Хранители памяти. Временная выставка «Новодевичий монастырь. Вехи истории». Часть 4

10 сентября 2024 г.

Мы продолжаем серию выпусков с выставки "Новодевичий монастырь. Вехи истории", работающей в Государственном историческом музее. Научный сотрудник научно-экспозиционного отдела музея, куратор выставки Александр Юрьевич Чернов рассказывает о тесной связи с монастырем жизни и деятельности царевны Софьи Алексеевны, о предметах ее эпохи, а также судьбе царицы Евдокии Лопухиной и принадлежавших ей иконах.

Рассказывает Александр Юрьевич Чернов, научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Государственного исторического музея, куратор выставки «Новодевичий монастырь. Вехи истории».

 Государственный исторический музей является хранителем собрания Новодевичьего монастыря. У нас даже есть особый фонд, который отвечает именно за собрание Новодевичьего монастыря. Мы хотели бы рассказать об истории этой обители через историю государства, историю Церкви, потому что все это тесным образом связано.

Новодевичий монастырь всегда был привилегированным монастырем. Там с начала XVI века, с самого момента его основания, хоронили в подклете Смоленского собора выдающихся государственных деятелей, родственников царской семьи, представителей дома сначала Рюриковичей, потом Романовых. Поэтому Новодевичий монастырь был всегда очень важным учреждением, фактически первым женским монастырем, имевшим отношение к царской семье, к власти, и через Новодевичий монастырь цари, царевны, царицы заявляли о своих политических, династических и прочих интересах.

Мы находимся сейчас в зале, посвященном эпохе царевны Софьи и ее сестер, дочерей царя Алексея Михайловича. Дело в том, что именно царевне Софье Алексеевне, старшей дочери Алексея Михайловича, Новодевичий монастырь обязан своим современным обликом. Он отстраивался при Софье, восстанавливался, строились новые храмы, новые палаты. И при ней происходит создание новых иконостасов. И через эти иконостасы Софья проводила определенную программу. Даже у нас на выставке можно увидеть кандило, на котором написана полная титулатура Софьи, вместе с ее младшими братьями Иваном и Петром, где они все именуются самодержцами. То есть Софья претендовала на верховную государственную власть, несмотря на то что не была венчана на царство, из-за чего потом Петр Первый будет с ней воевать.

Но благодаря заказам Софьи и ее последующему нахождению в монастыре обитель приобрела свой облик. Петр очень интересно поступил: он отстранил Софью от власти и поместил ее в ее любимую обитель, Новодевичий монастырь. Сначала как лицо не монашеской жизни, а как царевну, вместе со всеми остальными царевнами, ее сестрами. Дело в том, что Петр никому из своих сестер, происходящих со стороны рода Милославских, от первой жены царя Алексея Михайловича, Марии Милославской, не позволил выйти замуж. То есть таким образом пресек этот род, эту царственную ветку.

И Софья в Новодевичьем монастыре сначала жила как частное лицо, но ее, безусловно, знали, игуменьи ее уважали. А уже после, так скажем, якобы второго стрелецкого бунта 1698 года, в организации которого обвинили опять же Софью, она была пострижена в монахини с именем Сусанна. И здесь, в этом зале, есть вклады Софьи  уже как монахини Сусанны.

Кроме этого, мы видим здесь фактически два крупных, больших иконостаса. Один принадлежал царевне Софье, другой  Евдокии Лопухиной. Это келейные иконостасы, перед которыми в интимной, сугубо личной обстановке молились эти выдающиеся женщины. Получилось так, что Софья по велению Петра была заперта в Новодевичьем монастыре, а еще Петр запер в этом же монастыре свою первую жену Евдокию Федоровну Лопухину. Точнее, сначала он отправил ее в суздальский женский Спасо-Преображенский монастырь. И потом Евдокия претерпела много бедствий, несчастий, и это отразилось в принадлежащем ей иконостасе.

В составе иконостаса мы видим богато украшенные иконы работы московских мастеров Оружейной палаты. Это тот царский период, когда Петр Первый и Евдокия Лопухина еще были в браке. В начале XVIII века этот брак был разорван, и Евдокию насильно постригли в монахини. Ее удалили сначала в Суздаль, а потом постепенно из Суздаля тяжелая судьба влечет ее на север, в Ладогу, где ее тоже запирают в женском монастыре. И самые скромные, аскетичные иконы в иконостасе – это иконы северного письма. Например, икона, посвященная преподобному Александру Свирскому, который был покровителем православного Севера. Таким образом, благодаря иконостасу мы можем не только увидеть образы святых и то, как развивалась история их почитания, но можем проследить и непосредственно саму историю жизни этих великих женщин, насильно постриженных в монахини.

 А иконостас царевны Софьи чем отличается?

 В отличие от иконостаса Евдокии Лопухиной он более монолитный, там богатые иконы письма мастеров Оружейной палаты. Кроме того, как считает выдающийся знаток истории Новодевичьего монастыря наш хранитель и куратор выставки Марина Макаровна Шведова, центральная икона Богоматери вообще является подарком патриарха Никона Софье Алексеевне, она греческого письма; возможно, с Афона. И с богатым, украшенным уже в Москве окладом. Это тоже некая программа по представлению Руси как выдающегося православного царства.

Автор передачи Елена Чач, кандидат исторических наук

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 12 июля: 06:15
  • Суббота, 12 июля: 16:05
  • Понедельник, 14 июля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы продолжаем серию выпусков передачи из Музея императора Николая II, который расположен в центре Москвы, в Токмаковом переулке. Создатель и директор музея Александр Васильевич Ренжин расскажет об экспонатах, связанных с военной историей Российской Империи начала XX века.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X