Хранители памяти. Выставка «Александр Иванов. На пути к храму». Часть 1

31 января 2023 г.

Мы начинаем серию выпусков с временной выставки «Александр Иванов. На пути к храму», работающей в Государственной Третьяковской галерее. О представленных на ней эскизах неосуществленного запрестольного образа Воскресения Христова для Храма Христа Спасителя рассказывает куратор выставки, хранитель отдела графики XVIII - начала XX века Третьяковской галереи Маргарита Васильевна Крылова.

Мы находимся в Государственной Третьяковской галерее на временной выставке «Александр Иванов. На пути к храму». Отсюда мы начинаем новую серию выпусков передачи «Хранители памяти».

Маргарита Васильевна Крылова, хранитель отдела графики XVIII – начала XX века Государственной Третьяковской галереи, куратор выставки «Александр Иванов. На пути к храму»:

– Мы находимся на выставке «Александр Иванов. На пути к храму». Она расположена в зале, специально созданном для графики Александра Иванова, и находится он рядом с живописным залом, где помещена картина «Явление Христа народу» (или «Явление Мессии»). Поскольку Третьяковская галерея является эксклюзивным обладателем графического наследия (оно огромное, более 700 листов и 39 альбомов, в которых еще несколько тысяч рисунков), мы можем формировать из нашего графического материала мини-выставки. И этот зал будет посвящен именно графическим выставкам лучших произведений Александра Иванова.

Выставка, на которой мы сейчас находимся, уже четвертая. Мы показывали три выставки, посвященные графическому циклу «Библейские эскизы», а эта выставка посвящена короткому, но очень важному периоду в творчестве Александра Иванова середины 1840-х годов. Здесь показаны эскизы неосуществленного запрестольного образа «Воскресения Христова» для Храма Христа Спасителя в Москве, а также карандашные и перовые рисунки, которые получили название «протобиблейские эскизы». Эти работы были первым обращением Иванова к монументальному искусству. Все творческие находки, которые здесь были сделаны, и тот опыт, который он получил, работая над произведениями, предназначенными для стенной живописи, для храма, как раз послужили основой для создания самого значительного его произведения, труда его последних 8–10 лет жизни – цикла «Библейские эскизы».

Выставка «На пути к храму» знакомит зрителей с эскизами образа «Воскресения Христова». Работа была вызвана жизненными обстоятельствами. Художник не раз отказывался от заказов на работы для Исаакиевского собора или Храма Христа Спасителя, предложения ему поступали с конца 1842 года, в 1843 году, но в конце 1844 года, ища средства для продолжения работы над большой картиной «Явление Христа народу», он все же решил обратиться к работе над запрестольным образом. Этот образ был для храма, который строился в Москве в это время, но работы по его живописному убранству должны были начаться только спустя несколько лет, пока же шла как бы подготовительная работа. Заказы были распределены между художниками, и запрестольный образ архитектором Тоном, который руководил строительством этого храма, был отдан Карлу Брюллову. Но Иванов надеялся (благодаря тем сведениям, которые до него доходили), что Тон может быть недоволен Карлом Брюлловым и отдаст этот образ ему. Поэтому по своей инициативе он в течение трех месяцев (начиная с конца 1844 и в начале 1845 года) занимался сочинением запрестольного образа Воскресения Христова.

Он погрузился в изучение иконографии сюжета. Как известно, само событие в Евангелии не описано, и Воскресение Христово часто обозначала сцена явления Христа женам- мироносицам. Еще были сцены явления воскресшего Христа Марии Магдалине или ученикам, на Западе было широко распространено изображение Христа, встающего из гроба, а в византийском и древнерусском искусстве эта тема соединялась с Сошествием во ад. Поэтому Иванов взял за основу этот иконографический извод, но, создавая эскизы, он пытался соединять его с другими иконографическими вариантами.

Работая над образом, он разрабатывал три типа композиции: «Вознесение праведных», «Изведение из гробов» и «Праведники парят над пустыми гробами». К каждому из этих вариантов он сделал несколько эскизов. Вероятно, самыми ранними были эскизы «Вознесение праведных». В первом эскизе художник взял за основу западный тип изображения Христа, встающего из гроба. Но он соединил его с темой Сошествия во ад. В центре композиции находится фигура Христа с обнаженным торсом, прикрытым драпировкой. Он держит в руках крест и светлое знамя – знак Его победы над смертью. В нижней части композиции помещена сцена явления ангела женам-мироносицам. Под ногами Христа мы видим падающий скелет смерти – знак Его победы над смертью, и разрушенные врата ада, обломки которых падают вместе с летящими вниз крылатыми фигурами бесов.

Вокруг фигуры Христа расположены многочисленные фигуры воскресших праведников, каждого из которых обнимает спустившийся с небес ангел.

В верхней части композиции намечены фигуры ангелов в несколько ярусов, и фигуры этих ангелов очень разнообразны по позам, движениям. Рассматривая эти наброски фигур, мы можем с удивлением увидеть, что они очень разнообразны. Кто-то молитвенно сложил руки, кто-то склонился к своему соседу, делясь своими впечатлениями, кто-то молча взирает на происходящие чудесные события, то есть ангелы изображены не как молчаливые свидетели происходящего, а делятся своими переживаниями друг с другом.

Изогнутые ярусы этих фигур, а также фигур праведников по сторонам Христа говорят о том, что, создавая этот эскиз, Александр Иванов предполагал фресковую роспись на стене алтарной апсиды.

Во втором эскизе этой серии композиция меняется в сторону большей простоты и ясности, она становится центричной. Центр уже этой композиции занимает фигура Христа в одеждах в мандорле, ореол которой символизирует Его Божественное сияние. И в руках Христа по-прежнему крест и светлое знамя. По сторонам Христа изображены воскресшие праведники и святые. Те, которые ближе к Нему, – без сопровождающих ангелов. Среди них можно увидеть Иоанна Предтечу с крестом, другие праведники все еще изображены вместе с ангелами, которые возносят их к ангелам, расположенным в верхнем ярусе этого рисунка. Группы Небесных Сил здесь уже представлены тремя большими хорами, и между этими группами – ряды ангелов с распростертыми крыльями, которые спускаются вниз к праведникам или даже уже поднимают первого из них в райские обители.

В нижней части композиции по-прежнему изображена сцена явления ангела женам-мироносицам у гроба Христа. В углу композиции падают разрушенные врата ада с изображенными на них сценами грехопадения. В самом низу мы видим под поверхностью земли распластанный скелет смерти, что как бы, по задумке художника, символизирует полную победу над смертью.

Композиция цветного эскиза «Праведники парят над пустыми гробами», по-видимому, один из вариантов заключительного образа, эта композиция вписана в большую,  массивную желтую раму, по своей форме напоминающую итальянские алтари. И то, что большая часть композиции подчеркнуто плоскостна, говорит о том, что в этом эскизе художник подразумевал не стенную роспись, не фреску, а именно картину в раме.

Внизу мы видим освещенную мистическим светом гробницу Христа и сияющую фигуру ангела, перед которым коленопреклоненные жены-мироносицы, а по сторонам – упавшие в страхе и убегающие стражники. На заднем плане мы видим кипарисы; и вдали – Иерусалим. И на фоне этого ночного пейзажа в центре изображен Христос в огромном сияющем желтом круге, по которому расположено изображение.

Фигура Христа в центре в красных одеждах, в руках у Него по-прежнему крест, но уже без знамени. Его сияющий круг обрамлен голубым кольцом с золотыми звездами, и в большом золотом круге вокруг мы видим поверженные врата ада, открывшиеся гробы и встающих праведников. По сторонам можно увидеть и царей, Давида и Соломона, с арфой и с моделью храма, можно узнать благоразумного разбойника с пророками Енохом и Илией, праотца Авраама справа, а выше мы видим открытые врата рая, к которым приближаются фигуры Адама и Евы. И по сторонам изображение небесных светил, солнца и луны, с человеческими лицами. По верхнему краю этого большого золотого круга выписана строфа из третьей песни Пасхального канона, которая говорит о том, что Воскресению Христа радуются не только небо и земля, но и преисподняя; и, спустившись в ад, Он приносит свет и в царство вечного мрака.

Автор передачи Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 16:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 16:10
  • Понедельник, 22 апреля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать