы подбираем репертуар из разных эпох церковного пения: древние распевы, классические произведения XVIIIXIX веков (Рахманинов, Чесноков), XX века (Георгий Свиридов) и переходим к произведениям наших композиторов-современников Константина Миронова, Андрея Полторухина.

– Часто современные композиторы обращаются к этой тематике? Чем сейчас живет церковная музыка?

Анатолий Жуков:

– Каждый год появляются новые произведения, которые мы стараемся сразу же задействовать на нашем фестивале.

– Это концертные произведения или их можно исполнять в храме?

Анатолий Жуков:

– Произведения разные. Поскольку у нас проходят концерты, мы берем и концертные вещи, но исполняем и то, что поем каждый день в храме. Обычно какие-то небольшие произведения на концертах не звучат, но мы идем на компромисс, чтобы показать зрителям церковное искусство. Наша задача еще и в том, чтобы показать части богослужения, которые подчас уникальны. Потому что в каждом храме своя певческая традиция, а все храмы обойти невозможно. Иногда бывает, что регент какого-нибудь храма начинает писать музыку. Ее мало кто знает, а мы хотим это исправить.

А мы хотим пригласить наших телезрителей на этот фестиваль. Когда Ваш хор будет давать концерт в рамках фестиваля?

Анатолий Жуков:

– Хор фестиваля «Видеть и слышать» выступает в воскресенье, 12 октября в 19.00.

– Прямо сейчас я предлагаю сделать музыкальную паузу и насладиться исполнением вашего коллектива.

(Звучит фрагмент выступления хора фестиваля «Видеть и слышать».)

Даниил, Вы и ваш коллектив старинной музыки Ex Libris являетесь постоянными участниками фестиваля «Видеть и слышать». Расскажите о своих ощущениях от участия в этом фестивале. Что это дает коллективу? Расширяется ли аудитория? Или Вы ставите еще какие-то цели?

Даниил Саяпин, руководитель ансамбля Ex Libris:

– Формат фестиваля очень интересен тем, что в одном пространстве встречаются основные виды церковного искусства: и церковное пение, и монументальная живопись, и мозаика, и витражи, и даже фрагменты архитектурных храмовых решений. Фестиваль интересен и тем, что он охватывает огромное количество людей, которые даже не подозревают, что они могут здесь встретить. Некоторые интересуются исключительно иконописью, но, посещая выставку в рамках фестиваля, они вдруг знакомятся и с интересными образцами церковной музыки. Действительно, интересно расширение аудитории.

Люди, пришедшие на концерт, знакомятся с новой архитектурой, с новой живописью. Церковное искусство продолжает жить; оно не застывшая форма. Появляются новые мастера церковных фресок, иконописи, и это очень интересно. Выясняется, что есть очень много талантливых людей, которые говорят какое-то новое слово в церковном искусстве. При всей, казалось бы, традиционности и консервативности этого жанра искусство развивается. Возможно, мы не всегда правильно это ощущаем, но церковное искусство всегда было современным.

Даниил, давайте пригласим всех наших телезрителей на концерт вашего коллектива в рамках фестиваля. Когда он пройдет?

Даниил Саяпин:

Концерт состоится 17 октября в 19.00.  Основу программы будет составлять многоголосие Ростова и Ярославля. Эту программу мы делали для фестиваля «Преображение» в Ярославле и теперь решили показать ее в рамках уже этого фестиваля. Ее особенность заключается в том, что в программе концерта с нами будут выступать два звонарянаш давний друг из Ярославля Владимир Дегтярев и московский звонарь Павел Ларин. Звоны будут звучать и во время песнопений, и между ними. Должно быть интересно. Конечно, в Ярославском кремле мы делали это с большими колоколами, а здесь будут переносные звонницы.

Как Вы считаете, насколько аутентично будут звучать эти произведения? Они похожи на то, что было несколько веков назад, или в них уже есть какое-то влияние современности?

Даниил Саяпин:

– Безусловно, влияние есть. Потому что и люди меняются, меняются и манеры исполнения. У нас нет стремления к аутентичности. Для нас музыка это новое вино, и мы вливаем его в новые мехи. Мы хотим, чтобы она звучала современно так, как мы сейчас это делаем. Но в начале концерта мы, конечно, исполним песнопения знаменного распева и ранней русской полифонии, потому что нам нужна отправная точка в концерте. А дальше уже будет звучать полифония Ростова и Ярославля это пяти-, восьми-, двенадцатиголосная партитура.

– Интересно, что вы оба представители и художественной школы: вы имеете художественное образование. После изобразительного искусства, архитектуры пришли к музыке. Расскажите об этом пути.

Даниил Саяпин:

– Я в музыке был всю жизнь. Но в определенный период моей жизни мой друг Борис Алексеев, руководитель артели «Радость», которая занимается монументальной живописью, пригласил меня к себе учиться и работать. Я, собственно, не учился в классических художественных учебных заведениях. Но я учился под руководством замечательных специалистов. Я довольно долгое время занимался монументальной живописью, но совмещал это с хоровой деятельностью.

Анатолий, а как Вы пришли к музыке?

Анатолий Жуков:

– Я принял крещение в православном храме в Нижнем Новгороде (я сам из этого города) и стал посещать церковные службы практически каждый день. Через какое-то время я оказался на клиросе и с тех пор постоянно участвую в службах как певец. Первый мой клирос был в нижегородском кафедральном Спасо-Преображенском соборе. Это был будничный, левый хор; им руководила Галина Васильевна, псаломщица. Там я начал осваивать церковную музыку. В этом хоре были простые люди, которые не знали нот и воспринимали всё на слух. Но это было настолько интересно! Я увидел в этом искусстве целую вселенную! Потом я стал участвовать уже и в праздничном хоре. И с тех пор церковь это то место, где я остался навсегда. Так я пришел к музыке. Я участвовал в разных хорах. В том числе и в семинарском хоре, когда учился в духовной семинарии.

У Вас есть еще и художественное образование?

Анатолий Жуков:

Да. Но даже учась в Строгановском университете (да простят меня преподаватели), я убегал с занятий на репетиции хора. И сейчас, уже во время работы, я совмещаю и музыкальную деятельность, и деятельность художника. Фестиваль «Видеть и слышать» это то, где я с удовольствием работаю.

Если Вас спросят, кто Вы по профессии, что Вы ответите? Как себя ощущаете в этом мире?

Анатолий Жуков:

Наверное, как церковный художник; может быть, как педагог (я преподаю изобразительное искусство в Строгановке). Назвать себя музыкантом не всегда поворачивается язык, как и назвать себя художником. Поэтому я определяю себя просто: я занимаюсь церковным искусством.

– Фестиваль «Видеть и слышать» очень хорошо подчеркивает слова отца Павла Флоренского: «Храмовое действие это проявление высшего синтеза разнородных художественных деятельностей». Эти слова как девиз вашего фестиваля: воплощение всех видов искусства в одном пространстве.

Я благодарю за этот диалог и предлагаю продолжить нашу беседу в следующем выпуске программы. А прямо сейчас музыкальный подарок всем нашим телезрителям.

(Звучит «Трисвятое».)

Ведущий Александр Крузе

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 12 ноября: 21:30
  • Суббота, 15 ноября: 02:05
  • Суббота, 15 ноября: 12:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X