– Мы продолжаем рассказ об эскизах запрестольного образа Храма Христа Спасителя, выполненных художником Александром Ивановым и представленных на временной выставке в Государственной Третьяковской галерее.
Маргарита Васильевна Крылова, хранитель отдела графики XVIII – начала XX века Третьяковской галереи, куратор выставки:
– Эскизы «Изведение из гробов» наиболее близки иконе «Сошествие во ад». В основе их иконографии лежит апокрифическое Евангелие от Никодима, в котором рассказывается о том, что на второй день после Распятия, еще до Воскресения, Христос спустился во ад и вывел оттуда праведников, Адама и Еву.
Один из эскизов серии «Изведение из гробов» показывает нам Христа в мандорле, с большим крестом, стоящего над поверженными вратами ада. Он спустился в ад и протягивает руку Адаму, выводя его из гроба. Вверху мы видим наброски больших фигур ангелов и Небесных Воинств, а в нижней части композиции – поверженные бесы, прячущиеся под крышками гробов.
В другом эскизе «Изведение из гробов» композиция несколько меняется, фигура Христа изображена с поднятыми руками, с большим крестом; и по сторонам – воскресшие праведники. Мы видим Иоанна Крестителя, сидящего в открывшемся гробу с распростертыми руками. Внизу мы видим Адама и Еву. Верхнюю часть композиции плоским экраном замыкает скалистый пейзаж, напоминающий иконные горки.
Фигура Христа изображена в мандорле над поверженными вратами ада, на которых сцены грехопадения, а по верхнему краю этих створок изображены рогатые головы бесов.
Цветной эскиз «Изведение из гробов» почти полностью повторяет композицию предыдущего рисунка. Меняется поза Иоанна Крестителя, теперь он сидит свободно, с распростертыми в стороны руками. Внизу мы видим также Адама и Еву в открывшемся гробу, а верхняя часть композиции с расщелинами, в которых также видны воскресающие праведники, представляет собой скалистый пейзаж, напоминающий иконные горки. Близость к иконе в этом эскизе заметна и в том, что весь рисунок обрамлен полями, обрамляющими центральное поле, как поля иконы обрамляют ковчег иконной доски.
Фигура Христа в красных одеждах изображена над поверженными вратами ада, на которых уже нет никаких изображений. Край плаща развевается за спиной Христа, подчеркивая стремительность Его движения.
В заключительном эскизе нашла воплощение тема «Праведники парят над пустыми гробами». В центре композиции, в мандорле, – Христос в золотых одеждах. Под Его ногами – поверженные врата ада, внизу – прячущиеся и убегающие бесы, которых преследуют ангелы. Разорванные цепи, сломанные ключи и замки. По сторонам Христа – фигуры праведников и святых, которые простирают к Нему руки. Среди них мы можем увидеть и законодателя и вождя еврейского народа – Моисея, справа, его непременный атрибут – это два луча, расходящиеся над головой, слева в группе праведников Иванов изобразил Иоанна Предтечу с крыльями за спиной, подчеркивая его высокое предназначение приготовить народ к приходу Бога.
В верхней части мы видим многочисленных ликующих праведников в расселинах земли, две фигуры ангелов, парящих с орудиями страстей: один из них держит Крест, другой держит трость с губкой, пропитанной уксусом, и копье. Фоном служит скалистый пейзаж – как на иконах, а наверху изображено небо, усеянное лучами сияющих звезд.
Это изображение небесного свода придает событию вселенский масштаб. Можно обратить внимание на то, что изображение убегающих и прячущихся чертей достаточно комично, здесь нашли отражение народные суеверия, и художник попытался, очевидно, соединить народные предания об изгнании бесов и высокие понятия о грехе и искуплении. И победа над злом здесь выглядит совершенно наглядно. Ангелы красными лентами связывают руки прячущимся бесам.
Фигура Христа изображена в этой композиции единственный раз. Видимо, это тот тип Его изображения, к которому пришел в итоге художник: Христос изображен здесь идущим к людям с распростертыми к ним руками. Он простирает к ним руки, как бы идя к ним и неся им свет, мир и милосердие, освобождение от тьмы и уз смерти.
Пробела на фигурах ангелов, праведников сближают эту композицию с иконами, как и в иконописи они здесь обозначают присутствие Божественного света. В то же время, если внимательно рассмотреть все фигуры, мы увидим целую гамму настоящих человеческих чувств, и именно это сближает композицию с произведениями живописи. Иванов делал эти работы в 1840-х годах, когда в живописи художники писали религиозные композиции в стиле академизма, но Александр Иванов стремился уйти от этого, и созданный им образ наполнен религиозным содержанием, в отличие от многих произведений его современников.
Образ «Воскресения Христова» не был осуществлен, Иванов не получил заказа. Приехавший в Рим архитектор Тон привез ему заказ писать паруса в Храме Христа Спасителя, от чего художник, разочарованный таким предложением, старался всячески отказаться.
Поскольку строительство храма было еще на том уровне, когда до живописного убранства дело не дошло, то уже в конце 1850-х годов, когда здание было готово и заново начали распределять заказы на живописные образа, – было вообще решено посвятить главный алтарь Рождеству Христову. Таким образом, роспись этого алтаря была выполнена Василием Петровичем Верещагиным в 1870-е годы. А образ «Воскресения Христова», созданный Александром Ивановым, остался в истории.
Когда приступили к новой раздаче заказов, не было в живых уже ни Александра Иванова, ни Карла Брюллова, поэтому заказы были распределены между другими нашими художниками.
– Мы еще продолжим рассказ с временной выставки «Александр Иванов. На пути к храму», которая работает в Государственной Третьяковской галерее.
Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук
Записала Полина Митрофанова
Мы продолжаем рассказ о храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлёве. Об истории этой деревянной церкви, ее архитектуре и внутреннем убранстве рассказывают клирик храма протоиерей Константин Кобелев, директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово», краевед, историк Игорь Владимирович Гарькавый, прихожанка храма Оксана Викторовна Полевкова.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение Иудеи. Оставили Бога». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Семейная история церкви
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Храм Святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве. Часть 2
Плод веры. Журналист, правозащитник, лауреат премии Правительства РФ Ева Меркачева. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!