Сегодняшний выпуск передачи «Хранители памяти» будет посвящен творчеству замечательного художника Виктора Михайловича Васнецова.
– Виктор Михайлович Васнецов родился в русском селе Лопьял в семье потомственного православного священника. Поначалу, следуя традиции древнего священнического рода Васнецовых, он готовился к духовному служению. Однако его яркий талант художника был замечен преподавателем Вятской духовной семинарии, и, взяв благословение у отца, он уехал с предпоследнего курса в Санкт-Петербург учиться живописи.
Постепенно Виктор Михайлович Васнецов нашел собственный уникальный путь в искусстве, для которого, в частности, было характерно соединение фольклорных образов с глубокими духовными и философскими темами. Мы знаем многие работы Виктора Михайловича Васнецова с изображениями сказочных и былинных персонажей. Сейчас они экспонируются на масштабной выставке «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» в здании Третьяковской галереи на Крымском валу.
Широко известны образы, воплощенные художником в росписях Владимирского собора в Киеве. Однако на выставке в Третьяковской галерее можно увидеть и эскиз нереализованного в итоге триптиха «Апокалипсис». Васнецову объяснили, что образы последних дней мира слишком сложны для понимания, особенно если учитывать тот факт, что текст Откровения Иоанна Богослова не читают во время богослужений, и художник создал вместо него триптих, связанный с воплощением и страданиями Сына Божия. А картон со сложными, полными драматизма апокалиптическими сюжетами теперь можно увидеть только в музее.
К теме апокалипсиса художник обращался не единожды. На выставке привлекает внимание его работа 1915 года «Архангел Михаил», на которой изображено, как Архистратиг Божий Михаил с Небесным воинством поражает силы зла, низвергая их на землю. Фон картины – звездная ночь и ночной город. Но это не городской пейзаж начала ХХ века, а плотная многоэтажная застройка, характерная скорее для второй половины и конца столетия. Создавая эту картину, художник как бы заглядывает в будущее.
Впрочем, и в современной Васнецову действительности было немало событий (революция, ужасы Гражданской войны, гонения на Православную Церковь), наталкивающих на воспоминания текста пророческого видения святого апостола Иоанна Богослова, в котором низверженный с небес на землю древний змий в последней ярости ополчился на христиан.
В эти годы Виктор Михайлович Васнецов пишет несколько полотен, отражающих его восприятие окружающей действительности. Так, на картине 1917 года несется с украденным ребенком Баба-яга в красном сарафане, словно воплощение зла и жестокости, напоминание о пламени войны и революции под красным флагом.
А как иначе мог воспринимать происходящее глубоко верующий человек, живописец, создававший образы русских святых, той самой Святой Руси, которую яростно уничтожали большевики?
Для росписей Владимирского собора в Киеве Виктором Михайловичем Васнецовым был создан хрестоматийный образ Нестора Летописца, а также образы других святых. Многие годы трудясь над интерьером этого храма, Васнецов тщательно прорабатывал все его детали. В частности, сохранились многочисленные проекты его орнаментов.
Еще до полного завершения работ по росписи собора Павел Михайлович Третьяков приобрел у Виктора Михайловича Васнецова почти все подготовительные эскизы, а некоторые работы художник подарил ему лично. Благодаря этому москвичи и гости города могут подробно ознакомиться с трудом Васнецова по созданию уникального живописного ансамбля в великолепном храме Киева, недоступном ныне для русских православных христиан.
Временная выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» будет работать в Новой Третьяковке до 4 ноября.
Автор и ведущая программы Елена Чач, кандидат исторических наук
Записала Людмила Белицкая
Мы продолжаем серию выпусков с выставки "Новодевичий монастырь. Вехи истории", работающей в Государственном историческом музее. Научный сотрудник научно-экспозиционного отдела музея, куратор выставки Александр Юрьевич Чернов рассказывает о тесной связи с монастырем жизни и деятельности царевны Софьи Алексеевны, о предметах ее эпохи, а также судьбе царицы Евдокии Лопухиной и принадлежавших ей иконах.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 4 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О ВНИМАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ И РАЗУМЕ ХРИСТОВОМ
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 3 часть
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 2 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН С АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит_Кирилл — О СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ И ТАЙНЕ
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!