Мы находимся в музее, созданном при храме преподобного Пимена Великого. Отсюда наш сегодняшний рассказ в передаче «Хранители памяти».
Никита Сергеевич Ткачев, куратор Музея истории храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, г. Москва:
− Сейчас мы в музее нашего храма. Мы его называем: Музей истории храма преподобного Пимена Великого. И всегда добавляем такую важную деталь: с экспозицией, посвященной Святейшему патриарху Пимену. Эта экспозиция, посвященная Святейшему Пимену, − наша особенность, потому что в Москве отдельного места, где была бы постоянная большая экспозиция его памяти, до сих пор нет. С музеем довольно интересно получилось, и сама идея создания музея принадлежала настоятелю храма протоиерею Алексию Круглику.
Протоиерей Алексий Круглик, настоятель храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках (г. Москва):
− Несколько лет назад в связи с подбором материала для книги о нашем храме родилась идея создания при нашем приходе музея, посвященного памяти Святейшего патриарха Пимена. Удивительным образом у нас в храме подобралась группа людей, которые очень любят наш храм, его историю и еще имеют талант к работе с архивами, документами; соответственно, и литературный дар. Поэтому, готовя книгу о храме, мы решили одновременно заняться созданием музея и, возможно, в дальнейшем, даст Бог, еще и создать хороший документальный фильм о Святейшем патриархе Пимене.
Кинули клич, чтобы люди поделились своими воспоминаниями о Святейшем патриархе, и вдруг удивительным образом вышли на одну благочестивую женщину по имени Ольга, которая является хранителем кабинета личных вещей патриарха Пимена. Эти вещи, в свою очередь, ей завещал архимандрит Дионисий (Шишигин), келейник, иподиакон Святейшего патриарха, который после его смерти очень бережно хранил память о патриархе и вещи, которые тому принадлежали.
Мы обратились к этой женщине, рассказали о идее создания музея, и она с удовольствием, с благословения священноначалия, передала для нашей экспозиции вещи, которые хранились в другом храме. Они были выставлены, был создан музей, и потом удивительным образом Господь посылал и другие вещи, воспоминания, фотографии, фильмы о Святейшем патриархе Пимене.
Люди, которые трудятся у нас в музее, являются энтузиастами, знатоками, мастерами своего дела, специалистами в этом, поэтому нам очень приятно, когда приходят посетители и им на хорошем профессиональном уровне проводят экскурсию по музею патриарха Пимена.
Никита Сергеевич Ткачев:
− Сейчас у нас в музее работают три зала. Два из них занимает экспозиция, посвященная Святейшему Пимену; третий зал посвящен истории храма.
Нужно рассказать и о самом Святейшем Пимене. С ним была парадоксальная ситуация. Понятно, что историю патриаршества мы в России (по объективным причинам) знаем из рук вон плохо. А для славянских народов история Церкви − это, собственно, становой хребет, потому что до Крещения Руси у нас и письменности практически не было. Тем не менее, несмотря на то что история патриаршества (в России особенно) была драматична (есть патриархи-мученики, патриархи, прошедшие плен, застенки), все же светскую историю собственной страны мы знаем лучше. Мы знаем полководцев и поэтов (хотя бы на уровне школьной программы). А патриарх Пимен совершенно удивительный человек. Его судьба по драматизму не теряется на фоне всей остальной нашей истории, потому что он − подлинный ровесник века.
У Анны Ахматовой есть строчка о том, что начинался не календарный, а настоящий XX век. Что она имела в виду? Она пишет уже после Великой Отечественной войны, когда оказалось, что XX век − это век мировых катастроф, двух мировых войн, это семнадцатый год, гонения на Церковь и все остальные события. И патриарх Пимен − подлинно народный патриарх, он ровесник этого века катастроф, он не избежал в XX веке практически ничего. Родившийся в 1910 году, при последнем царе, он прошел весь период гонений, у него был довольно большой тюремный лагерный опыт, он прошел Великую Отечественную войну, причем как офицер Советской армии, старший лейтенант (довольно интересный момент). И епископом он становится в годы хрущевских гонений, когда вновь закрываются храмы (была закрыта половина приходов).
Патриаршество его тоже, в общем-то, было парадоксальным. Это брежневские годы и годы перестройки. И, собственно говоря, единственное, чего он не застал в ХХ веке, − распада Советского Союза, который произошел через год после его смерти. Но он это предвидел как патриарх, есть его тексты на эту тему. И это его (как человека с государственным умом), конечно, беспокоило, потому что он понимал, сколько слез, горя и крови принесет народу распад государства. И если посмотреть, как потом сложилась наша история, можно увидеть, что мы живем в мире его во многом сбывшихся опасений. Это патриарх, который прошел все. И не как кабинетный ученый, а в лагерной фуфайке, в солдатской шинели. А что не прошел, то предвидел.
Сам он был человеком закрытым, немногословным. Тут, конечно, накладывался опыт его поколения, а также то, что он был монахом. И, будучи патриархом, он взвешивал каждое свое слово, каждый шаг, чтобы не дать повода ищущим повода, как говорил апостол.
Многое мы теперь можем о нем рассказать, что проливает свет на то, каким он был человеком. И можно основные яркие штрихи выделить, а их много, конечно. Но интересны обстоятельства его рождения. Он − единственный сын в семье, причем поздний, вымоленный. Когда он родился, маме было под 40 лет, папе за сорок. И все остальные дети, кроме старшей сестры, умерли в младенчестве. И вот почти библейский эпизод. Его мама, мама будущего патриарха, молилась Богу о даровании ребенка и по благословению духовника принесла обет посвятить ребенка Богу.
Родился мальчик, мальчика назвали Сергеем. И единственного сына, вымоленного, мама воспитывала строго. Он вырос неизбалованным. Сергей рос в крестьянской семье с патриархальным укладом, но при этом семья была образованной, папа работал инженером на фабрике Морозова в Богородске (сейчас это город Ногинск Московской области). И особо интересно влияние матери. Год 1918-й, начинаются события гражданской войны, а мать возит его по святым местам. Она впервые привезла его в Троице-Сергиеву лавру, он там впервые исповедовался. И дальше материнское влияние и благословение, а также Троице-Сергиева лавра красной нитью прошли через его жизнь, потому что в лавре он потом станет монахом в скиту с именем Пимен. После войны он как наместник будет монастырь восстанавливать. И в конце концов в лавре обретет и место своего последнего упокоения.
Можно сказать, что Троице-Сергиева лавра в судьбе Святейшего Пимена закольцевалась, он и похоронен там, в крипте под Успенским собором. Что интересно, когда он в 15 лет сказал родителям, что хочет быть монахом, мама его, единственного сына, благословила и отпустила. Она благословила его Владимирской иконой Божией Матери. Эту материнскую икону он пронес через всю свою жизнь, и она находится сейчас рядом с его могилой.
Интересно, что он, как и святой Пимен, в честь которого его назвали, еще в юности решил стать монахом. В 15 лет он становится иноком, покидает родительский дом − и с монашеского пути так и не сходит.
Протоиерей Алексий Круглик:
− Сама история появления у нас будущего патриарха очень интересна. Его приглашает настоятель нашего храма отец Николай Бажанов, протоиерей. В двадцатых годах в Москве было очень мало хорошо поющих хоров, поэтому регенты были буквально на вес золота. И вот отец Николай каким-то образом находит инока Платона, отрока, юношу, который принял иноческий постриг (он еще не монах, но уже инок), и просит его возглавить у нас церковный хор. Так этот, по сути, мальчик, в 1926 году (а это уже год начала страшных гонений, репрессий) создает здесь, в храме преподобного Пимена, молодежный хор численностью 70 человек. И до 1932 года, пока он руководит хором (есть фотография с будущим патриархом Пименом и отцом Николаем), хор здесь поет, славит Господа. И, насколько я знаю, репрессии в те годы этого хора не коснулись.
В настоящий момент наш храм имеет два ограждения: правого клироса и левого. Та решетка, которую мы сейчас можем видеть, тогда не ограждала клиросы, а хор располагался возле правой колонны, потому что 70 человек сложно было разместить даже в таком большом храме.
Настоятель храма протоиерей Николай Бажанов посоветовал тогда иноку Платону при выборе монашеского имени избрать себе имя Пимен, что и было сделано. Мы знаем, что дальнейшая судьба патриарха была очень сложной. Это гонения, тюрьмы, ссылки, война. Он − известный ветеран, прошедший через сражения, ранения, контузии. Но, пройдя с помощью Божией все эти испытания, патриарх всегда помнил о нашем храме преподобного Пимена. И возле того места, где будущий Святейший патриарх руководил своим молодежным хором, у нас находится памятная табличка о том, что Святейший здесь молился.
Начиная с 1971 года, с момента восшествия на патриарший престол, Святейший старался каждый праздник преподобного Пимена служить у нас в храме. И это было днем всецерковного, всероссийского торжества, потому что храм не вмещал всех верующих, хотя, в принципе, вмещает 4 000 человек. Алтарь был полон сослужащими Святейшему архиереями и священством. И, конечно же, было много людей, пришедших поздравить патриарха с именинами. Это все живо в церковной памяти, в церковном предании.
Дорогие телезрители, мы еще продолжим рассказ из музея, который существует при храме преподобного Пимена Великого.
Автор программы кандидат исторических наук Елена Чач
Записала Полина Митрофанова
У книжной полки. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово утешения находящемуся в скорбях
Благая часть. 15 февраля 2025
Лаврские встречи. Священник Сергий Учанейшвили. Часть 2
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 14 февраля 2025
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 14 февраля 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!