Хранители памяти. Выставка «Александр Иванов. На пути к храму». Часть 4

21 февраля 2023 г.

Мы завершаем рассказ с временной выставки «Александр Иванов. На пути к храму», работающей в Государственной Третьяковской галерее. О рисунках Иванова, посвященных теме Сотворения мира, рассказывает куратор выставки хранитель графики XVIII - первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи Анна Зиновьевна Антонова.

Мы завершаем рассказ о графических работах художника Александра Иванова, которые представлены на временной выставке в Государственной Третьяковской галерее.

Александр Андреевич Иванов – один из крупнейших художников XIX века, он известен прежде всего как автор монументальной картины «Явление Христа народу», которую можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

В соседнем зале располагается временная экспозиция «Александр Иванов. На пути к храму», где представлены графические работы художника. Здесь можно увидеть эскизы неосуществленного запрестольного образа «Воскресение Христово» для Храма Христа Спасителя в Москве, в которых влияние западноевропейской изобразительной традиции сочетается с элементами древнерусской иконографии. Это и сюжет «Сошествие во ад» с моментом выведения Христом из ада Адама и Евы, и крылатый образ Иоанна Предтечи, ангела пустыни, и другое. Также на выставке экспонируются карандашные и перовые рисунки, иллюстрирующие сюжеты из Ветхого Завета и получившие название «Протобиблейские эскизы».

Рассказывает куратор выставки, хранитель графики XVIII первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи Анна Зиновьевна Антонова:

– Две группы рисунков, которые он создает, предполагая их как эскизы будущего храма,  скорее всего были сделаны одновременно, где-то в 1846–1847 годах. А в 1848 году он уже начинает работать над библейским циклом. Тема сотворения мира, скорее всего, была подсказана ему его путешествием на Сицилию, он  видел в Палатинской капелле мозаики, а также в Монреале. Но то, как он к этому подходит и делает, – в общем-то, не имеет аналогов. Мы рассматривали, что есть на эту тему в мировом искусстве. Этот подход совершенно удивительный. Вы не назовете это иллюстрациями, здесь почти что нет изображения того, что происходит, за исключением каких-то маленьких деталей. Где-то мы видим светила на тверди небесной, как Господь держит в одной руке месяц, а другой рукой солнце уже прикрепляет. Совершенно замечательный лист, где Он как бы душу вкладывает в Адама, где на фоне совершенно безлюдного места появляется первый человек. Но это все детали очень незначительные.

Что здесь является главным? Смотрите – это, в общем-то, одна и та же композиция. Спиной к нам Бог в окружении ангелов, мы как бы свидетели некоего акта творения, причем совершенно исключительного: сотворяется земля, сотворяется жизнь, свет, тьма и так далее. Этот подход чрезвычайно важен был для Иванова, и он очень многое проясняет в понимании художника. Ведь он не сопоставлял себя с Богом, но он считал, что пришел в этот мир с определенной миссией – создать нечто, что потрясет людей, что, так сказать, сделает мир лучше, нравственнее; и даже беглое знакомство с его биографией показывает, что он никогда не брался за какие-то заказы за деньги, чтобы заработать. Он готов был где-то выпрашивать деньги, чтобы только было позволено ему заниматься его любимым детищем. И эта убежденность, эта фанатичность проходят через все его работы, через всю его жизнь. Может быть, благодаря тому, что он не продавал свои работы и все их хранил, все они в конце концов почти что полностью попали в наш музей, а это, конечно, исключительная вещь.

Совершенно замечательно мы выставили его работы как некий фриз, и посмотрите, какая музыкальность есть в этом, это как сюита, где каждая картинка дает свою ноту. Это же есть и в совершенно замечательных его эскизах для Храма Христа Спасителя.

Мы столкнулись с очень интересным моментом: в переписке Иванова с архитектором Тоном они обсуждают возможность помещения самой картины «Явление Христа народу» в Храме Христа Спасителя, причем Иванов предполагает напротив картины поместить тот алтарный образ, который он делал для Храма Христа Спасителя. Собственно говоря, мы здесь в экспозиции как бы и осуществили это. Но для нас важно другое понимание. В картине «Явление Христа народу» – это как бы начало пути Христа, Он только идет, чтобы вступить на Свой Крестный путь. В алтарном образе – это уже завершение, жертва принесена. И от этого уже идет и дальше линия – создать храм, где бы вся история жизни Христа была представлена. То, что будет в библейских эскизах. И очень точно, как мне кажется, говорят все, кто писал об Иванове: что через все его творчество проходит тема того, что Христос есть духовный ориентир для человечества в его поисках нравственной истины. Это через все вещи, здесь представленные, сделанные им, и проходит красной нитью.

Это сепия, как бы подсветка, перовые рисунки маленького размера – те эксперименты, благодаря которым он потом все-таки находит и свою технику, и свой размер, и свой подход. Но без этого пролога этого бы не совершилось.

Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать