Хранители памяти. Храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках. Часть 6

31 декабря 2024 г.

Мы продолжаем знакомство с московским храмом преподобного Пимена Великого, не закрывавшимся в советские годы.

Храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, несколько раз перестраивавшийся, один из старейших в Москве. Его история начинается в середине XVII века.

Ирина Станиславовна Семененко, прихожанка храма преподобного Пимена Великого, один из авторов книги об истории храма и его окрестностей:

– Нашему храму 366–367 лет, если считать с 1658 года. Вообще датировки немножко разнятся, но считается, что 1658 год – это год строительства храма. В документах Ивана Забелина мы видим, что уже в 1667 году храму был вновь выдан антиминс. Это значит, что храм к тому времени уже существовал.

Конечно, есть более старые храмы. Например, неподалеку находится храм мученика Трифона в Напрудном, в Напрудной царской слободе, один из самых старых храмов. Но он долгое время был закрыт и затем восстановлен в том виде, в каком был построен. А наш храм существовал все время. Может быть, дата его постройки и более ранняя. Есть предположение, что раньше здесь был деревянный храм, а затем, как известно, воротники к деревянному храму пристроили придел во имя преподобного Пимена Великого, своего небесного покровителя. И то, что только два храма, посвященных преподобному Пимену Великому, были в Москве, тоже известно.

Еще один храм, в котором был придел, посвященный преподобному Пимену, находится, кажется, в Калужской губернии. Но храм сейчас есть, а придела уже нет.

Имя Пимен в переводе с греческого означает «пастух», и входящих в храм людей встречает образ доброго пастыря.

В советские годы храм преподобного Пимена оказался в числе немногих действующих московских церквей. В его стены приносили святыни из разоренных и разрушенных храмов.

Ирина Станиславовна Семененко:

Крест нашего храма осенял все окрестности вокруг. Ближайшие открытые храмы были только в Переславской слободе, около станции метро «Рижская». Других храмов здесь не было. То есть наш храм окормлял в течение долгих десятилетий огромную территорию, и люди ездили со всей Москвы. Сохранились свидетельства о том, что 9 сентября, когда был престольный праздник храма, в день Святой Троицы, в празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери, в двунадесятые праздники не то что в храме, даже во дворе было не протолкнуться. А ведь храм этот принимает 3–3,5 тысячи человек, именно так отражено в документах об освящении храма.

Интерьер храма уникален.

Протоиерей Алексий Круглик, настоятель храма преподобного Пимена Великого:

– Несколько раз сам наш храм и его росписи были отреставрированы. Особо большая реставрация, конечно же, была в 1940-х годах. После того как обновленцы ушли из нашего храма, интерьер его был в ужасном состоянии. Кровля текла, стены были все в красных подтеках от разрушающегося кирпича. Так что в 1948 году Святейший патриарх Алексий I сказал такие слова: «Люди, которые здесь служили, не краснели за свою жизнь и свои поступки. И вот за них это сделали церковные стены».

Роспись была восстановлена, слава Богу, сохранились эскизы. Потом несколько раз росписи поновлялись, особенно при моем предшественнике, приснопамятном епископе Аркадии (Афонине). И сейчас роспись храма находится в благолепном состоянии. Слава Богу, все сохранено. У нас 18 сюжетов из Евангельской истории и 120 изображений святых в полный рост. Это тот образец, который был взят с росписи Владимирского собора, но не является точным его повторением.

С сюжетами росписей на стенах перекликаются сюжеты полукруглых икон, вмонтированных в иконостас.

Протоиерей Алексий Круглик:

– Великолепный резной иконостас из итальянского белого мрамора, раннехристианская символика: пальмовые ветви, райские птицы, виноградная лоза, хризмы, кресты процветшие; и, конечно же, удивительная гармония сочетания византийского иконостаса с росписями Васнецова и Нестерова – все это создает неповторимую обстановку, колорит нашей русской жизни, в основе которой византийские корни.

Слава Богу, никакие прошедшие потрясения, обновленческое время до конца не разрушили интерьер нашего храма. Да, конечно, те паникадила, которые мы сейчас  видим, не исторические. Здесь находились настоящие серебряные паникадила, они свисали, как и положено, с середины куполов. К сожалению, во времена обновленцев они были утрачены. Но можно удивиться, что паникадила, которые мы сейчас видим, сделаны руками ветеранов, вернувшихся после Великой Отечественной войны в свой любимый храм.

Мы всегда говорим людям, приходящим к нам в храм, нашим гостям: «Угадайте, из чего сделаны эти паникадила». Редко кто угадывает. На самом деле это не металл, как может показаться. Наши паникадила – это бумага, проволока и гипс. То есть это папье-маше, раскрашенное под бронзу, гипсовые шишечки; и, соответственно, проведенное туда электричество.

До сих пор, с послевоенных лет, это творение рук ветеранов, благодарных Господу за спасение во время Великой Отечественной, существует в нашем храме и освещает наши своды.

Были утеряны во время обновленцев серебряные ризы. Но, слава Богу, основные иконы остались.

Вот икона Казанской Божией Матери, написанная на стекле, причем на его обратной стороне. Это удивительное явление в церковной истории. Она, к сожалению, была разбита; скорее всего, во времена обновленцев. Ее с большим трудом собрали. И до сих пор мы не можем найти мастера, который мог бы эту икону каким-то образом обновить или даже повторить: написать на обратной стороне стекла изображение Царицы Небесной. Эта икона принесена из закрытого, находящегося недалеко от нас Казанского храма. Причем принесена новомучеником, который служил в нашем храме, дьяконом Алексием Протопоповым.

В память о новомучениках, чья жизнь была связана с храмом преподобного Пимена, на территории церкви установлен крест.

Протоиерей Алексий Круглик:

– Очень интересна икона Божией Матери «Нечаянная Радость», которая находится слева от царских врат. Иконография ее знакома нам, но там отсутствует грешник, кающийся перед иконой Божией Матери. Поэтому эта икона стала называться Пименовской. Ее, скорее всего, написал один из наших настоятелей протоиерей Василий Скворцов. Он был художник, иконописец. И когда его спрашивали, где же кающийся грешник, он отвечал, что мы и являемся кающимися грешниками.

Долгое время у нас находилась Тихвинская икона Божией Матери из находящегося неподалеку, ранее закрытого Тихвинского храма. В 1993 году этот храм был открыт, и тогда священник нашего храма, который был назначен в Тихвинский храм настоятелем, крестным ходом эту святыню вернул в восстановленный храм.

Казанская икона Божией Матери написана на дереве, в нашем храме она особо почитаема, это образ древний, редкий. В нашем храме также находится икона святителя Николая, на ней святитель изображен со строгим лицом, что довольно редкое явление. Эта икона тоже считается чудотворной, пользуется большим почитанием у наших прихожан.

Мы завершили серию выпусков из храма преподобного Пимена Великого, но еще продолжим рассказ из музея, который создан при нем.

Автор программы кандидат исторических наук Елена Чач

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 14 февраля: 17:40
  • Суббота, 15 февраля: 06:15
  • Суббота, 15 февраля: 16:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X