На этой неделе Русская Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы. Выпуск программы посвящён иконографии этого праздника и связанным с ним двум образам, которые можно было увидеть на временных выставках в Музее имени Андрея Рублёва.
– На этой неделе Русская Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы. И наш сегодняшний выпуск будет посвящен иконографии праздника и произведениям церковного искусства, с ним связанным.
Празднование Рождества Пресвятой Богородицы возникло в Церкви около VII века. Рассказ об этом событии содержится в апокрифических памятниках. Икона праздника как изображение сюжета рождения Младенца с самого начала включала в себя детали из античной традиции – например, образ служанки, поддерживающей праведную Анну.
Фигура праведного Иоакима появляется в произведениях последней трети XIII века. Поскольку мужчина не входил на женскую половину дома в момент рождения ребенка, его изображали в дверном проеме или заглядывающим через окошко.
В XVIII веке, с распространением в русском искусстве западноевропейских образцов, праведного Иоакима начинают изображать в одном помещении с недавно родившей супругой, а сам сюжет обрастает все большими бытовыми подробностями.
Большую икону Рождества Пресвятой Богородицы, написанную в петровское время и наполненную множеством деталей, можно было увидеть в начале этого года в Музее имени Андрея Рублева на выставке «Святая семья в религиозном искусстве XI–XX веков».
Рассказывает Мария Александровна Маханько, заведующая научно-исследовательским отделом музея им. Андрея Рублева, кандидат искусствоведения, куратор выставки:
– Это большая храмовая икона петровского времени, написанная иконописцем, работавшим в стиле мастеров Оружейной палаты, а если говорить по законам искусства – в самом рафинированном, самом высоком для своего времени стиле. В этой иконе замечательно то, как мастер собрал, расположил, представил нам сюжеты, связанные с семьей Иоакима и Анны, праведных бабушки и дедушки Спасителя, и непосредственно с Матерью Иисуса Христа – Пресвятой Богородицей, Девой Марией. Причем весь этот протоевангельский цикл расположен в рамках одного архитектурного сооружения. То есть композиция этой иконы построена на архитектурных кулисах, на соотношении архитектурных компартиментов, а ее поверхность воспринимается как срез одного высокого, многоярусного, сложного дворцового сооружения, внутри которого нам открывается подробный, детальный, многоуровневый рассказ о семье Девы Марии, Иоакима и Анны.
На первом плане нам показывают то печальное обстоятельство, которое сопровождало эту семью в их жизни. Здесь Иоаким и Анна приходят в храм и приносят жертву (поскольку они были людьми состоятельными и благочестивыми), но сталкиваются с осуждением и отвержением этой жертвы, так как по законам всех древних народов бесплодие означало проклятие, отсутствие Божественной любви, отсутствие благодати. И, к сожалению, Иоакиму и Анне было суждено дожить именно до такого момента, когда даже их жертва не воспринималась достойно, отвергалась. Мы видим, как первосвященник поднимает руку, указывая наверх, то есть объясняет им, что Сам Бог не принимает их жертвы, поскольку они лишены радости родительства. Хотя их сопровождает слуга, и мы видим мордочку животного, которое уже приведено к стенам храма, чтобы быть отданным в жертву.
Протоевангельский цикл хоть и апокрифический, но имел очень древнее происхождение и важное значение, потому что уже с ранних христианских времен в художественной традиции мы видим присутствие разных сцен из этого цикла. Он имел важное смысловое значение, обладал назидательной ценностью, поскольку во все времена были пары, которые сталкивались с этими испытаниями в реальной жизни. И постоянное обращение к этому циклу и текстов, и сюжетов призвано было напомнить о долготерпении, силе молитвы, силе надежды, веры, взаимной любви и доверия, в том числе к Богу. Потому что, конечно же, такие испытания посылаются не зря, и очень часто (как мы видим в том числе и на экспонатах нашей выставки) они завершаются благополучно, то есть способствуют ко благу.
Мастер этой иконы также хотел показать благочестие Иоакима и Анны, то, что они не теряли надежды, молились. Их молитва как раз представлена в верхнем ярусе, то есть там, где присутствует Господь Саваоф; и по сторонам, как бы в ландшафте, изображено их моление Богу. Каждый из них, по ту или иную руку от Создателя, молится о том, чтобы избыть вот эту тягость, чтобы Божественный жребий изменился.
Каждому из них является ангел, они получают эту Божественную надежду. Иоаким и Анна встречаются – и здесь запечатлен момент их встречи у Золотых ворот Иерусалима.
Еще эта икона замечательна тем, что на ней очень подробно весь этот цикл распределен по ячейкам, по клеймам. И каждое клеймо (в отличие, например, от средневекового искусства XV, XVI веков и даже первой половины XVII века) имеет свое пространство. То есть мы видим там перспективные сокращения, видим их через то, как изображен пол, как под углом изображается та или иная зала, каморка, как они на разных ярусах соседствуют друг с другом. Клейма разной величины. Или в одном клейме мы видим события на разных уровнях, как если бы дворцовая зала имела антресоли или какие-то балконы с бордюрами, балюстрадами, и из-за этого открывается вид, точка зрения на разные этажи, разные уровни происходящего, в том числе и в мистическом плане.
Мы видим здесь и явление ангела Захарии, и явление ангела Самой Богоматери – это Благовещение. Видим благодарственные моления после рождения Девы Марии, как Иоаким и Анна, гордые, приходят вместе с ребенком в храм, как устраивают праздничную трапезу. Мы видим в небольших, масштабированных сценах, как они ласкают свою дочь, наблюдают за Ее первыми шагами. Здесь есть очень редкая сцена: праведная Анна пеленает младенца-Богородицу.
Мы говорим, что в средневековом искусстве отсутствует такой жанр, как передача каких-то естественных и повседневных событий, но тем не менее на этой иконе как раз найдем примеры такого внимания к этим на первый взгляд не ярким, может быть, не главным событиям. Отчасти это, конечно, связано и с заимствованиями из европейской культуры, потому что такие сцены появлялись в европейской традиции и становились известны древнерусским мастерам. Но вполне возможно, что и сами русские заказчики и русские мастера уже понимали потребность в таком подробном иллюстрировании. Они были способны создавать такие сложные и большие циклы.
Что касается именно этой иконы, то, конечно, главное в ней, в ее колорите – это передача радости, яркости события появления на свет маленького человека. Очень редко, когда в сцене Рождества Богоматери сама Анна держит младенца, как бы желая наконец приобщиться к этой радости материнства. И в этой сцене такой сюжет как раз есть.
– Рождество Пресвятой Богородицы могло сочетаться на иконах и с другими сюжетами, даже не связанными с Богоматерью, – пример такого сочетания можно было увидеть этим летом в Музее имени Андрея Рублева на выставке «Икона "галантного века"».
Рассказывает заведующий сектором научно-методической работы Музея имени Андрея Рублева, куратор выставки Дионисий Владимирович Денисов:
– В какой-то степени уникальный для своего времени сюжет представлен на иконе, которая получила в народе название «Доброчадие». На самой иконе нет такой надписи. Предполагается, что Н.С. Лесков дал ей такое название в своем рассказе «Запечатленный ангел», потому что здесь изображено чудесное рождение Богородицы, Иисуса Христа, Иоанна Предтечи и святителя Николая. Они заключены в рокайльную рамку, и главная идея этого произведения – показать Божественное участие в деле рождения младенца, будущего праведника или праведницы, в семье, в которой даже не было надежды на такое рождение. Престарелые родители Богородицы Иоаким и Анна или родители Предтечи Захария и Елисавета, которые, конечно же, даже не могли надеяться на рождение от них какого-то наследника, по Божественному промышлению дали благословенный плод в лице Самой Богородицы или в лице славного Пророка и Предтечи Христова Иоанна. Представлено и рождение святителя Николая, очень любимого народом.
– Мы завершили выпуск, посвященный иконографии праздника Рождества Пресвятой Богородицы и произведениям церковного искусства, с ним связанным.
Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук
Мы завершаем серию выпусков с временной выставки «Сокровища Русского Севера», работающей в Музее имени Андрея Рублёва, и напоследок рассмотрим ещё несколько предметов, подробно остановившись на потире XVII века и иконе святителя Николая, выполненной ярославскими мастерами. Рассказывает куратор выставки, главный научный сотрудник музея, ведущий научный сотрудник ГОСНИИР, доктор искусствоведения, художник-реставратор произведений из металла высшей категории Валерий Викторович Игошев.
12 ноября 2025 г.
«Благовест» (Ставрополь)Благовест (Ставрополь). 12 ноября 2025
12 ноября 2025 г.
«Благая часть» с протоиереем Евгением ПопиченкоБлагая часть. 12 ноября 2025
12 ноября 2025 г.
«Душевная вечеря» (Рязань)Душевная вечеря. Христос в искусстве. Александр Сергеевич Пушкин. Борис Годунов. Часть 2
12 ноября 2025 г.
«У книжной полки» (Екатеринбург)У книжной полки. Практические советы
12 ноября 2025 г.
О телеканале«Я поддерживаю „Союз“»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!