Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Архимандрит Лука (Головков), декан иконописного факультета Московской духовной академии:
− Тридцать лет назад была открыта иконописная школа при Московской духовной академии. Решение об открытии было принято в 1989 году Святейшим патриархом Пименом. Летом 1990 года состоялся первый набор, с осени в иконописной школе начались занятия.
Вопрос, где открывать школу, в общем-то, и не стоял, потому что патриарх Пимен, будучи и патриархом, и наместником Троице-Сергиевой лавры, хорошо знал традиции иконописания в лавре и ценил труды монахини Иулиании (к тому времени она уже скончалась, но ее ученики продолжали ее дело). И школа была открыта, конечно же, при Московской духовной академии.
То, что школа была открыта перед распадом Советского Союза, промыслительно. Начиналось другое время: с 1980-х годов потихонечку открывались некоторые монастыри, храмы. А к первому выпуску 1994 года ситуация уже радикально поменялась: возникла необходимость и возможность создавать большие храмовые ансамбли, для которых нужно было писать иконостасы, иконы.
В процессе обучения учеников в иконописной школе корректировались и задачи, и программа. Естественно, что задачи школы отличались от задач предшествовавшего ей кружка. Кружок давал какие-то знания для любителей, которые на досуге занимались иконописанием, и был предназначен для будущих священников. Ясно, что ученики не могли уделять этому много времени. Кроме того, в советское время возможности для создания икон были очень ограниченные. В задачи кружка входило научить писать небольшие иконы для себя (может быть, для храмов) и просвещать будущих священников, чтобы они понимали икону. Задачи школы стали иными.
Для нас чрезвычайно важно наследие матушки Иулиании как человека, который очень ценил древнюю икону. Она изучала эти иконы и на их основе писала действительно художественные, красивые, глубокие, очень молитвенные иконы, украшающие сейчас храмы Троице-Сергиевой лавры и другие храмы Русской Церкви. Продолжая дело матушки, мы сразу же серьезно и глубоко стали изучать древние иконы и копировать их, выполняя списки с икон. Во второй половине обучения студенты начинают писать уже и большие иконы, и образа для иконостасов. Дипломные работы всегда большие и серьезные.
В процессе существования нашей школы программа уточнялась. Если вначале мы не проектировали иконостасы, ансамбли икон, то потом стало понятно, что это очень важно. Иконописцу придется этим заниматься, а уровень понимания ансамбля у архитекторов не всегда на высоте. Кроме того, проект и выполнение икон святых Нового времени − очень серьезная и сложная задача. Потому что в отношении святых Нового времени недостаточно написать икону красиво, хорошо, глубоко. Святой должен узнаваться молящимся, чтобы не было препятствий для обращения к первообразу. Это очень непростая задача: и художник не всегда справляется с тем, чтобы изобразить портрет похожим, а здесь еще добавляются сложности, связанные с языком иконы, ее особенностями, с тем, чтобы икона оставалась в традиции, была глубокой и в то же время узнаваемой. Подобные задания у нас появились сейчас на старших курсах.
Кроме того, у нас есть ознакомительный предмет по выполнению стенописи. Небольшие по объему занятия вполне достаточны для того, чтобы после окончания начать заниматься стенописью, вливаться в бригады. Сейчас постоянно выпускниками нашего факультета расписывается не один ансамбль. Многие студенты работают не только над иконой, но и над росписью.
Также проводятся занятия по реставрации икон. Некоторые из выпускников посвятили себя этому делу. Например, в замечательной реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры трудятся выпускники нашего учебного заведения. Руководит мастерской наш преподаватель − внучатая племянница монахини Иулиании Алдошина Наталья Евгеньевна. Она выполняет важные работы в Троице-Сергиевой лавре, в том числе и в Троицком соборе.
Кто-то из выпускников преподает иконописание, кто-то занимается другими работами в храмах. Например, сейчас у нас возрождается мозаика. Преподаватель нашего факультета Анатолий Валерьевич Алёшин возглавляет работы по выполнению мозаик в новом соборе Дивеевского монастыря, и многие из выпускников участвуют в этом деле.
Дипломные работы у нас выполняются самые разные. Обычно для конкретного места, конкретного храма: сейчас студенты пишут иконы в семинарский храм великомученицы Варвары, в другие храмы Русской Церкви; и даже несколько икон выполняются для иконостаса японского монастыря. Так что дипломные работы могут быть выполнены для храмов в разных концах земли. Работы могут быть различными: кому-то ближе написать икону Спаса или Богородицы, кому-то больше хочется поработать над житийными иконами (икона святого с житием) – и у нас они выполняются нередко.
Студенты у нас учатся из разных мест. Бо́льшая часть, конечно, из европейской части России, но приезжают и из Сибири, есть студенты из-за рубежа, из других Церквей. Один из последних дипломов выполнял студент с Кипра. Он написал икону преподобного Иоанна Дамаскина с житием. Учились у нас студенты с Кавказа, из Грузии, Болгарии, Сербии, русских епархий Западной Европы. Были и из Китая, хотя, конечно, там не получается работать так, как хотелось бы, потому что ситуация с православием в Китае сложная.
Студенты работают в разных местах. Если икону можно писать в том регионе, где живет или жил студент, то росписи выполняются в самых разных регионах России. Собираются бригады для росписи больших ансамблей. Какие-то работы выполняются не спеша, за долгий период времени, а иногда стоит задача очень быстро расписать храм. Например, если у нас в Хотьково в Покровском храме работа была выполнена неспешно (года за три), то в Иордании, в паломническом центре Русской Церкви, нужно было выполнить роспись в очень сжатые сроки. Тогда и все иконописцы, которые расписывали храм в Хотьково, и другие мастера были подключены к этой работе. И они достаточно быстро − за два или три месяца − расписали храм. Но тогда, конечно, была очень большая бригада. Получился интересный ансамбль, который понравился всем присутствующим, в том числе представителям других Церквей: они даже загорелись идеей расписать свои храмы на таком серьезном высоком уровне.
− Дорогие телезрители, мы завершили рассказ об иконописном факультете Московской духовной академии. Всего вам доброго! До новых встреч.
Автор и ведущая Елена Чач
Записала Наталья Богданова
Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
По святым местам. Покровский храм Камень на Оби
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 5-ю Великого поста
«Православный на всю голову!». О прощении грехов
Благая часть. 24 апреля 2024
У книжной полки. Лекарство для души
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!