Мы продолжаем рассказ об экспозиции «Любовью и единением спасёмся». Старший научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника, хранитель выставки Виталий Владимирович Щербаков расскажет о второй части масштабного проекта - залах, экспонаты которых напоминают о русской воинской доблести и о небесном заступничестве Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия.
Мы находимся в той части выставки «Любовью и единением спасемся», которая связана с военной историей России и небесным покровительством русскому православному воинству Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия.
Начинается эта часть выставки с зала, посвященного Куликовской битве. О предметах, которые экспонируются в этом и в следующих залах, наш сегодняшний рассказ в передаче «Хранители памяти».
Виталий Владимирович Щербаков, старший научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника, хранитель выставки:
– Мы находимся с вами в залах, которые посвящены преподобному Сергию как покровителю земли Русской. Здесь повествуется о событиях, связанных с воинской доблестью. В начале зала у нас представлена замечательная икона «Богоматерь Боголюбская» (еще ее называют «Моление в народе») из Государственного исторического музея. Надо сказать, что наши коллеги нам предоставили экспонаты первого порядка – это иконы из основного собрания. Как они говорят, у них немного осиротела экспозиция без тех экспонатов, которые они временно передали нам. И у нас целый зал посвящен событиям Куликовской битвы. Много экспонатов здесь представлено именно из музеев Куликова поля – это и работы современных мастеров, и археологические артефакты.
Речь идет о приезде князя Дмитрия Донского в обитель Сергия Радонежского, когда он просил благословения на бой против грозившего Руси Мамая. Дмитрий Иванович попросил преподобного Сергия отпустить с ним двух монахов, и преподобный Сергий благословляет двух своих воинов, постриженных в монашество. И как мы знаем из «Сказания о Мамаевом побоище», именно единоборством Пересвета с Челубеем начинается Куликовская битва.
Мы знаем также, что наш выдающийся князь применил определенную тактику и стратегию, использовал засадные полки. Силы были неравны, но благодаря умелым действиям войск под руководством Дмитрия (будущего Донского) русская армия одерживает победу. Пересвет с Челубеем погибают, убивают друг друга. И как пишет летописец, в столкновении погибают даже лошади. Так начинается Куликовская битва.
Археологические экспонаты здесь представлены как бытовыми предметами, так и предметами благочестия, крестами. Очень много экспонатов, связанных с конской упряжью; есть и оружие, мы видим с вами наконечник стрелы, сабли, наконечник копья, которые относятся ко времени нашей знаменитой Куликовской битвы. Это найдено в окрестностях, то есть в тех местах, где и происходили эти события.
Наши коллеги из музеев Московского Кремля для выставки предоставили Гребневскую икону Божией Матери, которая принадлежала Марии Нагой. Мария Нагая – мать царевича Дмитрия, смерть которого стала причиной многих тяжелых исторических событий начала XVII столетия. Икона эта предназначалась Архангельскому собору Московского Кремля. Обратите внимание, икона с привесами, мы видим на ней дополнительные украшения. На иконе мы видим образ самого преподобного Сергия, и она оформлена драгоценными камнями, в том числе барочным жемчугом, который считался довольно редким и ценился наравне с драгоценными камнями. Таким образом, перед нами икона первого порядка, я бы назвал ее общероссийской, все-таки ее нахождение в Кремле не было случайным.
На выставке также представлены иконы из частного собрания, они относятся к XV столетию. Например, икона Новгородской школы под названием «Светоприимная Свеща» уникальна тем, что на ней воспроизводится сюжет, который обычно изображался на маленьком клейме. А здесь этот сюжет полностью представлен на иконе, и это считается редким обстоятельством.
Еще один из наших замечательных партнеров, Русский музей Санкт-Петербурга, предоставил очень значимые работы. Одна из них – картина Сергея Милорадовича «Осада Троицкого монастыря». Событие происходит внутри крепости, показан штурм, и мы видим и стрельцов (как офицерского звания, так и рядовых), и воевод, послушников, монахов, простых людей. Как писал русский церковно-политический деятель Авраамий (Палицын), на картине изображено, как защитники обители готовят вар, то есть подогревают какую-то жидкость, которую затем собираются лить на головы врага. В то же время, как мы видим на картине, часть людей обращают внимание на какой-то взрыв, который, видимо, произошел внутри обители. Такой динамичный сюжет представлен на картине замечательного художника, академика живописи Милорадовича. Эта работа была написана в конце XIX столетия.
Следующий зал посвящен событиям осады монастыря, которая происходила с 1608 по 1610 год. Считается, что в монастыре укрывалось несколько тысяч человек. Здесь были гарнизоны стрельцов, укрывались монахи и монахини из близлежащих монастырей, люди как знатные, так и простые. Много людей жило в землянках, которые рыли на территории житного двора. Институтом археологии за последние годы найдено 28 таких землянок, которые Авраамий (Палицын) называл кущами. И только недавно мы поняли, что это были за кущи.
Монастырь выдержал три штурма, и во время третьего штурма в обители оставалось всего несколько сот защитников. Осада была снята 12 января 1610 года, этому поспособствовало то, что из Александрова шли войска Скопина-Шуйского, в том числе их продвижение сыграло важную роль в освобождении от польско-литовских интервентов.
Здесь у нас представлены события, связанные со Смутным временем. Есть, например, монеты времени Лжедмитрия и даже медаль Лжедмитрия I. С событиями этого тяжелого времени связан и триптих работы Михаила Скотти середины XIX века, на нем мы видим нашего архимандрита Дионисия (Зобниновского), который вручает грамоты, призывающие вступать в народное ополчение. Это работа из нашего музея. Следующая работа из Нижнего Новгорода: «Минин и Пожарский в Москве». И работа из Третьяковской галереи, посвященная Ивану Сусанину.
Еще одна небольшая работа принадлежит кисти Михаила Нестерова: «Избрание Михаила Федоровича на царство». А также в экспозиции можно увидеть вещи, принадлежащие архимандриту Дионисию, это кресты и Евангелие. Особо мне хочется обратить внимание на достаточно скромное облачение, которое принадлежало Дионисию.
Вообще его вклад в восстановление разрушенного хозяйства (как монастырского, так и посадского) был велик. Он и восстанавливал разрушенное, и лечил раненых. Неудивительно, что впоследствии Дионисий был причислен к лику святых.
На нашей выставке представлена замечательная икона «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому», происходящая из музея Петергофа и принадлежавшая Александру Васильевичу Суворову. Эта икона была в военных походах с участием самого замечательного полководца, а посвящена она опять-таки нашему почитаемому святому преподобному Сергию Радонежскому. У нас она выставляется впервые.
Отдельная витрина посвящена таким книгам, как синодики. Это поминальные книги, в которые записывали имена убиенных и погибших, в том числе и в результате каких-то военных событий. Здесь есть два синодика из Российской государственной библиотеки. Один из них – Троице-Сергиева монастыря XV столетия, написанный на бумаге. А из Государственного Исторического музея представлен необычный синодик, на его лицевой стороне изображена икона, а сам синодик написан на пергаменте.
Также можно увидеть награды, которые вручались в войнах XIX – начала XX века. Есть награда, например, за взятие Парижа, есть награды за храбрость. И интересная награда начала XX века – «Красный Крест».
В конце этого зала мы можем увидеть работу Михаила Нестерова из Русского музея – «Преподобный Сергий Радонежский». Здесь, как мне кажется, преподобный изображен на фоне Радонежа, а вдалеке мы с вами видим основанную им обитель, посвященную Святой Троице.
Дорогие телезрители, мы еще продолжим рассказ об экспонатах временной выставки «Любовью и единением спасемся».
Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук
Записала Полина Митрофанова
Мы продолжаем рассказ с временной выставки «Иконопись Ростова. Памятники XIII-XVI веков из музейных и частных собраний», работающей в Музее имени Андрея Рублёва. Учёный секретарь музея Мария Игоревна Яковлева расскажет об уникальных древних иконах, происходящих как из ростовских земель, так и из иных регионов, где было сильно влияние ростовской художественной традиции.
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: ПАСХАЛЬНЫЙ ВИЗИТ К ПАТРИАРХУ ФЕОФИЛУ III
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: НИКОЛА ТУЛЬСКИЙ и ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 3 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 2 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 1 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!