Хранители памяти. Иконописная школа Московской духовной академии (Иконописный факультет)

15 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом году исполнилось 30 лет со дня открытия Иконописной школы Московской духовной академии (сейчас это уже Иконописный факультет). Об истории создания школы, о том, как проходит обучение, о работах преподавателей и выпускников рассказывает декан Иконописного факультета Московской духовной академии архимандрит Лука (Головков). 

− В этом году исполнилось 30 лет со дня создания иконописной школы Московской духовной академии. Ныне это уже иконописный факультет. О нем и его истории – в нашем сегодняшнем выпуске передачи «Хранители памяти».

Архимандрит Лука (Головков), декан иконописного факультета Московской духовной академии:

− Тридцать лет назад была открыта иконописная школа при Московской духовной академии. Решение об открытии было принято в 1989 году Святейшим патриархом Пименом. Летом 1990 года состоялся первый набор, с осени в иконописной школе начались занятия.

Вопрос, где открывать школу, в общем-то, и не стоял, потому что патриарх Пимен, будучи и патриархом, и наместником Троице-Сергиевой лавры, хорошо знал традиции иконописания в лавре и ценил труды монахини Иулиании (к тому времени она уже скончалась, но ее ученики продолжали ее дело). И школа была открыта, конечно же, при Московской духовной академии.

То, что школа была открыта перед распадом Советского Союза, промыслительно. Начиналось другое время: с 1980-х годов потихонечку открывались некоторые монастыри, храмы. А к первому выпуску 1994 года ситуация уже радикально поменялась: возникла необходимость и возможность создавать большие храмовые ансамбли, для которых нужно было писать иконостасы, иконы.

В процессе обучения учеников в иконописной школе корректировались и задачи, и программа. Естественно, что задачи школы отличались от задач предшествовавшего ей кружка. Кружок давал какие-то знания для любителей, которые на досуге занимались иконописанием, и был предназначен для будущих священников. Ясно, что ученики не могли уделять этому много времени. Кроме того, в советское время возможности для создания икон были очень ограниченные. В задачи кружка входило научить писать небольшие иконы для себя (может быть, для храмов) и просвещать будущих священников, чтобы они понимали икону. Задачи школы стали иными.

Для нас чрезвычайно важно наследие матушки Иулиании как человека, который очень ценил древнюю икону. Она изучала эти иконы и на их основе писала действительно художественные, красивые, глубокие, очень молитвенные иконы, украшающие сейчас храмы Троице-Сергиевой лавры и другие храмы Русской Церкви. Продолжая дело матушки, мы сразу же серьезно и глубоко стали изучать древние иконы и копировать их, выполняя списки с икон. Во второй половине обучения студенты начинают писать уже и большие иконы, и образа для иконостасов. Дипломные работы всегда большие и серьезные.

В процессе существования нашей школы программа уточнялась. Если вначале мы не проектировали иконостасы, ансамбли икон, то потом стало понятно, что это очень важно. Иконописцу придется этим заниматься, а уровень понимания ансамбля у архитекторов не всегда на высоте. Кроме того, проект и выполнение икон святых Нового времени − очень серьезная и сложная задача. Потому что в отношении святых Нового времени недостаточно написать икону красиво, хорошо, глубоко. Святой должен узнаваться молящимся, чтобы не было препятствий для обращения к первообразу. Это очень непростая задача: и художник не всегда справляется с тем, чтобы изобразить портрет похожим, а здесь еще добавляются сложности, связанные с языком иконы, ее особенностями, с тем, чтобы икона оставалась в традиции, была глубокой и в то же время узнаваемой. Подобные задания у нас появились сейчас на старших курсах.

Кроме того, у нас есть ознакомительный предмет по выполнению стенописи. Небольшие по объему занятия вполне достаточны для того, чтобы после окончания начать заниматься стенописью, вливаться в бригады. Сейчас постоянно выпускниками нашего факультета расписывается не один ансамбль. Многие студенты работают не только над  иконой, но и над росписью.

Также проводятся занятия по реставрации икон. Некоторые из выпускников посвятили себя этому делу. Например, в замечательной реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры трудятся выпускники нашего учебного заведения.  Руководит мастерской наш преподаватель − внучатая племянница монахини Иулиании Алдошина Наталья Евгеньевна. Она выполняет важные работы в Троице-Сергиевой лавре, в том числе и в Троицком соборе.

Кто-то из выпускников преподает иконописание, кто-то занимается другими работами в храмах. Например, сейчас у нас возрождается мозаика. Преподаватель нашего факультета Анатолий Валерьевич Алёшин возглавляет работы по выполнению мозаик в новом соборе Дивеевского монастыря, и многие из выпускников участвуют в этом деле.

Дипломные работы у нас выполняются самые разные. Обычно для конкретного места, конкретного храма: сейчас студенты пишут иконы в семинарский храм великомученицы Варвары, в другие храмы Русской Церкви; и даже несколько икон выполняются для иконостаса японского монастыря. Так что дипломные работы могут быть выполнены для храмов в разных концах земли. Работы могут быть различными: кому-то ближе написать икону Спаса или Богородицы, кому-то больше хочется поработать над житийными иконами (икона святого с житием) – и у нас они выполняются нередко.

Студенты у нас учатся из разных мест. Бо́льшая часть, конечно, из европейской части России, но приезжают и из Сибири, есть студенты из-за рубежа, из других Церквей. Один из последних дипломов выполнял студент с Кипра. Он написал икону преподобного Иоанна Дамаскина с житием. Учились у нас студенты с Кавказа, из Грузии, Болгарии, Сербии, русских епархий Западной Европы. Были и из Китая, хотя, конечно, там не получается работать так, как хотелось бы, потому что ситуация с православием в Китае сложная.

Студенты работают в разных местах. Если икону можно писать в том регионе, где живет или жил студент, то росписи выполняются в самых разных регионах России.  Собираются бригады для росписи больших ансамблей. Какие-то работы выполняются не спеша, за долгий период времени, а иногда стоит задача очень быстро расписать храм. Например, если у нас в Хотьково в Покровском храме работа была выполнена неспешно (года за три), то в Иордании, в паломническом центре Русской Церкви, нужно было выполнить роспись в очень сжатые сроки. Тогда и все иконописцы, которые расписывали храм в Хотьково, и другие мастера были подключены к этой работе. И они достаточно быстро − за два или три месяца − расписали храм. Но тогда, конечно, была очень большая бригада. Получился интересный ансамбль, который понравился всем присутствующим, в том числе представителям других Церквей: они даже загорелись идеей расписать свои храмы на таком серьезном высоком уровне.

− Дорогие телезрители, мы завершили рассказ об иконописном факультете Московской духовной академии. Всего вам доброго! До новых встреч.

Автор и ведущая Елена Чач

Записала Наталья Богданова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать