Канон. Автор-исполнитель Максим Соколов. Часть 1

18 июня 2022 г.

В новом выпуске программы зрителей ждет встреча с молодым автором-исполнителем Максимом Соколовым. Максим пишет песни в необычном жанре притчи. Как они рождаются и кто вдохновляет автора на их создание? Об этом и многом другом поговорим в студии программы.

Сегодня у нас в гостях автор-исполнитель Максим Соколов. Максим Соколов – автор-исполнитель православных песен и песен-притч, лауреат международных фестивалей «Одигитрия», Александро-Невского, «Поэтическая нота», обладатель премии Союза писателей России. Российский фонд «За веру и Отечество» наградил исполнителя орденом Георгия Победоносца I степени. Родился в городе Вольске в 1996 году, после окончания школы поступил в Саратовский государственный университет. В настоящее время Максим занимается творческой деятельностью: выпустил сольный альбом, активно гастролирует по России, выступая с сольными концертами и проводя творческие встречи, принимает участие в сборных концертах исполнителей духовной направленности и благотворительных мероприятиях. Сегодня Максим Соколов – гость программы «Канон».

– Максим, Вы работаете в жанре так называемой песни-притчи. Скажите, чем этот жанр отличается от обычной песни, почему нет песни-басни?

 – Есть песни-баллады, песни-легенды. Песни-притчи – уникальный жанр авторской песни, который был, можно сказать, изобретен Светланой Копыловой. Она первоначальница этого жанра и самая известная исполнительница в этом направлении. Он настолько запал мне в душу, что впоследствии у меня тоже стали рождаться песни данного направления. Притчи – очень удобный жанр, быстро доходит до человеческих сердец.

– Вы несете назидательный, воспитательный посыл?

– Я не берусь говорить «воспитательный». В первую очередь хочется донести до людей то, что волнует мое сердце.

– Кто герои притч? Где Вы находите образы?

– Есть песни, которые заимствованы из русской литературы: песня-притча «Телеграмма» – это известное произведение; притча «Лесенка», которую я сегодня для вас исполню. Сюжет этот написал Куприн, и он настолько меня впечатлил, что впоследствии я переложил его на стихи, музыку, и получилась песня-притча.

– Есть песни, в которых Вы играете главную роль, поете именно от себя?

– Это уже не притча.

– Мы нашли «водораздел». Но такие песни у Вас есть?

– Конечно.

– То есть в Вашем репертуаре есть не только песни-притчи. Вы вспомнили Светлану Копылову. Вы общались с ней лично, показывали ей свое творчество?

– Конечно. Я познакомился с ее творчеством 11 лет назад. Ехали в паломническую поездку, и в автобусе звучали песни-притчи Светланы Копыловой. Когда я вернулся домой, очень долго слушал их, а впоследствии лично познакомился со Светланой Копыловой. Они произвели на меня большое впечатление, и хоть до этого я никогда не пытался написать песню или стихотворение, они, можно сказать, полились. Да, они были сначала несовершенны, но личное знакомство со Светланой Копыловой вдохновило меня на дальнейшее развитие. Я до сих пор держу ее слова в своем сердце. Она сказала: «Да, они несовершенны, но нужно трудиться, работать в этом направлении. Если это не твое –само уйдет, а если твое – будет развиваться».

– И радовать слушателей. Максим, я предлагаю прямо сейчас порадовать наших слушателей. Что Вы для нас исполните?

– Я исполню песню-притчу «Лесенка».

(Звучит песня-притча «Лесенка».)

– Максим, насколько я знаю, у Вас нет профессионального литературного или музыкального образования. Как Вы начали сочинять? Именно Светлана подвигла на творчество?

– Да, эти песни послужили тому, что у меня началось собственное творчество.

– Не боязно было?

– Я даже не думал об этом, писал для себя. Потом пошли фестивали: Александро-Невский в Санкт-Петербурге, «Одигитрия» в Витебске; начались сборные концерты, потом – сольные. Несколько раз я выступал на концертах Светланы Копыловой в Саратове, мы даже выступали в других городах вместе. Постепенно рождалось творчество.

– В семье кто-то связан с музыкой? В детстве звучала музыка?

– Бабушка пела, но песни были в основном народные. Мои старшие братья – профессиональные музыканты, работали в военном оркестре.

– В семье есть музыкальные традиции.

– В семье никто не писал, насколько я знаю.

– За эти годы вышел Ваш альбом, который называется «Так легко…» Скажите, насколько легко получается писать песни?

– Это бывает по-разному. Иногда можно за один день полностью написать песню, иногда на это уходит не то что неделя, даже месяц и год. Я никогда не приписываю себе то, что написал: рождение песни всегда идет откуда-то сверху. Без Божьего участия ничего бы не получалось.

– Песня может прийти даже в дороге?

– Да.

– Случалось такое?

– Песня, которая прозвучала сейчас, частично была написана в пути.

– Что вначале приходит: музыка или стихи?

– Тоже по-разному. Бывает, сразу приходит музыка и на нее ложатся стихи. Иногда напишешь стихи – потом подбираешь музыку. Как придет сверху.

– Поскольку песни духовно назидательные, Вы берете благословение на создание песен?

– На каждую отдельно нет. У меня есть благословение на творчество, но на написание каждой песни я благословение не беру.

– Это определенного рода миссия. Нужно обладать богатым духовным миром, чтобы назидать своим творчеством. На Вас большая ответственность.

– Возможно, но я стараюсь не приписывать это себе. Как в той песне: «кисточка в Божьих руках».

– Или Вы считаете, что это не столько назидательные, сколько поучительные песни, пример, чтобы над чем-то подумать?

– Возможно. Притча нейтральна, человек как бы в сюжете находит себя и свои поступки, смотрит на это со стороны, сам над этим работает. Прямого назидания тут нет и быть не может.

– Кто Ваша аудитория, кто чаще приходит на концерты? Это больше воцерковленные люди?

– Зачастую да. В последнее время я принимаю участие в концертах для молодежи, школьников. Поначалу они относятся к этому немного скептически, иронично, но потом от песни к песне (тем более когда звучат такие песни, как «Чулочки» на стихи Мусы Джалиля) у них внутри что-то срабатывает, они начинают вести себя по-другому и воспринимать то, что ты пытаешься до них донести.

– На самом деле я понимаю, насколько сложно молодому исполнителю нести свое творчество в массы. Это геройство в определенной степени. Не брать популярную музыку, не находить известных авторов и покупать песни, а именно нести свет.

Я делюсь тем, что идет от сердца. Бывали случаи, когда хотелось пойти на поводу у современных тенденций, написать более легкую песню – ничего не получалось. Получается песня ни о чем, не трогающая, не цепляющая. Впустую потраченное время.

– Помимо Светланы Копыловой кто для Вас ориентир в мире музыки?

– Сложно сказать. Я не так много слушаю музыку. В основном на сегодняшний момент это классическая музыка, когда едешь в дороге – включаешь, слушаешь. Целенаправленно какую-то музыку я не слушаю.

– Как Вы думаете, может быть, подобного рода музыка не направлена на широкую аудиторию? Может, это эксклюзивное, элитарное искусство в хорошем смысле этого слова?

– Вполне возможно. Дело в том, что сегодня все направлено на развлечения, легкую, отвлекающую музыку. Есть даже выражение: музыка фоном идет. Песни серьезного содержания заставляют человека думать о себе, своей душе. Поэтому, вполне возможно, в жизни человека должны произойти определенные обстоятельства, чтобы ощутить это.

– Расскажите, пожалуйста, о своем образовании. Если Вы никак не связаны с музыкой, откуда берутся ноты, стихи?

– Господь посылает. Нот я не знаю.

– Музыкального образования в школе не было?

– Я пытался учиться. Отучился полтора года в музыкальной школе и бросил. Конечно, сейчас жалею: кажется, музыкальное образование мне помогло бы. Когда мы записываем диск, мне приходится на пальцах объясняться с музыкантами, и понять друг друга не всегда удается с первого раза.

Учиться никогда не поздно.

– Может быть. Сейчас так складываются обстоятельства, что Господь направил меня на святое место в Оленевку. Это удивительное место связано с жизнью, служением, мученичеством священноисповедника Иоанна Оленевского. В храме святого Иоанна Оленевского я сейчас пою на клиросе. Слушаю партию, запоминаю, потом воспроизвожу.

– Это хорошая школа.

Проблема в том, что не знаешь нот, сам себя поправить не можешь. Нужно по памяти воспроизводить.

– Бог Вам в помощь. Предлагаю продолжить наш диалог в следующей программе: поговорим о святом месте, в котором Вы сейчас трудитесь, о Вашем творчестве. В заключение первой части нашей программы я хотел бы, чтобы Вы исполнили ту самую песню «Чулочки».

(Звучит песня «Чулочки».)

Ведущий Александр Крузе

Записала Софья Горбачева

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 17 августа: 21:30
  • Суббота, 20 августа: 02:05
  • Суббота, 20 августа: 12:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    СЛУЖЕНИЕ ЛЮБВИ: Центр защиты семьи «Колыбель» в Екатеринбурге. Александра Цурилло

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ: о святом цесаревиче Алексии и регате его имени

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    ХРОНИКА ПЕТРОГРАДСКОЙ ГОЛГОФЫ. Выпуск 12.

  • 15 августа 2022 г. Успенский пост

    Успенский пост. Наставление. Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон

  • 15 августа 2022 г. Успенский пост

    Успенский пост. Наставление. Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий

Вопросы и ответы

X
​​