Хранители памяти. Экспозиция Ризницы Троице-Сергиевой лавры. Часть 7

16 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Продолжая рассказ из Ризницы Троице-Сергиевой лавры, мы обратимся к иконам, написанным на крышке гроба преподобного Сергия, и к знаменитой плащанице, вышитой в мастерской княгини Евфросинии Старицкой. Рассказывает заведующая отделом "Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XIV-XVII вв." Сергиево-Посадского музея-заповедника Галина Павловна Черкашина. 

– Мы продолжаем рассказ из филиала Сергиево-Посадского музея-заповедника «Ризница Троице-Сергиевой лавры».

Галина Павловна Черкашина, заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XIVXVII вв.» Сергиево-Посадского музея-заповедника:

– Еще в середине XVI века Иван Грозный озадачился обустройством новой раки преподобного Сергия. Но как-то это все затянулось, и закончена новая рака была уже после смерти Ивана Грозного, в 1585 году. И вкладчиком этой новой раки уже считается сын Ивана Грозного Феодор Иоаннович.

От этой раки у нас сохранилась вот эта крышка. Сама икона – поздняя, XIX века, то есть икона того времени не дошла до наших дней, но сохранился драгоценный золотой оклад, который также изготовлен в мастерских Московского Кремля – по-моему, тридцать серебряников, златокузнецов принимали участие в создании этого оклада. И из летописи известны даже имена тех, кому Феодор Иоаннович выдал, скажем так, премию – пожаловал определенную сумму денег за качественную работу.

Это время расцвета русской чеканки, это очень хорошая работа с точки зрения чеканного мастерства. Кстати, здесь тоже есть камейки, если не ошибаюсь, XII века, то есть они тоже ранние. Опять же мы говорим о том, что камеи ценились на протяжении столетий. Все-таки люди понимали, что это редкость. И хотя они, может быть, не совсем соответствовали месту, их, как редкости, включали в самые разные произведения церковного характера.

История, может быть, достаточно любопытная, известная. Рака – это ведь предмет, который соприкасается с мощами святого. Как известно, предметы, которые соприкасаются со святыми, тоже могут обладать некой чудотворной силой. Например, покров возлагают на мощи святого, а затем уже используют как реликвию, посылают больным. Такие случаи известны по источникам.

И вот когда в 1585 году мощи преподобного Сергия переложили в новую раку, сделанную по заказу Федора Иоанновича, то крышку от старого гроба использовали для написания икон, поскольку предполагалось, что икона, написанная на доске от гробницы святого преподобного, тоже обладает святостью.

Иконы, написанные на крышке от раки, в которой были обретены мощи преподобного Сергия, также находятся здесь. Это «Сергий с житием» (как раз Евстафий Головкин написал на доске от крышки) и складень с изображением явления Богоматери преподобному Сергию.

Мы говорим об этой иконе как о реликвии русской армии, о палладиуме русской армии, поскольку с XVII века вплоть до 1914 года эту икону брали практически во все военные кампании, а после окончания кампаний возвращали обратно. То есть икону провозили перед солдатами, можно было к ней приложиться. Естественно, совершался молебен. И присутствие иконы на передовой должно было воодушевлять людей на битву, придавать им моральные силы.

Точно известно, что эти две иконы написаны на крышке от раки, в которой были обретены мощи преподобного Сергия Радонежского. Надо сказать, что вот эту крышку уже в 30-е годы XIX века тоже сняли и тоже использовали для написания иконы, почему и не сохранилась старая икона. Но тут уже есть документы в архивах, XIX век – это все же не так давно. Была написана икона, которой благословляли каких-то знатных паломников. Это древняя традиция.

Кстати, например, икона «Сергий с житием» написана с молением о чадородии Ирины Федоровны Годуновой. То есть проблема та же, что и у Соломонии Сабуровой – у Федора Иоанновича и Ирины Годуновой родилась дочь Феодосия, которая умерла в раннем возрасте, а больше, как известно, детей у них не было.

Говоря о шитье, мы в этом зале больше всего уделяем внимание плащанице, изготовленной в мастерской княгини Евфросинии Старицкой, тетки Ивана Грозного. Они были ближайшими родственниками, и сын Евфросинии Старицкой был двоюродным братом Ивана Грозного, то есть Рюриковичем, мог претендовать на российский престол, а Евфросиния Старицкая отличалась очень суровым характером – я так понимаю, что Иван Грозный даже ее побаивался. Поэтому, дабы исключить родственников из списков претендентов на престол, Иван Грозный весь род Старицких уничтожил.

И вот эта плащаница вложена в 1561 году, возможно, в предчувствии судьбы всего рода –здесь и надпись с молением именно о роде Старицких. Мастерская Евфросинии Старицкой по лицевому шитью была крупнейшей и вообще занимает важное место в истории лицевого шитья. Очень многое потом стало образцовым – это повторяли, на это ориентировались.

Работы мастерской Старицкой отличаются удивительной сложностью. По-моему, именно так не повторял никто и никогда. Надо сказать, что до сих пор пытаются повторить, и не получается. То есть даже современные вышивальщицы говорят, что это безумно сложно – сделать то, что сделали в середине XVI века.

Во-первых, плащаница огромного размера. Во-вторых, количество работниц в мастерской должно было быть огромным, потому что в 1561 году в этой мастерской создаются две очень похожие плащаницы; еще Смоленская плащаница, которая раньше была в Москве, в Успенском соборе, а сейчас находится в Смоленске. То есть одновременно создавались две гигантские шитые вещи. Это или очень длительная работа, или очень большое количество мастериц, причем высококлассных, потому что шитье каждой части практически совершенно.

Здесь использовано более 40 видов шитья. Уникально и шелковое шитье – им вышиты лицевые части, руки, ноги. Шито в три тона – большая редкость. Использована подложка телесного шелка, чтобы не просвечивали синий и красный шелка. Вот, например, на голубой плащанице мы видим – утрачен шелк в личном шитье, появилась голубизна, то есть вещь странно немного выглядит.

Здесь очень умно делали. Возможно, где-то подсмотрели; возможно, участвовали европейские мастера. Хотя это лежит на поверхности: почему не подложить под шитье телесным шелком другую ткань такого же цвета? Есть утрата, но ее не видно – проблем никаких. Но до мастерской Старицкой про это никто не додумался.

А что касается более 40 видов шитья, здесь речь идет, конечно, о шитье золотными металлическими нитями, о шитье вприкреп, когда шили не на проем, не протягивали ниточку через ткань, а накладывали, и уже шелковые прикрепы точечными швами присоединяли металлическую ниточку к основе, создавая самые разные узоры.

Здесь есть и классические геометрические узоры «ягодка», «черенок», которые ранее существовали и позже будут существовать. В принципе, все эти простые геометрические узоры восходят к ткачеству, повторяют ткацкие приемы – вот эти переплетения нитей. И вообще считается, что шитье развивается там, где не развито ткачество, то есть где низкая техническая оснащенность. Почему Европа достаточно рано ушла от шитья – перешли на ткачество. У нас все это очень долго продержалось. Плюс мы, вероятно, более усидчивые, кропотливые и вообще любим заниматься творчеством.

Плюс здесь есть узоры, которые можно назвать фантазийными, те, что существуют в одном экземпляре. Если «городок», «черенок», «ягодку», «клопчик» везде повторяют (они самые простые, и, наверно, все вышивальщицы владели приемами такого шитья), то здесь есть узоры, швы, которыми надо было повторить тканую материю: восточные аксамиты, бархат, парчу. И здесь вышито все: каждый фрагмент, каждый миллиметр – это вышивка, то есть это все сделано мельчайшими швами, очень плотное шитье.

Я уже говорила о том, что в 1561 году были вышиты две одинаковые пелены – плащаница Смоленская и плащаница Троицкая. Троицкая отличается от Смоленской наличием изображения преподобного Сергия Радонежского – для Троице-Сергиева монастыря создавалась, естественно, с молением преподобному Сергию. И вот небольшая фигурка святого рядом с архангелом здесь представлена.

– Дорогие телезрители! Мы еще вернемся в «Ризницу» и посетим другие ее залы. А сегодня время нашего эфира подошло к концу.

Ведущая  Елена Чач

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 16:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 16:10
  • Понедельник, 22 апреля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать