Мы завершаем рассказ о графических работах художника Александра Иванова, которые представлены на временной выставке в Государственной Третьяковской галерее.
Александр Андреевич Иванов – один из крупнейших художников XIX века, он известен прежде всего как автор монументальной картины «Явление Христа народу», которую можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.
В соседнем зале располагается временная экспозиция «Александр Иванов. На пути к храму», где представлены графические работы художника. Здесь можно увидеть эскизы неосуществленного запрестольного образа «Воскресение Христово» для Храма Христа Спасителя в Москве, в которых влияние западноевропейской изобразительной традиции сочетается с элементами древнерусской иконографии. Это и сюжет «Сошествие во ад» с моментом выведения Христом из ада Адама и Евы, и крылатый образ Иоанна Предтечи, ангела пустыни, и другое. Также на выставке экспонируются карандашные и перовые рисунки, иллюстрирующие сюжеты из Ветхого Завета и получившие название «Протобиблейские эскизы».
Рассказывает куратор выставки, хранитель графики XVIII – первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи Анна Зиновьевна Антонова:
– Две группы рисунков, которые он создает, предполагая их как эскизы будущего храма, скорее всего были сделаны одновременно, где-то в 1846–1847 годах. А в 1848 году он уже начинает работать над библейским циклом. Тема сотворения мира, скорее всего, была подсказана ему его путешествием на Сицилию, он видел в Палатинской капелле мозаики, а также в Монреале. Но то, как он к этому подходит и делает, – в общем-то, не имеет аналогов. Мы рассматривали, что есть на эту тему в мировом искусстве. Этот подход совершенно удивительный. Вы не назовете это иллюстрациями, здесь почти что нет изображения того, что происходит, за исключением каких-то маленьких деталей. Где-то мы видим светила на тверди небесной, как Господь держит в одной руке месяц, а другой рукой солнце уже прикрепляет. Совершенно замечательный лист, где Он как бы душу вкладывает в Адама, где на фоне совершенно безлюдного места появляется первый человек. Но это все детали очень незначительные.
Что здесь является главным? Смотрите – это, в общем-то, одна и та же композиция. Спиной к нам Бог в окружении ангелов, мы как бы свидетели некоего акта творения, причем совершенно исключительного: сотворяется земля, сотворяется жизнь, свет, тьма и так далее. Этот подход чрезвычайно важен был для Иванова, и он очень многое проясняет в понимании художника. Ведь он не сопоставлял себя с Богом, но он считал, что пришел в этот мир с определенной миссией – создать нечто, что потрясет людей, что, так сказать, сделает мир лучше, нравственнее; и даже беглое знакомство с его биографией показывает, что он никогда не брался за какие-то заказы за деньги, чтобы заработать. Он готов был где-то выпрашивать деньги, чтобы только было позволено ему заниматься его любимым детищем. И эта убежденность, эта фанатичность проходят через все его работы, через всю его жизнь. Может быть, благодаря тому, что он не продавал свои работы и все их хранил, все они в конце концов почти что полностью попали в наш музей, а это, конечно, исключительная вещь.
Совершенно замечательно мы выставили его работы как некий фриз, и посмотрите, какая музыкальность есть в этом, это как сюита, где каждая картинка дает свою ноту. Это же есть и в совершенно замечательных его эскизах для Храма Христа Спасителя.
Мы столкнулись с очень интересным моментом: в переписке Иванова с архитектором Тоном они обсуждают возможность помещения самой картины «Явление Христа народу» в Храме Христа Спасителя, причем Иванов предполагает напротив картины поместить тот алтарный образ, который он делал для Храма Христа Спасителя. Собственно говоря, мы здесь в экспозиции как бы и осуществили это. Но для нас важно другое понимание. В картине «Явление Христа народу» – это как бы начало пути Христа, Он только идет, чтобы вступить на Свой Крестный путь. В алтарном образе – это уже завершение, жертва принесена. И от этого уже идет и дальше линия – создать храм, где бы вся история жизни Христа была представлена. То, что будет в библейских эскизах. И очень точно, как мне кажется, говорят все, кто писал об Иванове: что через все его творчество проходит тема того, что Христос есть духовный ориентир для человечества в его поисках нравственной истины. Это через все вещи, здесь представленные, сделанные им, и проходит красной нитью.
Это сепия, как бы подсветка, перовые рисунки маленького размера – те эксперименты, благодаря которым он потом все-таки находит и свою технику, и свой размер, и свой подход. Но без этого пролога этого бы не совершилось.
Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук
Записала Полина Митрофанова
Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 25 апреля 2024
Беседы с батюшкой. Священник Михаил Дудко. 23 апреля 2024
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!