Хранители памяти. Выставка «Любовью и единением спасемся». Часть 8

29 апреля 2025 г.

Подошёл к финалу наш рассказ о масштабном проекте «Любовью и единением спасёмся» Сергиево-Посадского музея-заповедника. Заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиевой лавры XVIII-XIX вв.» Сергиево-Посадского музея-заповедника, кандидат искусствоведения Евгения Юрьевна Суворова рассказывает об экспонатах, завершающих второй раздел выставки.

Мы продолжаем рассказ о масштабном выставочном проекте «Любовью и единением спасемся».

Выставка знакомит с событиями земной жизни преподобного Сергия Радонежского и традицией его многовекового почитания, а также раскрывает связь времен через духовное единение народа. Мы запечатлели ее в том виде, в котором она работала до середины марта. Затем некоторые экспонаты были отправлены в родные музеи, а на их месте появились новые предметы. Разумеется, в залах остались памятники из фондов Сергиево-Посадского музея-заповедника. Такие, как, например, необычная подставка под запрестольный крест. 

Рассказывает Евгения Юрьевна Суворова, заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиевой лавры XVIIIXIX вв.» Сергиево-Посадского музея-заповедника, кандидат искусствоведения: 

На выставке представлена подставка под запрестольный крест, которая происходит из алтаря Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. По лаврскому преданию, эта подставка в виде двуглавого орла была создана собственноручно будущим самодержцем императором Петром I Алексеевичем. Он ее создал в благодарность за первое спасение в Троицком монастыре во время Стрелецкого восстания, когда его, маленького мальчика, спрятавшегося в алтаре Успенского собора, пытались вытащить из собора стрельцы, но не успели, поскольку подоспела подмога; он остался жив. 

Так вот, это всего лишь красивое предание. Исследуя описи, например, 1840 года, мы не обнаружили упоминания о существовании этой подставки под крест в алтаре. А уже в описи 1850 года это упоминание есть. И исследователи предполагают, что этот орел был создан к юбилеям, которые отмечались в 1844 году: 500-летию создания Троицкого монастыря и 100-летию присвоения монастырю звания лавры, когда возросли интерес и любовь к русской истории.

Этот орел был перенесен в 1920 году в собрание нашего музея, и на протяжении многих десятилетий он находился в парадном зале наместничьих покоев, которые являются на самом деле экспозицией ризницы Троице-Сергиевой лавры в нашем музее. В начале 1980-х годов орел передавался на реставрацию в Центр имени академика Грабаря. В 20232024 годах он был повторно передан туда на реставрацию, и реставраторы обнаружили, что, оказывается, когда орел был создан, его тело было позолочено, а подставка была серебряной.  И на реставрационном совете было решено возвратить первоначальный облик этому орлу. Сейчас вы его можете видеть на выставке.

Среди образов Пресвятой Богородицы на выставке можно было увидеть икону XV века «Богоматерь с Младенцем, Архангелом Гавриилом и предстоящим в молении преподобным Сергием Радонежским», происходящую из Троицкого собора Стефано-Махрищского монастыря.

Особое внимание на экспозиции уделено теме заступничества Богоматери за русское воинство. Здесь можно увидеть не только списки с известных древних чудотворных образов, таких как иконы Божией Матери Казанской и Владимирской, но и, например, Бердисинскую икону Богоматери XIX века. Почитание этого образа имеет непосредственное отношение к борьбе православного казачества против Речи Посполитой. Изображение башни связано с текстом Песни песней Соломона: Яко столп Давидов выя твоя… тысяща щитов висит на нем, вся стрелы сильных. Здесь упоминается башня царя Давида, созданная для защиты и украшения города.

Евгения Юрьевна Суворова:

 Когда мы ходили по выставке, видели многочисленные события: войны, сражения, битвы, гибель людей. Мы видели огромное количество чудотворных образов Богоматери, и во все времена человек понимал, что ему обращаться-то больше не к кому, кроме как к Богородице. И в конце нашей экспозиции мы подходим к образу Богоматери с Младенцем, Который распахивает нам Свои объятия. Когда кажется, что все уже погибло, единственная надежда – это надежда на Бога и на заступничество Царицы Небесной. И перед нами образ Богоматери, который создал Васнецов для Владимирского собора города Киева. Этот эскиз, который он написал, был подарен Эмилии и Адриану Праховым, а Адриан Прахов руководил украшением собора. Таким образом, все мы движемся к Богоматери. 

Дорогие телезрители, мы завершили серию выпусков о масштабном выставочном проекте «Любовью и единением спасемся». 

Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 24 мая: 06:15
  • Суббота, 24 мая: 18:10
  • Понедельник, 26 мая: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ с временной выставки «Иконопись Ростова. Памятники XIII-XVI веков из музейных и частных собраний», работающей в Музее имени Андрея Рублёва. Учёный секретарь музея Мария Игоревна Яковлева расскажет о шедевре средневекового искусства - иконах "Понкаровского чина" (деисусного ряда иконостаса из села Поникарово), а затем отдельно остановится на образах святителя Леонтия Ростовского и некоторых иконах-пядницах.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X