В студии епископ Владивостокский и Приморский Павел, глава Приморской митрополии, временно управляющий Ейской епархией.
– Владыка, у нас сегодня есть несколько вопросов. Я надеюсь, Вы дадите на них ответы. Вот один из них: «В православии большое значение имеет смирение, но не способствует ли это безразличию и нежеланию брать на себя ответственность?»
– Действительно, в православии большое значение имеет смирение, поскольку это Божественное качество. Как Христос сказал, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Смирение в своем составе имеет корень «мир», то есть смирение – это мир. Оно является качеством, противоположным гордости. Смиренный человек считает себя ниже всех, а свои подвиги, добродетели и хорошие качества приписывает не себе, но Богу. Напротив, что такое гордыня? Такой человек считает себя выше всех, гордится своими делами и качествами, а других уничижает. Гордость никого не любит. Она противится Богу, и Бог гордым противится. Смотрите, какая большая разница. Гордость и смирение – противоположности. Господь заповедовал, чтобы Его последователи были смиренными людьми. Мы знаем, что апостолы были такими. Из их писаний видим, какое большое смирение было у них. Но при этом мы не можем сказать, что апостолы были недеятельными людьми. Среди всех своих современников они были самыми деятельными и мужественными, потому как понимали, что за проповедь Христа им предстоит пострадать, претерпеть страшную казнь. Апостолы были самыми любвеобильными, молились за людей, во всем помогали им и совершали чудеса ради них. Ученики апостолов и все истинные последователи Христа были людьми смиренными.
Перейдем к более близким к нам по времени смиренным людям. Самые великие и мужественные воины Александр Невский, Димитрий Донской – люди святые и смиренные. Правильно понятые мужество и смирение – это одно и то же. Во времена Иоанна Грозного кто мог обличить царя? Не бояре, не какие-то приближенные, а Василий Блаженный. Однажды был Великий пост, святой взял мясо и говорит: «На, Ваня, ешь!» Царь: «Вася, я мясо в пост не ем». Василий Блаженный говорит: «Мясо не ешь, а кровь христианскую пьешь». И тогда царь ему ничего не сделал, смирился. Кто еще мог так сказать Иоанну Грозному? Никто. Поэтому мы видим, что самые смиренные люди – самые мужественные. Наши великие полководцы Федор Ушаков и Александр Васильевич Суворов во многом проявляли смирение. Также преподобный Сергий Радонежский, иноки Ослябя и Пересвет. У нас было много отважных воинов, но против Челубея смог выйти только Пересвет. Самый смиренный из войска и самый мужественный.
Поэтому смирение надо понимать правильно. Но как же нам искать и применять его и что такое смирение в нашей жизни? Некоторые понимают это так: «Ничего делать не буду, я смиренный человек, как Божья воля, так пусть все и будет». Но есть русские народные пословицы. «Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи». «На Бога надейся, а сам не плошай».
– Береженого Бог бережет.
– Старец Паисий говорил: «Допустим, ты лег на свой одр ночевать, уже расслабился, засыпаешь под теплым одеялом, а потом вспоминаешь, что забыл закрыть дверь на крючок. Перекрестился, говоришь, мол, Господи, сохрани меня в эту ночь. Но Бог не будет тебя сохранять; наоборот, попустит тебе искушение, потому что ты просишь не от великого доверия Богу, а от великой своей лени. Встань, закройся, но не надейся на крючок, а все равно помолись Богу». Вот правильное отношение: самому проявлять максимальную активность, но надеяться на Бога. Наш край хлебородный, люди с утра до вечера трудятся. Но даже когда человек сделает все от него зависящее, не факт, что будет урожай. Надо молиться, чтобы Господь дал вовремя дождик, чтобы не было засухи или не залило поля. Это правильное устроение, и слава Богу, что на Руси народ в большинстве своем обладал им. Люди и трудились очень мощно, и надеялись на Бога. Это проявляется также в жизни монастырей. В предреволюционное время они достигали высшего процветания, даже в техническом плане были хорошо оснащены. Тем не менее монахи всегда призывали Бога в помощь. На тоже нужно максимально трудиться, но и молиться Богу, чтобы Господь дал успех нашему делу.
– Спасибо, владыка. Время от времени приходится слышать о масштабных, многокилометровых и многодневных крестных ходах. В чем их польза?
– Действительно, у нас совершаются крестные ходы с какой-либо святыней, чаще всего с иконой Божией Матери, Николая Чудотворца, иконами других святых. Они бывают очень разные по продолжительности и расстоянию. В чем их смысл? Наша проблема, собственно, не в Боге. Он всегда открыт, готов нам помочь и дать все, что необходимо для спасения и для этой жизни. Проблема в нас, мы не всегда готовы использовать это во спасение. Бывает, просим не на пользу, а когда получаем, можем возгордиться и навредить себе. Крестный ход – это труд для человека. Во-первых, надо добраться до места начала крестного хода, очень хорошо приготовиться, затем идти, порой и по нескольку суток. Таков, например, знаменитый Великорецкий крестный ход, о нем есть хороший фильм, можно посмотреть. Человек совершает эти труды, идет в молитве. Во время крестного хода он, как правило, старается отрешиться от всего мирского, выключает телефон. Все это время он молится, как во время самого шествия, так и потом, на всенощном бдении и литургии, исповедуется и причащается. Кроме того, идет не один человек, а тысячи. Молитва одного вливается в общий поток молитв верных людей и тем самым усиливается.
Если посмотреть фильм о Великорецком крестном ходе, можно найти наблюдение одного человека. Он рассказывает о себе и вспоминает крестный ход: «Очень жали взятые наспех сапоги, натерли мозоли, три дня шел дождь, и невозможно было нигде высушиться. Я так сильно устал, что из последних сил стал обращаться к Николаю Чудотворцу, буквально так, будто он идет рядом. Жаловался, плакал и просил помочь мне. Не помню, в какой именно момент, но почувствовал, что мне стало легко. Я получил помощь от Николая Чудотворца».
Во время Великорецкого крестного хода совершаются исцеления. Интересно и нелогично, что люди даже идут на этот крестный ход, чтобы получить исцеление от болезни ног. Некоторые несут младенцев. Набирается по 10–12 тысяч человек. Даже катят коляски с инвалидами, хотя идут не по шоссе, а по проселочным дорогам, часто через буреломы.
Во время крестного хода душа человека становится ближе к Богу. Молитва из душевной, интеллектуальной превращается в духовную, очень смиренную. Человек полностью тратит свои силы, говорит: «Господи, теперь Ты помоги, я истратил все свои силы». И получает Божию помощь. Поэтому в крестных ходах важно участвовать. Нужно молиться, чтобы Господь подарил то, что нам полезно для спасения души. Одно из ценных свойств крестного хода – он является показателем нашей веры. Помню, когда мы ходили крестными ходами, люди выходили из домов. Может, кто-то не присоединялся, но они хотя бы выстраивались всем семейством, крестились и тоже участвовали в молитве. В будущем они, может быть, и присоединятся к такому шествию. Вот одно из положительных свойств крестного хода.
– Владыка, еще один вопрос. Правда ли, что нельзя носить нательный крест умершего или любого другого человека?
– Крестики, как правило, освящаются священником и носятся христианами. Бывает так, что, допустим, умерла любимая бабушка. У всех людей есть крестики, и надевать второй незачем. Важно, в каком состоянии сам крестик. Если бабушка долго носила его, то он уже будет в обветшалом виде, не каждый захочет его надевать. Однако греха в этом нет, вполне можно носить крестик другого человека. Если мы просто нашли крест и неизвестно, чей он, освящен или нет, то можно просто отнести его в храм, освятить и носить. Вместе с крестиком не передаются ни грехи, ни болезни. Если он в нормальном состоянии, вполне можно носить.
– То есть это все-таки выдумки, что крестом берешь на себя некую тяжесть событий, связанных с тем человеком?
– Конечно.
– Владыка, попрошу Вас дать ответ на вопрос нашего телезрителя: «Что такое порча и нужно ли ее бояться православному христианину?»
– Такое явление существует. Это следствие определенного магического обряда, выполненного колдуном. Это действительно может повлиять на человека. Но если православный человек исповедуется, причащается, регулярно ходит в храм, то есть живет полноценной церковной жизнью, на него эта порча действовать не будет. А если даже подействует, надо подумать, что в нас такое осталось, что дает право дьяволу вредить нам. Порча может подействовать по любви Божией, потому что у человека остались грехи, которые он забыл или постеснялся рассказать, за которые он потом пострадает на мытарствах и не спасется. Поэтому Господь попускает, что случаются какие-то несчастья как физического плана, так и духовного, в том числе наваждения, порча. Все это, как правило, проходит, когда такой человек хорошо исповедуется и причастится. Можно еще собороваться. Бывают более серьезные наваждения, когда человек становится порченым, бесноватым, тут, может быть, понадобится еще и отчитка. Это очень редкое явление. Раньше отчитывали в Троице-Сергиевой лавре, а сейчас я не знаю, отчитывают ли где-то по благословению священноначалия или нет. Может быть, и пригодится отчитка, но, как правило, помогает хорошая исповедь, соборование и причастие.
– А если человек уверен, что в его окружении кто-то увлекается всевозможными приворотами, как ему обезопасить себя в ежедневном общении от этого человека?
– Во-первых, не надо ненавидеть того человека. Нужно жалеть его и просить Господа, чтобы Он спас его. Я не говорю, что нам надо по ночам вставать и вымаливать эту душу, мы не настолько сильны. Но когда Промысл Божий сводит с такими людьми, нужно сожалеть о них и просить Господа краткой молитвой: «Господи, как Ты Сам знаешь, спаси эту душу». Конечно, можно ограничивать контакты с этим человеком. Допустим, если он что-то предлагает в подарок, можно воздержаться и не брать. А если мы знаем, что этот человек будет в определенном месте, можно туда не ходить. Но бывает так, что Господь дает шанс тому человеку спастись через столкновение с нами. Он проявляет злобу по отношению к нам, и если мы эту злобу побеждаем добром, то Господь может помочь такому человеку, он исцелится от своего недуга и перестанет призывать дьявольскую силу себе как бы в помощь, а по сути – во вред.
Ведущая Елена Глушкова
Записал Федор Поплавский
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Алексей Солоницын. Чудотворец наших времен
У книжной полки. Чудеса начинаются!
Православный взгляд. Беседа с секретарем Томской епархии архимандритом Иосифом (Еременко)
Учимся растить любовью. Готовимся к Рождеству
Православный словарь. Литийница
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!