Хлеб жизни. О вере. Епископ Ейский и Тимашевский Павел отвечает на вопросы

5 сентября 2022 г.

– Вера, надежда и любовь. Эти слова известны каждому, но их настоящий, духовный, христианский смысл доступен далеко не каждому, а только человеку, который всей своей жизнью стремится к практическому исполнению этих добродетелей.

Мы постараемся сегодня разобраться, как практически осуществлять эти добродетели. И поговорим сегодня о первой из них – о вере.

Без веры невозможны наши отношения с Богом. По словам апостола Павла, надобно, чтобы приходящий к Богу веровал. Но люди часто склонны создавать себе некий удобный образ Бога и верить в него. Это называется верой в душе. Спасительна ли такая вера? И как правильно верить?

Епископ Ейский и Тимашевский Павел:

– Само понятие «вера» неоднозначно. Веру можно рассматривать как наше чувство и как  набор установлений (например, православная вера – это не наше субъективное чувство, а объективное понятие). Здесь нужно разграничение. Апостол Павел говорит, что без веры угодить Богу невозможно.

Логика тоже говорит нам об этом. Если человек совершенно не верит в Бога, в Его бытие и свойства, в то, что у Бога есть взаимоотношения с человеком (Он наказует за злые дела и дарует благодать и жизнь вечную за добрые), то невозможно и начинать христианскую жизнь. Как если земледелец не будет веровать в то, что получит урожай, он даже засеивать и обрабатывать поле не будет. Ученый, если не верит в возможный результат, то и заниматься этим делом не будет. Поэтому, конечно, чувство веры – это фундамент спасения.

Вы говорите о том, что должна быть не просто выдуманная вера, а вера как отражение объективной реальности, то есть когда человек верит именно так, как есть на самом деле, как есть на небе. Эта вера может быть только откровенна. Только Бог может открыть все о Себе Самом, о Царствии Небесном и о самом человеке. Православная вера богооткровенна. Мы правильно славим Бога. То есть мы должны свою субъективную веру согласовывать с тем, что объективно.

– Насколько важно рассуждение в вере? Господь Иисус Христос не требовал от нас слепой и безотчетной веры. Напротив, Он постоянно подтверждал спасительность и истинность учения всей Своей святой жизнью, чудесами, исполнением пророчеств Ветхого Завета и даже свидетельством Самого Бога Отца. Должны ли мы испытывать на верность даже какие-то суждения православных источников или тех источников, которые представляются как православные?

– Не знаю, откуда взялось словосочетание «слепая вера». В Священном Писании его нет, в нашем учении тоже. Видимо, оно взялось со стороны критиков веры, которые думают, что мы слепо верим в то, что нам говорят. Но, напротив, православная вера разумная и зрячая. Если мы видим, что все логично, – можно это принимать. Если не логично, а сверхлогично – тоже надо принимать, потому что нелогично, когда Сам Бог подчиняется нашей логике. В самой вере должно быть что-то сверхприродное, сверхлогичное. Здесь уже надо смиренно принимать то, что нам преподается.

Конечно, веру нужно изучать. Есть очень объемная книга – «Догматическое богословие» митрополита Макария Булгакова, к ней есть учебник – «Введение в догматическое богословие». Цель изучения этого большого труда – понимание, что Бога познать невозможно. Представляете, все изучаешь-изучаешь, чтобы однозначно понять: Бог познается на опыте. Бог познается чистыми сердцем людьми. Книжное учение должно нам дать понять, что только через книги Бога понять невозможно. Но это тоже надо усвоить. Чтобы эту мысль приобрести, надо действительно многое изучить.

– А если у человека есть стремление к вере, но нет каких-то знаний, с чего тогда начинать? С таких серьезных, больших трудов или с чего-то попроще?

– Можно и побеседовать с верующими людьми. Я слышал, как один из священников говорил, что истинную веру можно приобрести только тогда, когда встретишься с человеком, в глазах которого увидишь сияние вечности (с подвижниками благочестия, с людьми искренне верующими). Если художник хочет научиться искусству, конечно, он пойдет к мастеру. Так и ученые люди стараются перенимать опыт. Человек, который желает приобрести веру, понимая, что это необходимо, должен найти сообщество верующих людей.

Какие книги почитать?.. Можно сразу взять Евангелие. Был случай, когда я дал почитать Евангелие неверующему взрослому мужчине. Через какое-то время я захожу – он со слезами мне говорит: «Смотри, как за меня Бог пострадал!» Коснулась его благодать Божия во время чтения Евангелия. Можно читать книги, где говорится о вере, о людях, которые совершали подвиг веры, те же жития святых – то есть всю благочестивую литературу. Также нужно советоваться с духовником, что в данный момент духовного развития стоит прочесть.

– Православная Церковь каждый день празднует память нескольких святых. Среди них очень много мучеников – людей, которые пострадали за веру. Страх смерти  естественный для человека, но люди оставляют все, что имеют, даже собственную жизнь ради веры Христовой. Откуда проистекает такая твердость в вере?

– Такая вера – это Божий дар. Она неразрывно связана с благочестивой жизнью, со святыми помыслами, с непрестанной молитвой. Если почитать жития мучеников, видно, что их не против воли мучили, а они сами шли на мучения. Когда они сидели в темницах, то с нетерпением ждали, когда зайдет глашатай и вызовет их на истязание. Конечно, они просили молитв у своих духовных друзей, но тем не менее шли с радостью, чтобы исповедать свою веру. Такой дар истекает из очень святой жизни. Поэтому, чтобы быть всегда готовым к исповеданию веры, нужно жить свято.

– Христианин, который старается вести духовную жизнь, неизбежно сталкивается с ее волнообразным течением: то он на духовном подъеме, то нет сил даже на простую коротенькую молитву. Чем укрепляется вера и от чего она оскудевает?

– Как я сказал, вера укрепляется благочестивой жизнью, по крайней мере, понуждением себя к такой жизни. Действительно, у нас не всегда получается жить так, как нужно, но следует себя понуждать. А теряется вера из-за нечестия: когда человек нарушает заповеди, он может потерять веру.

Об этом тоже говорится в Священном Писании. Апостол Павел пишет, что когда люди стали себя беззаконно вести, Бог отнял у них разум и веру, и они стали творить непотребства. Поэтому веру свою действительно необходимо укреплять участием в богослужениях, в церковных таинствах, в общении с духовными людьми, в благочестивых занятиях, молитве и благочестивом чтении. А если человек, у которого есть вера, будет жить расслабленно, то, конечно, вера может оскудеть.

В житиях святых написано про одного мученика, у которого был друг – христианин. Они вместе подвизались, у них была взаимная любовь, они очень сильно любили Бога, желали пострадать за Него. Потом диавол позавидовал такой дружбе, и случилось так, что они очень сильно поругались. Одного из них позже пленили за христианскую веру, долго мучили, истязали, и он все терпел.

Когда второй узнал об этом, подумал, что надо пойти к нему скорее примириться и попросить его молитв. И вот этого мученика уже ведут на эшафот, друг к нему подходит и говорит: «Прости меня, брат, исповедник Христов, что я согрешил против тебя. Давай примиримся». А тот ответил: «Ни в этой жизни, ни в будущей не прощу тебя». И Господь отнял от него благодать. Он испуганно спросил у сопровождающих его воинов, куда они его ведут. Те сказали, что на казнь. И он отрекся от Христа, не желая, чтобы его убивали.

Тогда его друг говорит: «Ты что отказываешься от Христа?! Ты же погибнешь!» Когда тот отказался, его друг сказал: «Меня возьмите. Я – христианин!» И пострадал за Христа. Здесь мы видим, что и сама вера, и благодать, укрепляющая мучеников, есть дар Божий. Когда человек пренебрегает этим даром, дар может быть отнят. Тогда человек становится неверующим и погибает.

– А в Вашей пастырской практике были случаи, когда человек терял веру?

– Был случай, когда кто-то из христианской общины нарушил таинство Брака. И, конечно, было заметно, как он духовно деградирует, у него уже другие ценности появлялись. Он бросает законную супругу, завязывает отношения с кем-то другим. И не видит уже смысла соблюдать все остальное. Он теряет веру.

– Владыка, вера без дел мертва. Какие они – дела веры?             

– Дела веры – это тщательное исполнение евангельских Божиих заповедей в своей жизни. Господь говорит, что и бесы веруют, и трепещут. Конечно, они уверены в бытии Бога гораздо больше, чем мы. Для них это очевидность. Но они ничего не предпринимают в связи с такой верой. А мы должны свою веру подкреплять делами. Если нет такой благочестивой жизни, то вера не спасает человека.

Представьте себе, когда у человека есть карта, а он не двигается по маршруту. Он вроде знает, куда идти, но сидит дома и ничего не делает. Никогда он не попадет в назначенное место. Тогда и вера в осуждение будет. Потому что не всем дается дар веры, а кому он дан, нужно уже жить по этой вере и исполнять заповеди.

Ведущая Ирина Данило

Записала Анна Купцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать