Хранители памяти. Зарайский кремль. Часть 1

6 сентября 2022 г.

Мы начинаем серию выпусков из Зарайского кремля. Об истории этого места и принесении сюда чудотворного образа святителя Николая, о святых благоверных князьях, памятник которым стоит на территории кремля, а также о строительстве и поновлении крепостных стен рассказывает ведущий научный сотрудник научно-фондового отдела Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль» Николай Викторович Невский.

Мы находимся на территории музея-заповедника «Зарайский кремль». Отсюда мы начинаем новую серию выпусков передачи «Хранители памяти»

Николай Викторович Невский, ведущий научный сотрудник научно-фондового отдела Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль»:

– Мы начинаем здесь, у памятника благочестивой рязанской княжеской семье – Евпраксии, Феодору и их сыну Иоанну. Зарайск – это традиционно именно Рязанская земля, в состав Московской области он вошел только в 1929 году, уже в советское время.

Первое летописное упоминание Зарайска относится к 1146 году. Под этой датой упоминается некий град Осетр. Осетр – это река, которая течет здесь неподалеку. На высоком берегу этой реки и был построен кремль, в котором мы с вами находимся. Эта дата считается датой основания Зарайска, хотя об этом времени нам известно немного.

Следующее упоминание мы встречам в цикле повестей о Николе Заразском, который был переведен и исследован академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. Хотя в научной среде есть различные версии о том, когда это могло быть написано и насколько достоверны излагаемые там сведения, академик Лихачев своим научным авторитетом подкрепил мнение, что это все-таки сказание, основывающееся на древних источниках.

Рассказывается в этих повестях о том, что святитель Николай в Корсуни, то есть в Херсонесе, явился в сонном видении своему служителю Евстафию и повелел ему отнести свой чудотворный образ в Рязанскую землю, ибо, как выразился святитель: «Тамо хощу быти и чюдеса творити».

Евстафий сперва ослушался – что только не приснится… Но святитель являлся ему вновь и вновь, после третьего видения даже наказал его за нерешительность слепотой. Евстафий раскаялся, взял икону, взял жену и пошел. Святитель надоумил его идти не напрямую через языческие половецкие земли, потому что это в начале XIII века было опасно, а в обход через Германию.

Со стороны Новгорода Евстафий зашел на Русь, и когда уже подходил с иконой в эти земли, считавшиеся землями рязанского князя Федора Юрьевича, святитель Николай этому князю явился также во сне и велел пойти в указанное место для встречи чудотворного образа. За это он пообещал венцы Царствия Небесного самому Федору, его жене и сыну.

У Федора ни жены, ни сына на тот момент еще не было. Он удивился, услышав такую весть, однако послушался и пошел в место, указанное святителем Николаем, и там, где впоследствии был основан этот город, встретил чудотворную икону на Рязанской земле.

Князь Федор принес икону в свою землю. Со временем, как и напророчил ему святитель, он женился на красавице греческой княжне Евпраксии, у  них родился сын Иоанн. Но тут началось монголо-татарское нашествие на Русь – в 1237 году сюда приходят войска хана Батыя. И князь Юрий Ингваревич Рязанский посылает своего сына Федора с дарами в ставку хана, чтоб убедить того не воевать городов русских.

Хан Батый дары принял, но потребовал еще и красавицу Евпраксию себе в наложницы, на что Федор, будучи мужем праведным и благочестивым, ответил: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь».

За это его и большинство его соратников тут же убили на месте, а немногочисленные уцелевшие вернулись в его земли и сообщили Евпраксии, какая участь ее, по всей видимости, ожидает – что сейчас сюда прибудут войска разъяренного хана, ее заберут в наложницы, сына маленького убьют, чтоб не мстил за отца, когда вырастет.

Тогда Евпраксия предпочла смерть бесчестию и, взяв на руки своего маленького сына, ринулась оземь с высокого храма (по другим спискам – с высокого терема своего) и убилась, «заразися до смерти», и место то с тех пор называется Заразск. Это самая красивая версия названия города. По другой версии, словом «заразы» назывались крутые овраги, которые здесь есть возле берегов Осетра.

И полное название города в XVI веке было: город Николы Заразского. То есть это место было известно как место, где находится такая почитаемая икона. Хотя в начале XVI века ее, для того чтобы защитить от набегов крымских татар, перенесли в Коломну. В Коломне изготовили список. Как раз список 1513 года находится сейчас здесь, в Иоанно-Предтеченском соборе. Для защиты этой иконы по распоряжению великого князя Василия III и был построен Зарайский кремль.

Мы с вами находимся в одной из башен Зарайского кремля, построенного по приказу великого князя Василия III для защиты южных рубежей молодого Московского государства от кочевников крымских татар, то есть от осколков Золотой Орды. Кремль строился с 1528 по 1531 год, то есть был возведен всего за три года.

Он имеет особенности, выделяющие его среди других русских кремлей. Во-первых, это самый маленький кремль России – его площадь чуть больше двух гектаров, стены короткие – 125 метров в длину, стены длинные – 185 метров в длину. Во-вторых, в основе своей кремль до наших дней полностью сохранился.

Конечно, если мы посмотрим на кирпичную кладку, которая на поверхности, то это более поздние поновления и реставрация, но по периметру – как кремль поставили, так он с XVI века и стоит. В том числе и большая часть белокаменной кладки тоже с тех пор сохранилась, сохранилась и кладка внутри стен.

Кремль стал сооружением принципиально нового для Руси типа. Строительство кремлей в этот период проходило под руководством приглашенных из Италии архитекторов. Эти кремли были рассчитаны на защиту уже не только от сабель и стрел, как традиционные крепостные сооружения, но и от огнестрельного оружия – пушек, ружей. В самом кремле нес службу стрелецкий гарнизон.

Стены кремля очень толстые – порядка двух метров в толщину. Они надежно защищали от пушечных ядер. В верхней части стен – большое количество бойниц, возле которых выстраивались вооруженные стрельцы. Кремль эффективно нес оборону – на протяжении XVI века на него было совершено более десяти нападений, но ни одно из них не увенчалось успехом.

На территории кремля было довольно мало застроек. Здесь был дом протопопа, дом воеводы, осадные дворы боярских детей и различные хозяйственные постройки – колодцы, амбары, житницы. Люди же жили снаружи кремля. Главной функцией крепости было именно помочь переждать осаду.

По тревоге, когда на караульной башне били во всполошный колокол, жители окрестных слобод укрывались на территории крепости, спасая свое имущество и самое ценное – свою жизнь, свободу, ведь главным трофеем нападавших были люди (славянские пленники высоко ценились на турецких невольничьих рынках). Конечно, нужно было население города защищать, и кремль в этом очень помогал.

В XVIII веке кремль уже начинает терять свое оборонное значение. Какой-то гарнизон здесь оставался уже только по инерции, потому что границы государства к тому моменту отодвинулись гораздо дальше, и уже такой защиты здесь не требовалось. Кремль постепенно ветшал, часть стен начала осыпаться.

Рассматривался вопрос о том, чтобы вовсе разобрать Зарайский кремль, пока он не похоронил под собой кого-нибудь из незадачливых местных жителей. Но местное население этому воспротивилось – а население здесь было зажиточное, купеческое: Зарайск был весьма состоятельным городом. И была собрана общественная сумма на первый экстренный ремонт кремля.

Эти ремонты продолжались на протяжении всего XIX века. В начале ХХ века при первом – уже централизованном – ремонте на башни были установлены конусообразные крыши наподобие тех, которые мы видим сейчас. Вот тогда кремль обрел тот архитектурный облик, который мы с вами можем наблюдать. Не факт, что такие крыши были на башнях изначально; это, скорее, представление архитекторов-реставраторов начала ХХ века о том, как выглядела древнерусская крепость.

Большую часть советского времени кремль стоял заброшенный. Единственная реставрация проводилась в 60-е годы, когда металлические крыши заменили на деревянные и сделали навесы над галереей боевого хода. После этого кремль продолжал стоять без присмотра на окраине города, вдалеке от центра городской жизни.

Так было до 2014 года, когда Зарайский музей вернулся в свое историческое здание присутственных мест на территории Зарайского кремля. После этого буквально за пять лет были отреставрированы все башни, находившиеся в аварийном состоянии, все фрагменты стен, по которым было опасно ходить, потому что они могли осыпаться под ногами. Сейчас кремль стоит надежно и, вероятно, простоит еще столько же.

Дорогие телезрители! Мы еще продолжим рассказ с территории Зарайского кремля.

Ведущая Елена Чач

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 03 декабря: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ с временной выставки «Размышление о Рублеве. Две иконы художника-реставратора В.О. Кирикова», работающей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. О нюансах копирования Василием Осиповичем Кириковым иконы «Троица» Андрея Рублева рассказывает заведующая отделом научной реставрации Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Ольга Евгеньевна Труфанова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать