Христианская символика. О земном и о небесном

18 июля 2022 г.

Сегодня поговорим о символизме в христианстве. Всевидящее око Господне, восьмиконечные звезды, кресты – что означают, откуда пошли? Обсудим это с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.

– Откуда взялась христианская символика и почему считается, что, если внимательно ее изучать, можно проследить всю историю развития религии?

– Символизм – это общекультурный фактор. Символические знаки всегда сопутствовали человеку и являются неотъемлемой частью человеческой культуры (дохристианской в том числе). И действительно, если внимательно смотреть на знаки и символы, то можно узнать очень много интересного, что на первый взгляд может показаться чем-то смущающим, но символ всегда нужно прочитывать в контексте.

– Расскажите про главные знаки и символы. Можно ли их выделить или, как Вы говорите, все они познаются в каком-то контексте?

– Их не так мало, но нельзя сказать, что колоссальное количество, и когда речь идет о тех или иных символах (будь то геральдические или религиозные), они все между собой связаны. Они переходят из культуры в культуру, из религии в религию; как правило, имеют различное значение, по-разному прочитываются.

Как мы уже сказали, чтобы полноценно понимать, что значит тот или иной символ, нам критически важен контекст, в котором используется тот или иной символ. Само слово «символы» предполагает наличие контекста, т.е. это нечто разделенное на половинки. Например, есть половинка у Вас, половинка у меня. При встрече мы можем их соединить, и у нас получится нечто целое. Монетка, к примеру. Есть всякие романтические подвески – разделенное сердечко (одна половинка у одного человека, другая у другого). Если соединить, получится целое. Это и есть символ в основном своем значении. Поэтому то, с каким значением создается символ, играет ключевую роль. Может быть, этот символ разделили потому, что не хотят больше соединять, а может быть наоборот – разделены для того, чтобы соединиться. Казалось бы, один и тот же предмет, а как по-разному его можно интерпретировать...

  – Давайте начнем, пожалуй, с самого распространенного – креста. Где он изображается, как и что означает?

– Очевидно, что для нас, христиан, Крест Христов – это всегда не просто символ, но и часть знамени нашей победы, потому изображение креста для христианина (или для человека христианской культуры) – это не просто знак, символ, а нечто большее, он имеет серьезное сакральное, религиозное значение. Даже схематически изображенный крест для нас, христиан, говорит о том конкретном Кресте, о котором мы все думаем, на котором произошла Жертва любви Христовой. Кресты могут быть различными, но глупо полагать, что крест – всегда именно христианский символ. Сейчас мы воспитаны в христианской культуре, знакомы с христианской традицией. Очевидно, когда мы видим и слышим о кресте, у нас в голове возникают именно конкретные образы.

Но кресты были известны и до христианства, в различных культурах, в том числе даже не монотеистических. Это один из древнейших символов (солярный символ), потому его интерпретация, как правило, бывает светлой. Однако, как в любом правиле, бывают исключения, и здесь мы можем сказать, что бывают кресты различных начертаний, в том числе и древние. Например, возьмем мотыгообразный крест – это известный древний символ солнца. Казалось бы, прекрасный, но люди нашей культуры сегодня, в контексте истории ХХ века, не могут интерпретировать этот крест как нечто светлое, потому что сразу возникает прямая аллюзия с нацистским знаменем.

– А Всевидящее око Господне? Только ли в нашей религии встречаются изображения глаз?

– Глаз, вписанный в треугольник, – это древний символ. Христианство не отменяло предшествующей ей культуры, а наполняло ее новым содержанием. Это касается и праздников, и каких-либо символов. Когда мы говорим о Всевидящем оке, т.е. о глазе, вписанном в треугольник, как правило, интерпретируем его в христианском духе: как символическое обозначение или Троицы, или Бога Отца. Несмотря на расхожесть этого символа, он не столь популярен, если можно использовать такое слово, в христианской культуре. Обычно он использовался средневековыми европейскими мистиками или же в новое время, как правило, различными течениями – не то что имеющими христианские традиции, а мимикрирующими так или иначе под христианскую культуру.

– Среди христианских символов есть пентаграмма. В представлении многих она ассоциируется с чем-то оккультным. Что она означает у нас? Как давно известна? Есть мнение, что более трех тысяч лет.

– Пентакл, или пентаграмма, – это очень древний символ. Он, конечно, дохристианский, но имеет и христианскую интерпретацию, т.к. в христианской культуре тоже использовался. Сегодня, когда мы говорим о пентакле, тем более перевернутом, то человек может подумать, что речь идет о чем-то таинственном и не очень приятном, но это ввиду массовой культуры последних лет пятидесяти. На самом деле этот символ действительно восходит к древним астрономическим культам, религиям, был известен еще в Вавилоне. Некоторые интерпретаторы говорят о том, что это повторение движения планеты Венеры, которая имеет во многих астрономических культурах ключевое значение. Так или иначе, в христианской культуре он также используется.

Звезда является одним из важнейших христианских символов. Но ввиду того, что христиане не особо много внимания уделяли астрологии, каких-то глубоких значений звезда не имела в этом смысле. Звезда всегда была звездой. Будь она четырехконечной, восьмиконечной, пятиконечной, шестиконечной – различной. Однако мы можем выделить тот факт, что, естественно, в традиции христианской и предшествующей ей шестиконечная, восьмиконечная звезды имели наибольшее распространение. Восьмиконечную звезду, как правило, мы можем видеть на иконах Богородицы, в качестве украшений на омофоре Пречистой Владычицы. Но можем обратить внимание, что на многих иконах, в том числе и древних, эта звезда может быть и пятиконечной. Это ни в коем случае не должно смущать. Что касается так называемой перевернутой звезды, ее тоже можно видеть на наших иконах, в том числе на канонических, причем на тех иконах, которые канон и сформировали. Во всяком случае, например, в русской иконописи.

На иконе Преображения Господня прп. Андрея Рублева, на иконе прп. Феофана Грека тоже мы можем видеть каноническое иконописное изображение Преображения Господня – Господь стоит на фоне как раз пятиконечной звезды. Но есть еще интерпретация, что она на самом деле шестиконечная, Самим Господом заслоняется одна из этих вершин, но все-таки сегодня, как правило, когда пишутся современные иконы Преображения, отчетливо прописывается пять вершин: три нижние вершины направлены к апостолам, находящимся в момент Преображения Господня на горе, а две – к древним пророкам Моисею и Илии, которые также явились апостолам, беседующим со Христом. Однако при интерпретации важен контекст.

Например, среди богатого убранства собора Спаса-на-Крови очень большое количество звезд, причем пятиконечных. Если мы каким-то образом будем интерпретировать это в отрыве от контекста, а еще более слушать любителей конспирологии и прочего, можно подумать: это не случайно, потому что храм построен на месте смерти государя-императора, потому тут пятиконечные звезды, которые впоследствии будут использованы во время социалистической революции как символ. Это, конечно, попытка аккомодации («высосано из пальца», что называется), но контекст работает именно так.

Вообще звезда в христианской культуре, как правило, наиболее часто используемый символ, это касается, прежде всего, Вифлеемской звезды. Иногда она стилизована под ангела, явившегося пастухам в рождественскую ночь. Так или иначе, это чаще рождественский символ, но может встречаться и в других коннотациях.

– Говоря в общем о христианских знаках и символах, где, кроме икон и убранства храмов, можно их встретить? Допустимо ли обычным людям изображать их, скажем, в своих домах?

– Надо понять, что эти знаки примитивны в исполнении: их легко, быстро можно нарисовать. Они имели такое хождение потому, что в раннехристианское время, когда еще не было иконографии, иконописи, христиане были гонимы, им так или иначе следовало себя обозначать, чтобы посвященные люди могли понять, кто находится рядом с ними, когда можно было лишиться и жизни только лишь за свое исповедование. Потому были введены символы, которые позволяли христианам понимать, что это место, в котором можно встретить христианина, или этот человек является христианином.

Как правило, самые большие коллекции христианских символов находятся в римских катакомбах. Они появляются по всей империи достаточно быстро. Сегодня они используются или в геральдике, или как символы для украшения. У нас есть иконы, например, которыми мы можем не только символически что-то обозначить, но и внести в это серьезный духовный контекст, потому что иконопись – это богословие в красках. Потому сегодня они используются меньше как некие элементы украшения. Имеет ли смысл у себя в домах каким-то образом это изображать? Если это тебе необходимо или вписывается в интерьер – наверное, да, но надо понимать: если мы будем использовать те или иные символы всего лишь для того, чтобы привлечь внимание или просто как попытку что-то украсить, тогда теряется сакральность – и в том не будет никакого смысла.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать