– Откуда взялась христианская символика и почему считается, что, если внимательно ее изучать, можно проследить всю историю развития религии?
– Символизм – это общекультурный фактор. Символические знаки всегда сопутствовали человеку и являются неотъемлемой частью человеческой культуры (дохристианской в том числе). И действительно, если внимательно смотреть на знаки и символы, то можно узнать очень много интересного, что на первый взгляд может показаться чем-то смущающим, но символ всегда нужно прочитывать в контексте.
– Расскажите про главные знаки и символы. Можно ли их выделить или, как Вы говорите, все они познаются в каком-то контексте?
– Их не так мало, но нельзя сказать, что колоссальное количество, и когда речь идет о тех или иных символах (будь то геральдические или религиозные), они все между собой связаны. Они переходят из культуры в культуру, из религии в религию; как правило, имеют различное значение, по-разному прочитываются.
Как мы уже сказали, чтобы полноценно понимать, что значит тот или иной символ, нам критически важен контекст, в котором используется тот или иной символ. Само слово «символы» предполагает наличие контекста, т.е. это нечто разделенное на половинки. Например, есть половинка у Вас, половинка у меня. При встрече мы можем их соединить, и у нас получится нечто целое. Монетка, к примеру. Есть всякие романтические подвески – разделенное сердечко (одна половинка у одного человека, другая у другого). Если соединить, получится целое. Это и есть символ в основном своем значении. Поэтому то, с каким значением создается символ, играет ключевую роль. Может быть, этот символ разделили потому, что не хотят больше соединять, а может быть наоборот – разделены для того, чтобы соединиться. Казалось бы, один и тот же предмет, а как по-разному его можно интерпретировать...
– Давайте начнем, пожалуй, с самого распространенного – креста. Где он изображается, как и что означает?
– Очевидно, что для нас, христиан, Крест Христов – это всегда не просто символ, но и часть знамени нашей победы, потому изображение креста для христианина (или для человека христианской культуры) – это не просто знак, символ, а нечто большее, он имеет серьезное сакральное, религиозное значение. Даже схематически изображенный крест для нас, христиан, говорит о том конкретном Кресте, о котором мы все думаем, на котором произошла Жертва любви Христовой. Кресты могут быть различными, но глупо полагать, что крест – всегда именно христианский символ. Сейчас мы воспитаны в христианской культуре, знакомы с христианской традицией. Очевидно, когда мы видим и слышим о кресте, у нас в голове возникают именно конкретные образы.
Но кресты были известны и до христианства, в различных культурах, в том числе даже не монотеистических. Это один из древнейших символов (солярный символ), потому его интерпретация, как правило, бывает светлой. Однако, как в любом правиле, бывают исключения, и здесь мы можем сказать, что бывают кресты различных начертаний, в том числе и древние. Например, возьмем мотыгообразный крест – это известный древний символ солнца. Казалось бы, прекрасный, но люди нашей культуры сегодня, в контексте истории ХХ века, не могут интерпретировать этот крест как нечто светлое, потому что сразу возникает прямая аллюзия с нацистским знаменем.
– А Всевидящее око Господне? Только ли в нашей религии встречаются изображения глаз?
– Глаз, вписанный в треугольник, – это древний символ. Христианство не отменяло предшествующей ей культуры, а наполняло ее новым содержанием. Это касается и праздников, и каких-либо символов. Когда мы говорим о Всевидящем оке, т.е. о глазе, вписанном в треугольник, как правило, интерпретируем его в христианском духе: как символическое обозначение или Троицы, или Бога Отца. Несмотря на расхожесть этого символа, он не столь популярен, если можно использовать такое слово, в христианской культуре. Обычно он использовался средневековыми европейскими мистиками или же в новое время, как правило, различными течениями – не то что имеющими христианские традиции, а мимикрирующими так или иначе под христианскую культуру.
– Среди христианских символов есть пентаграмма. В представлении многих она ассоциируется с чем-то оккультным. Что она означает у нас? Как давно известна? Есть мнение, что более трех тысяч лет.
– Пентакл, или пентаграмма, – это очень древний символ. Он, конечно, дохристианский, но имеет и христианскую интерпретацию, т.к. в христианской культуре тоже использовался. Сегодня, когда мы говорим о пентакле, тем более перевернутом, то человек может подумать, что речь идет о чем-то таинственном и не очень приятном, но это ввиду массовой культуры последних лет пятидесяти. На самом деле этот символ действительно восходит к древним астрономическим культам, религиям, был известен еще в Вавилоне. Некоторые интерпретаторы говорят о том, что это повторение движения планеты Венеры, которая имеет во многих астрономических культурах ключевое значение. Так или иначе, в христианской культуре он также используется.
Звезда является одним из важнейших христианских символов. Но ввиду того, что христиане не особо много внимания уделяли астрологии, каких-то глубоких значений звезда не имела в этом смысле. Звезда всегда была звездой. Будь она четырехконечной, восьмиконечной, пятиконечной, шестиконечной – различной. Однако мы можем выделить тот факт, что, естественно, в традиции христианской и предшествующей ей шестиконечная, восьмиконечная звезды имели наибольшее распространение. Восьмиконечную звезду, как правило, мы можем видеть на иконах Богородицы, в качестве украшений на омофоре Пречистой Владычицы. Но можем обратить внимание, что на многих иконах, в том числе и древних, эта звезда может быть и пятиконечной. Это ни в коем случае не должно смущать. Что касается так называемой перевернутой звезды, ее тоже можно видеть на наших иконах, в том числе на канонических, причем на тех иконах, которые канон и сформировали. Во всяком случае, например, в русской иконописи.
На иконе Преображения Господня прп. Андрея Рублева, на иконе прп. Феофана Грека тоже мы можем видеть каноническое иконописное изображение Преображения Господня – Господь стоит на фоне как раз пятиконечной звезды. Но есть еще интерпретация, что она на самом деле шестиконечная, Самим Господом заслоняется одна из этих вершин, но все-таки сегодня, как правило, когда пишутся современные иконы Преображения, отчетливо прописывается пять вершин: три нижние вершины направлены к апостолам, находящимся в момент Преображения Господня на горе, а две – к древним пророкам Моисею и Илии, которые также явились апостолам, беседующим со Христом. Однако при интерпретации важен контекст.
Например, среди богатого убранства собора Спаса-на-Крови очень большое количество звезд, причем пятиконечных. Если мы каким-то образом будем интерпретировать это в отрыве от контекста, а еще более слушать любителей конспирологии и прочего, можно подумать: это не случайно, потому что храм построен на месте смерти государя-императора, потому тут пятиконечные звезды, которые впоследствии будут использованы во время социалистической революции как символ. Это, конечно, попытка аккомодации («высосано из пальца», что называется), но контекст работает именно так.
Вообще звезда в христианской культуре, как правило, наиболее часто используемый символ, это касается, прежде всего, Вифлеемской звезды. Иногда она стилизована под ангела, явившегося пастухам в рождественскую ночь. Так или иначе, это чаще рождественский символ, но может встречаться и в других коннотациях.
– Говоря в общем о христианских знаках и символах, где, кроме икон и убранства храмов, можно их встретить? Допустимо ли обычным людям изображать их, скажем, в своих домах?
– Надо понять, что эти знаки примитивны в исполнении: их легко, быстро можно нарисовать. Они имели такое хождение потому, что в раннехристианское время, когда еще не было иконографии, иконописи, христиане были гонимы, им так или иначе следовало себя обозначать, чтобы посвященные люди могли понять, кто находится рядом с ними, когда можно было лишиться и жизни только лишь за свое исповедование. Потому были введены символы, которые позволяли христианам понимать, что это место, в котором можно встретить христианина, или этот человек является христианином.
Как правило, самые большие коллекции христианских символов находятся в римских катакомбах. Они появляются по всей империи достаточно быстро. Сегодня они используются или в геральдике, или как символы для украшения. У нас есть иконы, например, которыми мы можем не только символически что-то обозначить, но и внести в это серьезный духовный контекст, потому что иконопись – это богословие в красках. Потому сегодня они используются меньше как некие элементы украшения. Имеет ли смысл у себя в домах каким-то образом это изображать? Если это тебе необходимо или вписывается в интерьер – наверное, да, но надо понимать: если мы будем использовать те или иные символы всего лишь для того, чтобы привлечь внимание или просто как попытку что-то украсить, тогда теряется сакральность – и в том не будет никакого смысла.
Ведущая Маргарита Рекко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Евангелие 24 апреля. Воскреснет брат твой
День ангела. 24 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!