Мы начинаем серию выпусков с временной выставки «Карл Брюллов. Рим-Москва-Петербург», работающей в Государственной Третьяковской галерее. О христианстве в жизни и творчестве великого художника рассказывает сокуратор выставки, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения Наталья Александровна Калугина.
– Мы находимся на выставке «Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург», которая работает в Государственной Третьяковской галерее. Отсюда мы начинаем новую серию выпусков передачи «Хранители памяти».
Рассказывает сокуратор выставки, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения Наталья Александровна Калугина:
– Я приглашаю вас прогуляться по выставке «Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург». Это уже четвертая экспозиция произведений Карла Брюллова в стенах Государственной Третьяковской галереи, но посетители отмечают, что экспозиция эта особенная. Во-первых, на выставке царит атмосфера, которая погружает в творчество художника и обладает какой-то особой аурой. Все уходят просветленными и говорят, что выставка напоминает драгоценную шкатулку, наполненную удивительными, ценными предметами. Конечно, как живописец Карл Павлович Брюллов в представлении не нуждается; наверное, не было в первой половине XIX века другого мастера, творчество которого целиком было бы представлено шедеврами во всех видах и жанрах изобразительного искусства.
На выставке представлено более 175 произведений в разных жанрах, из 17 музеев и двух частных собраний. Это живопись, графика и как отдельный раздел – религиозное искусство и эскизы Карла Павловича для Исаакиевского собора.
В этой связи хотелось бы вспомнить слова искусствоведа, современника художника – Павла Каменского, который в свое время сказал: «Когда мне скучно, когда пошлая проза жизни томит дух мой своей пустотою, я иду в Академию художеств смотреть на работы Брюллова: они возвышают ум, наполняют душу тихим, сладким, неизъяснимым восторгом, который всегда доставляется созерцанием прекрасного и высокого». Наверное, именно религиозные композиции Карла Павловича пронизаны особыми, трепетными, интонациями. Тем более что в рамках выставки представлено довольно много графических произведений, которые редко появляются в выставочных залах ввиду особенностей экспонирования. Поэтому, конечно, эта выставочная подборка уникальна, и она стоит того, чтобы на нее посмотреть.
Религиозное искусство Карла Брюллова, наверное, одна из самых малоизученных сфер деятельности художника. Прежде всего это связано с тем, что в начале XX века были гонения на религию, и, к сожалению, это отразилось негативным образом на сохранности храмов, архитектуры религиозного характера. Очень многие произведения художника оказались утраченными. И в наши дни мы не можем получить полного представления о масштабах его работ. Однако мы знаем, что в творческом наследии Карла Брюллова имеются произведения как монументального характера, так и станкового, представленного картинами религиозного содержания и небольшими иконами, молельными образами для частных лиц и домовых храмов.
Творчество Карла Павловича Брюллова пришлось на первую половину XIX века, время, когда искусство религиозное соперничало со светским. Власть поддерживала Церковь, большое количество храмов строилось прежде всего на территории Северной столицы. И этот размах храмового строительства подразумевал привлечение большого количества художников. Карл Павлович Брюллов, как художник с монументальным складом мышления, с творческим посылом, оказался одним из наиболее востребованных мастеров, которые привлекались к оформлению храмов, к исполнению государственного заказа.
Именно в то время появилась эта знаменитая триада: православие – самодержавие – народность. И храм (как модель, отражающая эту идейную политику государства) был наиболее показательным примером возвышения власти, демонстрации мощи Русского государства. Поэтому к оформлению храмов привлекались самые лучшие мастера, среди которых был и Карл Павлович Брюллов.
Брюллов происходил из семьи художников, занимавшихся в основном религиозным, декоративно-прикладным искусством, росписями и декорацией храмов. Его старший брат был резчиком по дереву и иконописцем. Отец тоже был резчиком по дереву. Молодой Карл часто помогал отцу в его работе.
В XIX веке в течение 40 лет строился Исаакиевский собор, и все представители семейства Брюлловых так или иначе оставили свой след в его проектировании и оформлении. В частности, отец художника, Павел Брюллов, и его старший сводный брат Федор принимали участие в создании модели Исаакиевского собора, а юный Карл делал для этой модели восковые фигурки ангелов. И в будущем религиозное искусство не было для него чем-то новым, он в этом жил. А поскольку его родственники были мастерами-прикладниками, он был готов к работам оформительского характера.
Первое официальное обращение Карла Павловича к религиозному искусству состоялось после его возвращения на Родину в 1836 году. Как лучший ученик Императорской академии художеств он был отправлен за границу для продолжения образования. И так как его образовательная поездка затянулась, император, который желал видеть его в числе преподавателей академии (в частности, профессора класса исторической живописи), дал ему заказ на исполнение образа для Казанского собора. По проекту архитектора Константина Тона в то время как раз осуществлялась реконструкция Казанского собора, алтарь которого обветшал. И этот заказ религиозного характера стал формальным поводом для возвращения художника из чужих краев, потому что его поездка слишком затянулась.
Карлу Павловичу было поручено исполнить образ Вознесения Божией Матери на небо в качестве запрестольного образа Казанского собора. Считается, что продумывать этот образ он начал, еще находясь в Европе. И сразу по возвращении в Россию сделал несколько эскизов, которые подарил своим друзьям в Москве, а затем в Петербурге.
Сохранилось множество воспоминаний о том, как Карл Брюллов работал над этим образом. Это был художник с неординарным характером, очень импульсивный, поэтому, как правило, он работал над своими картинами попеременно. В его мастерской стояли произведения разных жанров: и портреты, и религиозные композиции одновременно. И он обращался к ним по настроению, как пишут его ученики.
Интересно, что когда Брюллов работал над композицией «Взятие Божией Матери на небо», его слух ублажали чтением книг, что всегда очень вдохновляло художника.
Работе Карла Брюллова над религиозными произведениями помогали чувства глубоко верующего человека. Как христианин евангелическо-реформаторского вероисповедания, он отличался человеколюбием и всепрощением. Его религиозные чувства особенно обострялись в моменты каких-то личных драм и потрясений. И всегда свои личные переживания он воплощал в своих работах. Современники, которые были вхожи в его мастерскую (а таких было очень мало), вспоминали, что Карл Павлович работал до изнеможения, религиозные композиции заставляли его отдавать все физические и душевные силы. И это видно в его произведениях.
Когда впервые Василий Андреевич Жуковский увидел композицию «Взятие Богоматери на небо», он сравнил ее с видением, а Нестор Васильевич Кукольник – с богословской тайной, которая на наших глазах претворяется.
– Дорогие телезрители, мы еще продолжим рассказ о христианстве в жизни и творчестве великого художника Карла Брюллова.
Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук
Мы завершаем серию выпусков с временной выставки «Сокровища Русского Севера», работающей в Музее имени Андрея Рублёва, и напоследок рассмотрим ещё несколько предметов, подробно остановившись на потире XVII века и иконе святителя Николая, выполненной ярославскими мастерами. Рассказывает куратор выставки, главный научный сотрудник музея, ведущий научный сотрудник ГОСНИИР, доктор искусствоведения, художник-реставратор произведений из металла высшей категории Валерий Викторович Игошев.
12 ноября 2025 г.
«Благовест» (Ставрополь)Благовест (Ставрополь). 12 ноября 2025
12 ноября 2025 г.
«Благая часть» с протоиереем Евгением ПопиченкоБлагая часть. 12 ноября 2025
12 ноября 2025 г.
«Душевная вечеря» (Рязань)Душевная вечеря. Христос в искусстве. Александр Сергеевич Пушкин. Борис Годунов. Часть 2
12 ноября 2025 г.
«У книжной полки» (Екатеринбург)У книжной полки. Практические советы
12 ноября 2025 г.
О телеканале«Я поддерживаю „Союз“»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!