Мы находимся в Музее имени Андрея Рублева и продолжаем рассказ о временной выставке «Страсти Христовы. Памятники русского церковного искусства XIV – начала XX века».
Рассказывает заведующая отделом учета и комплектования фондов Музея им. Андрея Рублева, куратор выставки Светлана Александровна Кирьянова:
– На выставке представлен памятник из исторического убранства Останкинского дворца. Это очень интересно, потому что сам дворец сейчас находится на реставрации, но мы можем немного прикоснуться к его внутреннему убранству. Графы Шереметевы, которые были владельцами этого дворца, обращались в одну известную московскую мастерскую для того, чтобы им изготовили мебель. Этой мастерской руководил мастер французского происхождения по фамилии Споль. Его мастерская в Москве была одной из самых известных.
Интересно, что нашлось среди его работ что-то и для нашей тематики, потому что для костяного распятия Христова, которое принадлежало Шереметевым, он изготовил потрясающей красоты резной золоченый киот. На первый взгляд – это просто резьба, но если мы присмотримся детально, то увидим, что в эту резьбу вплетены орудия Страстей. Мы увидим тонко вырезанный терновый венец, трость с губкой, копие, другие детали (даже изображение Святого Духа в виде голубя), которые дополняют это костяное распятие. Без этой шикарной рамы оно, конечно, выглядело бы не столь значительно.
Как мы знаем, крест сопровождает христианина всю жизнь. Кресты бывают очень разные. Бывает крест нательный, напрестольный, аналойный, воздвизальный, и мы представили здесь также тему крестов поклонных. Кресты поклонные располагались вне храмов, отмечали какое-то значимое место. А этот крест был найден внутри церкви и вывезен нашей музейной экспедицией при необычных обстоятельствах.
Это церковь села Толмачи, и тогда, когда там оказались сотрудники нашего музея, она была приспособлена под склад, и этот монументальный тяжелый древний крест находился там в разрушенном состоянии. Он был разделен на части и соединен уже впоследствии при реставрации. Это белокаменный крест, один из самых древних предметов из числа тех, которые представлены у нас на выставке. По одной из версий, он относится к концу XV или к началу XVI века. Это двусторонний поклонный крест, на его обороте находится полихромное, то есть раскрашенное, изображение святых, а на лицевой стороне – довольно лаконичное и бесплотное изображение Спасителя с предстоящими.
Иконография сцен, произошедших после Распятия Христова, в иконописи не столь обширна, она включает в себя довольно ограниченный круг сюжетов – снятие с Креста, положение во гроб и оплакивание, иногда они соединяются в рамках одной композиции, иногда разделяются на несколько. Но их дополняют книжные издания, они иллюстрируют темы, которые в иконописи не получили распространения. И нам удалось на выставке продемонстрировать издание 1911 года из собрания нашего музея – книгу «Страсти Христовы», которая была очень популярна, в частности, в старообрядческой среде. Мы раскрыли ее на хромолитографии «Опечатывание гроба Господня». В иконописи мы этого сюжета не найдем, но есть такая замечательная иллюстрация.
Если говорить о теме снятия с Креста и оплакивания, то у нас есть несколько работ, они показывают разные этапы развития этой иконографии. В частности, впервые мы показываем ранее неизвестную икону XVI века из частного собрания. И, конечно, когда столь древний памятник, ранее неизвестный, попадает к нам в руки, то мы должны тщательно исследовать его, прежде чем явить публике какую-то атрибуцию. Поэтому этой иконой мы занимались всем нашим музейным научным сообществом; в частности, заместитель директора по науке Геннадий Викторович Попов ее датировал и атрибутировал для каталога, и мы можем констатировать, что такой замечательный памятник XVI века мы ввели в научный оборот. Это памятник традиционной иконографии с Христом, возлежащим во гробе, и с оплакивающими, припадающими к Нему учениками, с Богоматерью, касающейся Его лика, и с Иоанном Богословом, касающимся Его руки.
С другой стороны, у нас есть работа конца XVII или самого начала XVIII века, основанная на гравюре Иеронима Вирикса, с западными элементами иконографии. И совсем необычный памятник 1763 года – это больше западная тема пьеты, то есть оплакивания Христа. И здесь произошла необычная история. Автор, некий вятский иконописец Тимофей Жирухин, так тщательно копировал гравюру, что помимо самого изображения скопировал и выходные данные этой гравюры; видимо, без знания смысла. И помимо основной поясняющей надписи Mater Dolorosa («Скорбящая Мать») он скопировал и выходные данные гравюры вместе с именем автора, ее создавшего. То есть здесь подписано, что создал ее Кристиан Килиан, а ниже автор уже подписал по-русски собственное имя – Тимофей Жирухин.
При разработке концепции выставки мы сознательно отказались от того, чтобы представлять в ней тему Воскресения Христова и Сошествия во ад, поскольку это обширный набор иконографических особенностей, и этому сюжету должны быть посвящены отдельная экспозиция и отдельные исследования, поэтому этот сюжет у нас не представлен. Мы решили обратиться непосредственно к Евангельскому повествованию, где после положения Христа во гроб и опечатывания гроба описано, как жены-мироносицы подходят к пустому гробу Господню, камень от гроба отвален, на камне сидит лучезарный юноша, который сообщает им, что зря они ищут живого среди мертвых. И нам было очень важно закончить именно этим сюжетом, потому что наша выставка не только о страданиях – она о победе над смертью. После страданий следует Воскресение.
Мы завершили серию выпусков передач «Хранители памяти» с временной выставки «Страсти Христовы. Памятники русского церковного искусства XIV – начала XX века».
Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук
Записала Полина Митрофанова
Мы продолжаем рассказ из московского храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, что в Сущёве. Основная часть выпуска будет посвящена новомученикам Церкви Русской, чья жизнь оказалась связана с этим храмом. Рассказывают давняя прихожанка церкви преподобного Пимена, один из авторов книги об истории храма и его окрестностей Ирина Станиславовна Семененко.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Татьяна Грудкина. Тайна русского духа. Книга об удивительных людях
У книжной полки. Татьяна Грудкина. Жизнь как жертва. Книга о русских женщинах
Кондак акафиста святому апостолу Андрею Первозванному. Праздничный хор Свято-Елисаветинского монастыря, г. Минск
Тропарь апостолу Андрею Первозванному
Этот день в истории. 13 декабря
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!