Хранители памяти. Временная выставка «Новодевичий монастырь. Вехи истории». Часть 3

3 сентября 2024 г.

Мы продолжаем серию выпусков передачи о масштабной временной выставке "Новодевичий монастырь. Вехи истории", работающей в Государственном историческом музее. Заведующая экспозиционно-фондовым отделом Государственного исторического музея, куратор выставки Марина Макаровна Шведова расскажет об истории монастыря в XVI-XVII веках и о драматичной судьбе плащаницы XVI века, представленной на выставке.

В эфире передача «Хранители памяти». В этом выпуске мы продолжим рассказ о масштабной выставке, посвященной истории Новодевичьего монастыря, которая работает в Государственном историческом музее.

В конце XVI века в Новодевичьем монастыре произошло знаменитое избрание на царство Бориса Федоровича Годунова. Громадный крестный ход пришел от Успенского собора Кремля в Новодевичий монастырь, и патриарх Иов в Смоленском соборе нарек Бориса Годунова царем. По повелению Годунова крестные ходы в день его избрания приходили из Кремля в Новодевичий монастырь во все годы его правления.

Это событие было во многом обусловлено тем, что в Новодевичьем монастыре была пострижена в монахини сестра Бориса Годунова, вдова царя Федора Иоанновича Ирина Федоровна Годунова. В этом монастыре она прожила до самой смерти, но, как и все царицы, была похоронена в Вознесенском монастыре Московского Кремля.

От времен Ирины Федоровны осталась шитая алтарная пелена, представленная у нас в экспозиции. Также после ее смерти Борис Годунов передал обители все, что было у нее в келье, это огромное количество вкладов. На выставке есть приходная книга, раскрытая как раз на тех страницах, где перечисляются вклады времен Ирины Федоровны Годуновой.

Мы знаем, что царствование Бориса Годунова закончилось ужасным Смутным временем. В этот период монастырь постоянно занимали войска. Сначала приходили смоляне защищать царя Василия Шуйского от Ивана Болотникова, а далее, когда шли переговоры между московскими князьями и боярами и польской ратью о том, чтобы поляки и литовцы не входили в Москву, польское войско тоже разместилось в Новодевичьем монастыре.

Впоследствии монастырь был отбит у поляков казаками Ивана Заруцкого, после чего был жесточайшим образом разграблен и практически уничтожен. Но именно от стен Новодевичьего монастыря началась битва за освобождение Москвы. День народного единства, который мы отмечаем 4 ноября, связан с событиями Смутного времени, и это день почитания Казанской иконы Божией Матери, всегда особо чтимой в Новодевичьем монастыре.

Первым Романовым достался разрушенный монастырь. Какое-то время, пока обитель отстраивалась, игуменья Новодевичьего монастыря была вынуждена жить на Кремлевском монастырском подворье. Тот облик монастыря, который мы видим сейчас, это дело Романовых. Причем не самого царя Алексея Михайловича, а его дочери царевны Софии Алексеевны, правившей государством в качестве регентши семь лет. За эти семь лет возник весь ансамбль Новодевичьего монастыря, за исключением Смоленского собора и Амвросиевской церкви.

Барочный ансамбль монастыря, который можно видеть сейчас, представлен и на выставке. У нас хранились фрагменты иконостасов из церквей, разрушенных временем или переставших существовать по какой-то иной причине. Из фондов музея мы собрали иконы, которые входили в эти иконостасы. И последнее, что было сделано в музее, пока он еще существовал в монастырских стенах, были собраны надгробные иконостасы четырех царевен, живших в Новодевичьем монастыре в конце XVII века, иконы которых сохранила для нас история.

Эта плащаница относится к эпохе митрополита Макария, это 1544 год. Плащаница была сделана монахинями Новодевичьего монастыря, внутри самой обители. Знаменили ее, то есть создали её рисунок, композицию, большие богослужебные и вкладные тексты, которые ее окружают, мастера, которых я бы отнесла к Макариевской школе иконописи, приветствовавшейся и благословлявшейся митрополитом.

Мы видим разрушенную временем ветхую трагическую плащаницу, которая была сделана по заказу епископа Смоленского Гурия. Но она не была вывезена в Смоленск, а так и осталась в Новодевичьем монастыре. В Смутное время, в начале XVII века, она была похищена из монастыря поляками, занимавшими его до 1612 года, и вывезена в Польшу, где долго хранилась и была передана князю Адаму Черторыжскому в его частный музей. Плащаница была возвращена уже тогда, когда появилось Герцогство Варшавское. Тогда русские офицеры и русские посланники ее нашли и вывезли в Россию. То есть у этой плащаницы необыкновенно драматическая судьба.  

Дорогие телезрители! Мы продолжим рассказ о масштабной выставке, посвященной истории Новодевичьего монастыря, которая работает в Государственном историческом музее. А сегодня время нашего эфира подошло к концу. Всего вам доброго! До новых встреч!

Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 08 октября: 13:15
  • Суббота, 12 октября: 06:15
  • Суббота, 12 октября: 16:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X