Мы продолжаем рассказ из Сергиево-Посадского музея-заповедника, с выставки «Любовью и единением спасёмся». Об уникальных иконографических памятниках рассказывает заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиевой лавры XVIII-XIX вв.» Сергиево-Посадского музея-заповедника, кандидат искусствоведения Евгения Юрьевна Суворова.
Мы продолжаем рассказ об уникальных предметах, предоставленных самыми разными музеями нашей страны на выставку «Любовью и единением спасемся».
Прошлый выпуск передачи был посвящен иконе-реликвии «Явление Богоматери преподобному Сергию», которую русские цари и императоры брали с собой в военные походы. Помимо этой святыни, написанной на части крышки гроба преподобного Сергия, на выставке можно увидеть и другие изображения сюжета явления Пресвятой Богородицы преподобному. Среди них старинная икона в окладе, которая также имеет отношение к военной истории России.
Рассказывает заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиевой лавры XVIII–XIX вв.» Сергиево-Посадского музея-заповедника, кандидат искусствоведения Евгения Юрьевна Суворова:
– Перед нами икона, которая принадлежала генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову. Сопровождала его, как свидетельствует надпись на этой иконе, в итальянском походе, когда начались войны против революционной Франции. Это копия чудотворного образа «Явление Богоматери преподобному Сергию», который хранился над входом в алтарь Троицкого собора. По описи 1641 года известно, что в монастыре находилось примерно полторы тысячи икон с изображением явления Богоматери преподобному Сергию. Подобные иконы раздавались, продавались и, как мы сейчас говорим, являлись евлогиями (то есть благословением), сувенирами, которые привозили из Троице-Сергиева монастыря.
Почему именно «Явление Богоматери преподобному Сергию»? Как правило, люди, возвращаясь из того или иного монастыря, привозят оттуда икону, образ того святого, кому монастырь посвящен. Но дело в том, что в Троице-Сергиевом монастыре всегда особо почитали Богоматерь, потому что Она вместе с апостолами Петром и Иоанном явилась преподобному Сергию незадолго до его кончины, обещая заботиться об учениках Сергия и быть Покровительницей монастыря.
Почитание Богоматери именно как Покровительницы Троице-Сергиева монастыря продолжалось на протяжении веков. И Александр Васильевич (как человек верующий, естественно) имел у себя копию этой святыни, потому что эту икону всегда брали с собой в военные походы наши военачальники.
На самом деле походные иконостасы являются мини-копией высокого иконостаса. Известно, что высокие иконостасы впервые появляются в России только в конце XIV – начале XV века. В связи с возведением высоких иконостасов впервые стали делать каменные стенки между алтарем и храмом, чтобы на них этот высокий иконостас крепить. И самый ранний из сохранившихся высоких иконостасов – это иконостас, который был создан артелью преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря.
Походные иконостасы повторяли иконостасы храмов, и их создание было обусловлено желанием тех, кто уходил в военные походы, молиться и видеть весь иконостас перед собой. В этих иконостасах всего три ряда. Первый ряд – деисусный. Его «замковым камнем» является образ «Спас в силах» – изображение Страшного Суда.
Второй ряд – праздничный, но праздничный ряд всегда включал в себя еще и евангельские события: распятие, Тайную Вечерю, Воскресение Христово. И верхний ряд – пророческий. Когда мы смотрим на все эти три ряда, то понимаем, что перед нами – история мироздания. Пророки, пророчества о воплощении Христа, евангельские события непосредственно рассказывают нам о Боговоплощении, распятии и Воскресении. И вот именно такие иконостасы и брали с собой в военные походы.
Походные иконостасы иногда еще называли «походной церковью». У нас на выставке представлены два таких иконостаса. Один, который датируется первой половиной XVI века, происходит из собрания Третьяковской галереи. И более развернутый, который датируется уже концом XVI – первой третью XVII века, происходит из собрания Троице-Сергиева монастыря.
Походные иконостасы существовали вплоть до начала XX века и состояли из отдельных дощечек, на которых были изображены все три ряда. В конце XIX века эти дощечки сзади скреплялись специальной лентой и складывались буквально как гармошка, у них было две ручки для того, чтобы их можно было переносить.
Известно, что иконостас, который происходит из Третьяковской галереи, был создан в Пскове. А наш иконостас был вложен в Троице-Сергиев монастырь думным дьяком Иваном Грамотиным.
Также на выставке представлена хоругвь, которая происходит из собора в честь Феодоровской иконы Божий Матери в Царском Селе. Эта хоругвь специально создавалась, как и весь интерьер собора, к 300-летнему юбилею дома Романовых. Хоругвь нам представляет очень редкое изображение явления Богоматери преподобному Сергию. Хоругвь создана в стилистике модерна, и мы видим, что преподобный Сергий здесь изображен по пояс.
На обороте этой хоругви – изображение Святой Троицы, но не извода «Гостеприимство Авраама», а Святая Троица сидит за столом, а за Ней, согласно иконографии преподобного Андрея Рублева, изображены палаты Авраама, гора и Мамврийский дуб.
Дорогие телезрители, мы еще продолжим рассказ о памятниках, которые можно увидеть на выставке «Любовью и единением спасемся».
Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук
Записала Полина Митрофанова
Мы продолжаем рассказ с временной выставки «Иконопись Ростова. Памятники XIII-XVI веков из музейных и частных собраний», работающей в Музее имени Андрея Рублёва. Учёный секретарь музея Мария Игоревна Яковлева расскажет об уникальных древних иконах, происходящих как из ростовских земель, так и из иных регионов, где было сильно влияние ростовской художественной традиции.
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: ПАСХАЛЬНЫЙ ВИЗИТ К ПАТРИАРХУ ФЕОФИЛУ III
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: НИКОЛА ТУЛЬСКИЙ и ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 3 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 2 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 1 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!