Подошёл к финалу наш рассказ о масштабном проекте «Любовью и единением спасёмся» Сергиево-Посадского музея-заповедника. Заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиевой лавры XVIII-XIX вв.» Сергиево-Посадского музея-заповедника, кандидат искусствоведения Евгения Юрьевна Суворова рассказывает об экспонатах, завершающих второй раздел выставки.
Мы продолжаем рассказ о масштабном выставочном проекте «Любовью и единением спасемся».
Выставка знакомит с событиями земной жизни преподобного Сергия Радонежского и традицией его многовекового почитания, а также раскрывает связь времен через духовное единение народа. Мы запечатлели ее в том виде, в котором она работала до середины марта. Затем некоторые экспонаты были отправлены в родные музеи, а на их месте появились новые предметы. Разумеется, в залах остались памятники из фондов Сергиево-Посадского музея-заповедника. Такие, как, например, необычная подставка под запрестольный крест.
Рассказывает Евгения Юрьевна Суворова, заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиевой лавры XVIII−XIX вв.» Сергиево-Посадского музея-заповедника, кандидат искусствоведения:
− На выставке представлена подставка под запрестольный крест, которая происходит из алтаря Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. По лаврскому преданию, эта подставка в виде двуглавого орла была создана собственноручно будущим самодержцем − императором Петром I Алексеевичем. Он ее создал в благодарность за первое спасение в Троицком монастыре во время Стрелецкого восстания, когда его, маленького мальчика, спрятавшегося в алтаре Успенского собора, пытались вытащить из собора стрельцы, но не успели, поскольку подоспела подмога; он остался жив.
Так вот, это всего лишь красивое предание. Исследуя описи, например, 1840 года, мы не обнаружили упоминания о существовании этой подставки под крест в алтаре. А уже в описи 1850 года это упоминание есть. И исследователи предполагают, что этот орел был создан к юбилеям, которые отмечались в 1844 году: 500-летию создания Троицкого монастыря и 100-летию присвоения монастырю звания лавры, − когда возросли интерес и любовь к русской истории.
Этот орел был перенесен в 1920 году в собрание нашего музея, и на протяжении многих десятилетий он находился в парадном зале наместничьих покоев, которые являются на самом деле экспозицией ризницы Троице-Сергиевой лавры в нашем музее. В начале 1980-х годов орел передавался на реставрацию в Центр имени академика Грабаря. В 2023−2024 годах он был повторно передан туда на реставрацию, и реставраторы обнаружили, что, оказывается, когда орел был создан, его тело было позолочено, а подставка была серебряной. И на реставрационном совете было решено возвратить первоначальный облик этому орлу. Сейчас вы его можете видеть на выставке.
Среди образов Пресвятой Богородицы на выставке можно было увидеть икону XV века «Богоматерь с Младенцем, Архангелом Гавриилом и предстоящим в молении преподобным Сергием Радонежским», происходящую из Троицкого собора Стефано-Махрищского монастыря.
Особое внимание на экспозиции уделено теме заступничества Богоматери за русское воинство. Здесь можно увидеть не только списки с известных древних чудотворных образов, таких как иконы Божией Матери Казанской и Владимирской, но и, например, Бердисинскую икону Богоматери XIX века. Почитание этого образа имеет непосредственное отношение к борьбе православного казачества против Речи Посполитой. Изображение башни связано с текстом Песни песней Соломона: Яко столп Давидов выя твоя… тысяща щитов висит на нем, вся стрелы сильных. Здесь упоминается башня царя Давида, созданная для защиты и украшения города.
Евгения Юрьевна Суворова:
− Когда мы ходили по выставке, видели многочисленные события: войны, сражения, битвы, гибель людей. Мы видели огромное количество чудотворных образов Богоматери, и во все времена человек понимал, что ему обращаться-то больше не к кому, кроме как к Богородице. И в конце нашей экспозиции мы подходим к образу Богоматери с Младенцем, Который распахивает нам Свои объятия. Когда кажется, что все уже погибло, единственная надежда – это надежда на Бога и на заступничество Царицы Небесной. И перед нами образ Богоматери, который создал Васнецов для Владимирского собора города Киева. Этот эскиз, который он написал, был подарен Эмилии и Адриану Праховым, а Адриан Прахов руководил украшением собора. Таким образом, все мы движемся к Богоматери.
Дорогие телезрители, мы завершили серию выпусков о масштабном выставочном проекте «Любовью и единением спасемся».
Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук
Записала Полина Митрофанова
Мы завершаем рассказ с временной выставки «Иконопись Ростова. Памятники XIII-XVI веков из музейных и частных собраний», работающей в Музее имени Андрея Рублёва. Учёный секретарь музея Мария Игоревна Яковлева расскажет о шедевре средневекового искусства - иконах "Понкаровского чина" (деисусного ряда иконостаса из села Поникарово), а затем отдельно остановится на образах святителя Леонтия Ростовского и некоторых иконах-пядницах.
У книжной полки. Верую! Наглядное объяснение Символа веры
У книжной полки. Не умру, но жив буду... Жизнеописание схиархимандрита Илариона (Удодова)
Этот день в истории. 24 мая
День ангела. 24 мая
Церковный календарь 24 мая. Священномученик Мокий Амфипольский
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!