Мы продолжаем рассказ из московского храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, что в Сущёве. Давняя прихожанка церкви преподобного Пимена, один из авторов книги об истории храма и его окрестностей Ирина Станиславовна Семененко рассказывает о том, какие места и здания окружали церковь, чем была примечательна эта территория, какие находящиеся сейчас в храме преподобного Пимена иконы связаны с историей окрестностей и с церквями, разрушенными в советское время.
– Мы продолжаем рассказ о московском храме преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках.
Ирина Станиславовна Семененко, прихожанка храма, один из авторов книги об истории храма и его окрестностей, член-корреспондент Российской академии наук:
– В окрестностях Сущева, как мы насчитали, когда делали изыскания для нашей книги, находилось около 60 приходских, домовых, больничных и иных храмов. Конечно, мы имеем в виду статистику разного времени, но если посчитать со времени существования нашего храма в Нововоротнической слободе до 20-х годов ХХ века, то общая численность – около шестидесяти. Из них было достаточно много приходских, только на нашей улице Сущёвской было два: Казанской иконы Божией Матери и Тихвинской иконы Божией Матери, восстановленный храм. Восстанавливал его отец Владимир Еремин, который перешел из нашего храма туда, и некоторые образа (в частности, храмовый образ Тихвинской иконы Божией Матери, который хранился в нашем храме) перешли туда.
Рядом был Скорбященский монастырь, последний монастырь старой Москвы, который был открыт в конце XIX века, но был очень знаменит. Сестры занимались духовным просвещением. Сначала там было епархиальное училище, а затем был открыт женский богословский институт. Вот такое удивительное место, о котором, может быть, не все знают. В 1916 году он был открыт, но уже в конце семнадцатого года он, к сожалению, был ликвидирован. Потом был закрыт и монастырь. Сестры некоторое время еще там подвизались в артели, как это бывало. Затем кладбище срыли, и на этом месте сейчас детский парк. Но остался собор. Собор восстанавливается потихоньку. Так что последний монастырь старой Москвы тоже находится на наших землях.
В начале XIX века, когда делу просвещения и образования, а также делам благотворительности стало уделяться все больше внимания, здесь были выстроены большие учебные заведения или переоборудованы дворцовые помещения под учебные заведения. Так у нас появился Екатерининский институт благородных девиц (такой же, как Смольный, его московский брат). А неподалеку чуть позже было открыто училище для девочек недворянского происхождения – Александровское училище. Попечителем училища был, как это ни удивительно покажется, сын Александра Сергеевича Пушкина –Александр Александрович Пушкин. Он сам был отцом 11 детей. И места наши связаны с именем Пушкиных, потому что бабушка Пушкина, бывшая и его крестной, жила здесь неподалеку. У них было большое имение, которое выходило сейчас примерно на Садовое кольцо. Имение после смерти деда Пушкина она продала и приехала тогда в место, которое связывают с именем Пушкина, потому что оно отражено в поэме «Евгений Онегин», – бабушка стала жить «у Харитонья в переулке». Но до этого она жила здесь, и почти 100 лет Пушкины были прихожанами соседнего храма в Троицкой слободе, который находился при подворье Троице-Сергиевой лавры. Еще одно знаменитое место неподалеку.
Кроме того, здесь находилась Мариинская больница для бедных. Сейчас это Туберкулезный институт. Там родился Федор Михайлович Достоевский. И до 16 лет петербургский писатель жил здесь, в Москве. Мать его умерла, когда ему было 16 лет, и была похоронена на Лазаревском кладбище. Сейчас восстановлен памятник на ее могиле. Это рядом с храмом в честь сошествия Святого Духа.
Мы видим, что наши окрестности богаты церковными традициями, традициями духовной жизни, но также традициями просветительства, благотворительности, милосердия и попечения о бедных. Мариинская больница, как и многие другие учреждения, была в ведомстве императрицы Марии Федоровны. Это было большое ведомство, которое занималось организацией благотворительности по всей России за счет средств императорского двора. Кстати, наш храм связан и с императорской фамилией, потому что он был перестроен впервые в 1882 году, и тогда в него были вложены хоругви, которые очень знаменательны: на них изображены святые покровители царской семьи, а хоругви посвящены интронизации императора Александра III, о чем сохранились и надписи на них. Кроме того, и сами хоругви связаны с нашими окрестностями: сделал их мастер Антипа Кузьмичев, мастерская которого находилась на Пименовской улице, как мы недавно узнали. И, конечно, они были вкладными, потому что на одной из хоругвей рядом с Пименом Великим изображен мученик Антипа, епископ Пергамский, и это, конечно, святой покровитель Кузьмичева. Так что окрестности нашей некогда дальней и бедной окраины богаты такими удивительными традициями.
Наш храм был собирателем святынь из закрывавшихся церквей. Здесь мы видим Казанскую икону Божией Матери, за столпом находится икона Иоанна Воина с частицей мощей, а пришла она к нам из храма Иоанна Воина, что на Убогих домах, рядом с Екатерининским институтом (теперь – Центральным домом Российской армии имени М. В. Фрунзе), где была церковь с так называемым убогим домом. Это было место, куда собирали тела мертвых со всей Москвы, чтобы родственники могли их признать. Это люди, умершие без покаяния, на улице или как-то еще, и если их не забирали, то на Семик большим крестным ходом их относили на Лазаревское кладбище, которое находилось неподалеку. Там их хоронили, и эта традиция существовала до времен Елизаветы Петровны, когда убогие дома стали закрываться. При Екатерине II был открыт Екатерининский институт; и убогий дом был закрыт, было приказано хоронить сразу на кладбище. Но храм Иоанна Воина остался и являлся одной из самых посещаемых церквей Москвы. Он был полностью взорван, и на его месте была построена гостиница Центрального дома Советской Армии. Есть табличка с напоминанием, что здесь стоял не только храм, но и древний монастырь, который исчез уже в XVII веке. И единственное, что у нас осталось, – это храмовая икона Иоанна Воина.
У нас пребывает икона Василия Великого, которая пришла к нам из церкви Василия Кесарийского на Тверской. И есть еще множество святынь из окрестных храмов, которые хранятся у нас до сих пор.
– Дорогие телезрители! Мы еще продолжим рассказ о храме преподобного Пимена Великого. Всего вам доброго! До новых встреч!
Ведущая Елена Чач, кандидат исторических наук
У книжной полки. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово утешения находящемуся в скорбях
Благая часть. 15 февраля 2025
Лаврские встречи. Священник Сергий Учанейшвили. Часть 2
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 14 февраля 2025
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 14 февраля 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!