Хранители памяти. Выставка «Александр Иванов. На пути к храму». Часть 2

7 февраля 2023 г.

Во втором выпуске с временной выставки «Александр Иванов. На пути к храму», работающей в Государственной Третьяковской галерее, куратор выставки, хранитель отдела графики XVIII - начала XX века Третьяковской галереи Маргарита Васильевна Крылова продолжает рассказ об эскизах неосуществленного запрестольного образа Воскресения Христова для Храма Христа Спасителя в Москве.

Мы продолжаем рассказ об эскизах запрестольного образа Храма Христа Спасителя, выполненных художником Александром Ивановым и представленных на временной выставке в Государственной Третьяковской галерее.

Маргарита Васильевна Крылова, хранитель отдела графики XVIII – начала XX века Третьяковской галереи, куратор выставки:

– Эскизы «Изведение из гробов» наиболее близки иконе «Сошествие во ад». В основе их иконографии лежит апокрифическое Евангелие от Никодима, в котором рассказывается о том, что на второй день после Распятия, еще до Воскресения, Христос спустился во ад и вывел оттуда праведников, Адама и Еву.

Один из эскизов серии «Изведение из гробов» показывает нам Христа в мандорле, с большим крестом, стоящего над поверженными вратами ада. Он спустился в ад и протягивает руку Адаму, выводя его из гроба. Вверху мы видим наброски больших фигур ангелов и Небесных Воинств, а в нижней части композиции – поверженные бесы, прячущиеся под крышками гробов.

В другом эскизе «Изведение из гробов» композиция несколько меняется, фигура Христа изображена с поднятыми руками, с большим крестом; и по сторонам – воскресшие праведники. Мы видим Иоанна Крестителя, сидящего в открывшемся гробу с распростертыми руками. Внизу мы видим Адама и Еву. Верхнюю часть композиции плоским экраном замыкает скалистый пейзаж, напоминающий иконные горки.

Фигура Христа изображена в мандорле над поверженными вратами ада, на которых сцены грехопадения, а по верхнему краю этих створок изображены рогатые головы бесов.

Цветной эскиз «Изведение из гробов» почти полностью повторяет композицию предыдущего рисунка. Меняется поза Иоанна Крестителя, теперь он сидит свободно, с распростертыми в стороны руками. Внизу мы видим также Адама и Еву в открывшемся гробу, а верхняя часть композиции с расщелинами, в которых также видны воскресающие праведники, представляет собой скалистый пейзаж, напоминающий иконные горки. Близость к иконе в этом эскизе заметна и в том, что весь рисунок обрамлен полями, обрамляющими центральное поле, как поля иконы обрамляют ковчег иконной доски.

Фигура Христа в красных одеждах изображена над поверженными вратами ада, на которых уже нет никаких изображений. Край плаща развевается за спиной Христа, подчеркивая стремительность Его движения.

В заключительном эскизе нашла воплощение тема «Праведники парят над пустыми гробами». В центре композиции, в мандорле, – Христос в золотых одеждах. Под Его ногами – поверженные врата ада, внизу – прячущиеся и убегающие бесы, которых преследуют ангелы. Разорванные цепи, сломанные ключи и замки. По сторонам Христа – фигуры праведников и святых, которые простирают к Нему руки. Среди них мы можем увидеть и законодателя и вождя еврейского народа – Моисея, справа, его непременный атрибут – это два луча, расходящиеся над головой, слева в группе праведников Иванов изобразил Иоанна Предтечу с крыльями за спиной, подчеркивая его высокое предназначение приготовить народ к приходу Бога.

В верхней части мы видим многочисленных ликующих праведников в расселинах земли, две фигуры ангелов, парящих с орудиями страстей: один из них держит Крест, другой держит трость с губкой, пропитанной уксусом, и копье. Фоном служит скалистый пейзаж – как на иконах, а наверху изображено небо, усеянное лучами сияющих звезд.

Это изображение небесного свода придает событию вселенский масштаб. Можно обратить внимание на то, что изображение убегающих и прячущихся чертей достаточно комично, здесь нашли отражение народные суеверия, и художник попытался, очевидно, соединить народные предания об изгнании бесов и высокие понятия о грехе и искуплении. И победа над злом здесь выглядит совершенно наглядно. Ангелы красными лентами связывают руки прячущимся бесам.

Фигура Христа изображена в этой композиции единственный раз. Видимо, это тот тип Его изображения, к которому пришел в итоге художник: Христос изображен здесь идущим к людям с распростертыми к ним руками. Он простирает к ним руки, как бы идя к ним и неся им свет, мир и милосердие, освобождение от тьмы и уз смерти.

Пробела на фигурах ангелов, праведников сближают эту композицию с иконами, как и в иконописи они здесь обозначают присутствие Божественного света. В то же время, если внимательно рассмотреть все фигуры, мы увидим целую гамму настоящих человеческих чувств, и именно это сближает композицию с произведениями живописи. Иванов делал эти работы в 1840-х годах, когда в живописи художники писали религиозные композиции в стиле академизма, но Александр Иванов стремился уйти от этого, и созданный им образ наполнен религиозным содержанием, в отличие от многих произведений его современников.

Образ «Воскресения Христова» не был осуществлен, Иванов не получил заказа. Приехавший в Рим архитектор Тон привез ему заказ писать паруса в Храме Христа Спасителя, от чего художник, разочарованный таким предложением, старался всячески отказаться.

Поскольку строительство храма было еще на том уровне, когда до живописного убранства дело не дошло, то уже в конце 1850-х годов, когда здание было готово и заново начали распределять заказы на живописные образа, – было вообще решено посвятить главный алтарь Рождеству Христову. Таким образом, роспись этого алтаря была выполнена Василием Петровичем Верещагиным в 1870-е годы. А образ «Воскресения Христова», созданный Александром Ивановым, остался в истории.

Когда приступили к новой раздаче заказов, не было в живых уже ни Александра Иванова, ни Карла Брюллова, поэтому заказы были распределены между другими нашими художниками.

Мы еще продолжим рассказ с временной выставки «Александр Иванов. На пути к храму», которая работает в Государственной Третьяковской галерее.

Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 16:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 16:10
  • Понедельник, 22 апреля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать