– Мы находимся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева на временной выставке «Страсти Христовы. Памятники русского церковного искусства XIV – начала XX века». Отсюда мы начинаем новую серию выпусков передачи «Хранители памяти».
Рассказывает куратор выставки «Страсти Христовы», главный хранитель музея Оксана Викторовна Смирнова:
– В нашем музее произошло радостное событие – открылся новый выставочный проект, который мы готовили более полутора лет. Выставка называется «Страсти Христовы» и посвящена последним дням земной жизни Спасителя. То есть мы начинаем от Тайной Вечери и заканчиваем событиями, последовавшими после Распятия.
Замысел выставки в процессе ее подготовки претерпел некоторые изменения, поскольку замышлялось все как чисто иконографический проект. В музее было организовано уже несколько подобных выставок. Светлана Кирьянова и я готовили проект, посвященный иконографии Успения Богоматери. И нам показалось, что этот формат выставок очень интересен, когда в одном зале собрано несколько десятков памятников одной иконографии. Они из разных регионов, из разного времени – и зрителю в результате неспешного прохода, при внимательном осмотре очень интересно проследить, при достаточно устойчивой иконографии, какие происходили изменения, что появлялось нового, что исчезало, как менялось расположение фигур. Это все на самом деле очень увлекательное времяпрепровождение. И нам показалось, что иконография Распятия Христова должна вызвать такой же интерес. Это событие всем известное, его участников все знают, сама иконография тоже с веками менялась, тоже происходили изменения. Но в процессе подготовки, в процессе работы по сбору памятников нам стало понятно, что и ту часть событий, которые предшествовали Распятию, нельзя обойти. Наверное, без первого невозможно показать второе. Таким образом, сам проект был расширен. И как я уже сказала, мы начинаем от Тайной Вечери, от событий, предшествовавших непосредственно Распятию, хотя большая часть экспозиции непосредственно посвящена именно Распятию.
Всего в состав выставки вошло ровно сто экспонатов, очень красивая цифра, нам она тоже очень нравится, хотя, конечно, это абсолютно случайно. И мы благодарны всем участникам этого проекта, поскольку, используя только памятники нашей коллекции, мы бы не смогли представить такое разнообразие. Хотя, безусловно, основа выставки – это памятники из нашего собрания.
Мы благодарны за участие Государственному историческому музею, Третьяковской галерее, музею Московской духовной академии, частным музеям, Музею русской иконы, частным коллекционерам, которые любезно предоставили свои экспонаты. Так, общими усилиями, удалось организовать этот проект.
У нас новый контакт, надеюсь, начало большой дружбы с Музеем-заповедником «Останкино и Кусково», который в процессе подготовки выставки пережил реорганизацию. С этим музеем мы работаем впервые, поэтому, наверное, он еще не на слуху, но мы им чрезвычайно благодарны. Наши коллеги настолько увлеченно работали с нами, предложили нам такой широкий спектр памятников, что мы даже не можем себе представить, как это было бы возможно без их участия. Несколько памятников из их коллекции.
А сейчас я нахожусь рядом с самой древней иконой на этой выставке, иконой первой трети XV века – «Распятие Христово». Наши постоянные зрители очень хорошо знают эту икону, потому что она находится в постоянной экспозиции музея. Но мы посчитали, что, говоря о Распятии, нельзя не показать это икону здесь, среди этих памятников. Это древний памятник, на котором только непосредственные участники события, главные его участники – распятый Спаситель, Богородица и Иоанн Богослов. И здесь, при этом лаконизме, передана драматичность происходящего, причем такими штрихами, которые заметит только очень внимательный зритель. Обратите внимание на фигуру Богоматери. Она тонкая, и Она вся устремлена к Сыну. Богоматерь как будто парит, Ее ноги лишь слегка касаются земли, самыми кончиками пальцев, потому что Ее душа стремится к Сыну в этот трагичный и очень тяжелый для Него момент. А Иоанн Богослов наоборот: у него крупные ступни, он фактически придавлен к земле обрушившимся на него горем.
И важно еще заметить, что обычно в это время подобные иконы, подобные сюжеты изображались на золотом фоне. Однако здесь, среди вот этого золота, можно различить очертания стены города Иерусалима.
Мы будем работать до 11 апреля, почти до Пасхи, поэтому очень надеемся, что проект будет востребован, нам самим безумно интересно здесь находиться. Тут очень много редких памятников, очень много памятников зрители смогут увидеть впервые. Это и результат наших поисковых работ, мы находили памятники у коллекционеров, и их, естественно, не всегда можно увидеть широкому зрителю. Это и огромная работа наших реставраторов, и, в частности, центральный памятник – долгая работа нашей реставрационной мастерской, эту икону видели, может, два десятка лет назад наши посетители. С тех пор она находилась в запасниках музея, потому что требовалась серьезная реставрационная работа, она завершена. Это складень из собрания Государственного исторического музея, нам доверен первый его показ после проведения реставрационных работ. Поэтому тут много открытий, много нового. Очень надеемся, что выставка будет востребована и широким зрителем, и людьми, интересующимися этими событиями, церковным искусством, и специалистами. Поэтому очень ждем всех на выставке.
Автор программы Елена Чач
Записала Полина Митрофанова
Мы продолжаем рассказ из московского храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, что в Сущёве. Основная часть выпуска будет посвящена новомученикам Церкви Русской, чья жизнь оказалась связана с этим храмом. Рассказывают давняя прихожанка церкви преподобного Пимена, один из авторов книги об истории храма и его окрестностей Ирина Станиславовна Семененко.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
СОЛЬБА: ОБИТЕЛЬ НЕУНЫВАЮЩИХ. Беседа с игуменией Еротиидой (Гажу). 5 часть
Свет невечерний. Благородная зависть
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Град креста. Рождественский пост. Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл
Хранители памяти. Храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках. Часть 3
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!