Хлеб жизни. Как выбрать приход и духовника. Епископ Ейский и Тимашевский Павел отвечает на вопросы

27 июня 2022 г.

– Мы беседуем с епископом Ейским и Тимашевским Павлом. Владыка, сегодня у нас такая тема: «Как выбрать духовника и приход?» Многие православные люди считают себя православными по умолчанию только потому, что крещены в Православной Церкви. Но приходит время, у каждого в свой час (тем более сейчас и в стране непростое положение), и многие люди задумываются о духовном содержании своей жизни. В связи с этим они хотят больше узнать о православной вере. Но, как ни странно, хотя все храмы открыты, священники доступны, часто человек не знает, как ему приступить к этому делу. Он буквально боится и прихода, и священника и чувствует себя неким чужеродным элементом. С чего начать такому человеку?

– Надо войти в тот храм, который поближе, куда Господь привел. Там помолиться, подойти к священнику. Если сразу священник проявил внимание, заботу о твоей душе, можно оставаться. Бывает так, что не получается быть в этом храме и с этим священником. Тогда, как говорят святые отцы, духовника нужно искать. Не грех общаться с несколькими священниками, выбрать из них того человека, которого заботит спасение вашей души. Потому что пастыри сейчас с разным духовным опытом, даже по возрасту они бывают разные, и усердие у них разное. Один пастырь занят иными послушаниями, а другой действительно проникается твоей жизнью. И такого надо найти.

В то же время, говорят, нельзя искать пастыря, который слишком расслабляет вашу жизнь, все вам прощает и не дает никаких духовных поручений. А некоторые священники могут быть совсем жесткими, такие тоже не подходят. Надо подобрать себе духовного отца, который сам старается идти за Христом и может духовно руководить. Может быть, не везде и не всегда это легко сделать, но нужно молиться Господу, чтобы Он даровал духовного отца. И Господь исполнит молитву просящего.

– Бывает так, что в большом городе это сделать достаточно просто: есть выбор приходов, священников. Все люди разные, и действительно можно с кем-то найти душевное единение. А когда храм один, в какой-то сельской местности, что делать в таком случае?

– Конечно, в этом случае удобно ходить в свой храм к своему священнику. Если все устраивает, оставаться там и подготавливаться к таинствам Исповеди и Причастия, участвовать в богослужебной жизни прихода. Но если там еще недостаточно опытный пастырь, то не грех найти духовника где-то отдаленно. Сейчас есть средства связи, можно удаленно спросить совета, а для участия в богослужении ходить в свой приход.

– Нормально ли выбирать приход по священнику? Некоторые говорят: «Я пришел, мне здесь не понравилось, сюда ходить больше не буду». Вообще, как правило, когда человек только начинает ходить в храм, он очень благоговейный. Господь дает ему благодать, он чувствует святость, что все в храме и на богослужении свято. Кроме прихожан. И когда он видит поведение, которое, на его взгляд, не соответствует православному христианину, это нередко приводит душу в сильное колебание. Как правильно относиться к прихожанам, которые, например, не соответствуют нашим представлениям?

Нужно, чтобы и вновь приходящие, и молящиеся в храме понимали, что приход – это больница. У каждого есть разные немощи. В то же время проявлять понимание, милосердие к немощным людям – это заповедь. Поэтому надо изначально понимать, что такие люди будут встречаться. Более того, таких людей Господь будет и посылать нам, чтобы мы проявляли о них заботу. Ведь очень легко относиться к благочестивым и ровным людям хорошо, а вот потерпеть в чем-то немощных людей – это уже сложнее. Но, собственно, это и требуется. Здесь и проявляется наша вера, благочестие. Поэтому удивляться не надо, что всякое может встретиться на приходе.

– Это, кстати, самая распространенная причина, которую люди называют в ответ на вопрос, почему они не ходят в церковь. Потому что там какая-то бабушка была грубая или какой-то священник был не такой.

– Даже можно сказать так: «Я не хожу в эту больницу, потому что там один хромой, другой с больной рукой, у третьего зубы болят». Но ведь все больные пришли лечиться.

– А все-таки кто такой духовник? Всякого ли батюшку можно считать духовником? Есть как минимум две крайности. Одна – это когда человек хочет, чтобы духовник решал за него абсолютно все жизненные задачи вплоть до мелких бытовых. А есть другая крайность, когда человек, особенно новоначальный, прошедший двухнедельные катехизаторские курсы, уже считает, что он разбирается лучше священника в православной вере и, наоборот, не хочет поступать так, как говорит священник, а полагается на самого себя. Как найти середину?

– Духовник – это священнослужитель, который имеет определенный опыт. В Греции даже не все священники могут быть духовниками. Одному от архиерея выдается грамота, что он может быть духовником, а другому – что он может проповедовать (проповедниками там тоже не все могут быть, это зависит от таланта и опыта). Духовником должен быть человек уже с духовным опытом. Возлагать на него все свои проблемы, конечно, не стоит, а нужно спрашивать духовного совета, как поступить. Возможно, сначала будет много вопросов. Но из постоянных ответов духовника человек уже будет научаться, появится определенное духовное чутье, опыт. И тогда будет меньше вопросов на эти темы, будут более глубокие вопросы.

Духовник, как правило, дает какое-то поручение, задание, которое нужно сделать. Допустим, если человек пришел первый раз, конечно, духовник может сказать, что нужно прочитать Евангелие. Когда человек прочитал Евангелие, нужно попросить пересказать, как он его понял. Дальше попросить прочесть, например, что-то из трудов святителя Феофана Затворника и проверить, как человек понял прочитанное. Вот такое духовное руководство и ведет духовник над своим духовным чадом.

– То есть, по сути, он не решает мои жизненные задачи и проблемы, а научает меня справляться с ними самому и идти путем православной веры?

– Разумеется, духовник, как и прочие люди, может поучаствовать в решении твоих вопросов и проблем. Когда к пастырю пришло чадо и говорит: «Нечего кушать», то, конечно, тут нужно поучаствовать. Но отказываться от ответственности за свои действия и возлагать все на духовника – это неправильно. Человек сам должен быть деятельным, должен делать то, что в его силах, взяв благословение.

Более того, я думаю, если есть у нас духовник, мы должны и ему помочь в решении каких-то вопросов, чтобы он, оказывая нам духовную помощь, мог освободиться от некоей суеты. Когда я еду к духовнику, я знаю, в чем у него есть необходимость, приобретаю это и дарю ему, помогаю решить какие-то его вопросы через знакомых, чтобы он не отягощался сильно земными заботами.

– Еще такой вопрос часто интересует людей: у архиереев и патриарха есть духовник?

– Обязательно есть. У Святейшего патриарха Алексия, как мы знаем, духовником был архимандрит Кирилл (Павлов), у Святейшего Патриарха Кирилла духовник – архимандрит Илий (Ноздрин). У каждого архиерея тоже есть свой духовник, которому он исповедуется, спрашивает совета, как поступить. Он должен подавать пример священникам. У пастырей-священников должны быть свои духовники. А когда человек, пусть даже архиерей или священник, считает, что он самый духовный, вокруг нет никого умнее его, – это тоже неправильно и нехорошо.

– Как избежать такой проблемы, как субкультурность в Церкви? Как стать именно воцерковленным человеком, а не членом церковного общества, перенявшего внешние правила? Ведь внешних людей эти правила больше пугают. Свою чужеродность они чувствуют как раз потому, что не придерживаются каких-то чисто внешних правил.

– Те правила, которые установлены в Церкви, церковные обряды создавались людьми духовными, которым открыты духовные предметы и явления. Поэтому не надо чураться их, надо стараться их соблюдать. Но все-таки надо жить и духовно. Мы состоим из тела и души, поэтому и телесное, и духовное должны сочетаться. В этом плане должна быть гармония. Конечно, очень хорошо, когда на приходе складывается именно община, когда это духовная семья, где друг другу во всем помогают. И тогда человек, приходящий извне, говорит: «Здесь есть Бог, я вижу эту любовь».

В то же время, если человек все время ищет, чтобы к нему с любовью относились, – это неправильно. Потому что заповеди искать любви от других не существует. Надо самому любить других людей, искать тех, которым нужно помогать.

– А сам человек как может послужить тому или иному приходу?

– Это спрашивается у настоятеля. Всегда есть необходимость или храму помочь, или стареньким прихожанам, или другим подопечным. Социальная нагрузка должна быть у каждого христианина.

– Значит, если человек хочет стать воцерковленным, прежде всего ему нужно обратиться в какой-то приход и поговорить именно со священником этого прихода.

– Да, конечно. Но при этом можно договориться со священником о выделении какого-то определенного времени, чтобы он мог уделить вам внимание.

– И такое время будет уделено?

– Конечно.

– Большое спасибо Вам за уделенное время, за Ваши ответы на наши вопросы.

Ведущая Ирина Данило

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    СЛУЖЕНИЕ ЛЮБВИ: Центр защиты семьи «Колыбель» в Екатеринбурге. Александра Цурилло

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ: о святом Цесаревиче Алексие и регате его имени.

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    ХРОНИКА ПЕТРОГРАДСКОЙ ГОЛГОФЫ. Выпуск 12.

  • 15 августа 2022 г. Успенский пост

    Успенский пост. Наставление. Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон

  • 15 августа 2022 г. Успенский пост

    Успенский пост. Наставление. Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий

Вопросы и ответы

X
​​