Хлеб жизни. 29 мая 2023. Епископ Ейский и Тимашевский Павел отвечает на вопросы зрителей

29 мая 2023 г.

В студии епископ Ейский и Тимашевский Павел отвечает на вопросы телезрителей.

– Первый вопрос такой: «Вмешивается ли Бог в жизнь человека? Если вмешивается, то почему сразу же не помогает по молитве к Нему? Если же не вмешивается, то отношение Его к человеку для меня непонятно».

– Вопрос очень хороший, потому что от понимания ответа на этот вопрос зависит, как человек дальше будет жить. Когда человек понимает отношение Бога к нему, то выстраивает и свои отношения к Богу. Есть такое учение – деизм, оно было развито в XIX веке в Европе и говорило о том, что Бог, как часовой мастер, сделал механизм, завел пружину – и дальше пустил все на самотек, как уж будет. Это совершенно неправильно. Это было выгодно людям, которые не хотели жить нравственно, но которые еще не решались полностью отринуть веру в Бога. Это было переходной ступенью к атеизму.

Православие говорит о том, что Бог есть не только Творец видимого и невидимого, но Он еще и Промыслитель, то есть заботится обо всем Своем творении. Господь поддерживает Свои творения в материальном плане, то есть устойчивость атомов, постоянство наших физических величин, от этого тоже многое зависит. Как говорят ученые, если вдруг изменится соотношение этих величин, то мир сразу же разрушится. Но, главным образом, Господь сохраняет наше бытие, заботится о Своем любимом создании – человеке. В этой заботе Бога о человеке принимают участие особые создания Божии – ангелы. У каждого крещеного человека есть ангел-хранитель, даже у страны есть свой ангел-хранитель, а также у каждого храма. Через них Господь исполняет Свою волю. К заботе о человеке можно отнести и всю живую и неживую природу. В воздухе нашем должно быть определенное соотношение кислорода, азота и других химических элементов, чтобы мы дышали. Даже от атмосферного давления мы зависим или от активности солнца, солнечные лучи могут просто нас поджарить. Мы знаем, что бывают землетрясения, вулканы. Господь сдерживает всю эту стихию, но иногда мы видим, что через эти стихии нас Господь и наказывает.

Конечно, когда люди видят природные катаклизмы (наводнение, землетрясение с большими жертвами), они говорят: «Как же так? Куда Бог смотрит?» Люди возмущаются, когда случаются разбойные нападения, особенно когда жертвами становятся дети, и очень жалко детей. И, конечно, люди думают – раз им жалко, то, наверное, Богу должно быть еще более жалко этих людей. Почему же Бог, Который в отличие от нас – Всесильный, не предотвращает это? Или Он не в силах?

Как отвечает на этот вопрос православная вера? Если мы будем пытаться объяснить это в рамках только земного бытия, то тут ответа нет, действительно тупик. Если же мы рассмотрим нашу земную жизнь лишь как училище благочестия, подготовку к вечной жизни, то все становится на свои места. Например, человек пришел в больницу. Если о действиях врачей судить только по периоду его пребывания в больнице, то будет непонятно, зачем они ставят ему уколы и назначают особую диету. А если человек понимает, что ему дальше жить и что болезнь со временем пройдет, то тогда смысл медицинских манипуляций ему становится понятен.

С точки зрения вечности каким должен быть человек, который мог бы жить с Вечным Богом? Он должен быть похожим на Бога. В таком человеке не должно быть злости, зависти, нечистых помыслов, жадности, немилосердия. Но в нас это есть. И как от этого избавляться? Мы понимаем, что если будем жить в комфортной обстановке, то мало кто будет заниматься исправлением своей души. И вот для того, чтобы вылечить нас нравственно, исцелить, Господь посылает нам «аскорбинки», «витаминки» в виде неприятностей различного характера. А если человек сам переболеет, то он уже будет проявлять сострадание и по отношению к другим людям. Если у него болела голова, то он уже знает, что это такое, и если у другого человека заболит голова, он не будет шуметь, беспокоить его лишний раз. Болезнь нас воспитывает, делает нас сострадательными людьми.

Болезнь, бывает, удерживает от грехов. Человек задумал в отпуске поехать в теплые края с друзьями, чтобы развлекаться. И вдруг заболевает – и удивляется: за что ему эта болезнь? Бывает болезнь как наказание за что-то, но по большей части Господь попускает такие события, происшествия для того, чтобы предостеречь нас от совершения каких-то грехов. Когда мы это поймем и примем, наша жизнь станет радостной. Кто бы нас ни укорил и ни обидел – мы всё воспринимаем с точки зрения вечности и благодарим за это Бога. Но очень важно не просто Бога благодарить за эти скорби, но и искренне помолиться за тех людей, которые поучаствовали в деле нашего спасения; даже если они несознательно или со злыми помыслами это делали, надо поскорбеть о них, потому что истинно пострадавшими станут те люди, которые делают зло, они попадают в сети дьявола и потом, в вечности, будут мучиться. У нас должны быть те же мысли, что и у Христа. Мы должны скорбеть за них и молиться Богу, чтобы Господь не поставил им в грех то, что они против нас сотворили. Это нормальное христианское мироощущение. И тогда вся жизнь человека становится счастливой независимо от внешних обстоятельств.

– Интересно вопрос сформулирован: «Вмешивается ли Бог в жизнь человека, а если вмешивается, то почему сразу не помогает по молитве к Нему?» Похоже, автор этого вопроса не получил такого быстрого отклика на свою молитву, как ему бы хотелось. Он пришел в храм, помолился (или дома помолился перед иконой) – и ждал, чтобы тут же, через несколько минут, все получилось. А результат немного отсрочен, и человек искренне переживает, получит ли он просимое.

– Если бы случилось так, что все наши молитвы исполнялись, пусть не мгновенно, а, например, в течение недели, то храмы были бы заполнены людьми, но их туда влекла бы не любовь к Богу, не любовь к чистоте и святости, не стремление исправиться, а понимание того, что можно поставить свечку, принести пожертвование – и в итоге получить просимое. Тогда люди бы стали расчетливыми: дадут на храм 15 000 рублей и вымолят себе лотерейный билет, выиграют квартиру. Важно, чтобы люди ходили в храм молиться, любили Бога и ближних. Любить ближних – это не только любить тех, кто нам добро делает, а всех людей. Большинство просьб у людей все-таки не связаны с вечной жизнью, и требовать их исполнения у православных людей не принято, а принято говорить: «Да будет воля Твоя!» Так же Господь молился Богу Отцу о чаше: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. И Господь всегда устраивает лучше, чем мы планировали.

Есть такая интересная картинка: стоит ребенок, и рядом с ним – Господь Иисус Христос, Он отбирает у ребенка маленького плюшевого мишку. Ребенок хочет заплакать, а Христос у Себя за спиной уже большого мишку приготовил и хочет ребенку подарить. Бывает так, что Господь нас чем-то смиряет, что-то нам надо претерпеть, но взамен Он приготовил гораздо большее благо для нас, о котором мы даже не подозреваем.

Но где черпают православные люди уверенность в том, что Господь всегда даст лучшее? Она основывается на том, что Господь Себя отдал на распятие и все, что нам нужно, все самое полезное Он всегда нам даст, у Него все есть, Он Всесилен. И ответ на вопрос, почему Он не дает просимого, – это крест Христов.

– После грехопадения рай был закрыт для людей. Как же попал туда раскаявшийся разбойник?

– Рай для людей был закрыт потому, что сама природа человеческая с момента грехопадения изменилась, испортился дух человека, душа и тело. Когда человек общался с Богом в раю, дух человека получал от Бога благодать в процессе этого общения. Когда мы с людьми общаемся, мы радость получаем от этого. А там Божественная энергия была от Бога, и человек мог воспринимать эту энергию. И этой энергией дух человека делился со своей душой. И тогда исполнялись все запросы души, интеллектуальные, эстетические, и она в радости, преисполненная жизни, делилась этой энергией с телом. И тело уже не имело никаких болезней и делилось этой энергией со всем животным миром, неодушевленной природой. Была гармония на земле.

Когда нарушилось общение с Богом, дух человеческий стал черпать свою жизненную энергию от души, он стал паразитом для души. Душа, в свою очередь, стала черпать энергию от тела. Есть такое справедливое врачебное выражение: все болезни от нервов. Это то, что связывает душу и тело человека. И душевные пороки влияют на телесное здоровье, а телу что делать, когда у него два паразита – дух и душа? Оно черпает энергию из животного мира. Человек кого-то застрелит, зарежет – и так становится паразитом уже для всей земли. Он впадает в состояние, которое баснописец Крылов описывает как понятие «лебедь, рак и щука». Все три составляющие человека тащат его в разные стороны. Такой человек жить в вечности с Богом не может, сама природа его уже испорчена.

Для того чтобы эту природу исцелить, и воплотился, вочеловечился Сын Божий, Он стал Богочеловеком. Он согласовал волю человеческую с волей Божией в Гефсиманском саду, когда говорил: «Да будет воля Твоя!», принимая чашу страданий. И во время страданий человеческая природа стала способной воспринимать благодать Святого Духа и жить в Царстве Небесном. И первый житель – это разбойник, который покаялся. Кстати, он был единственным из всех людей, который вступился за Христа на Голгофе, в то время как все обзывали Христа, издевались над ним. И попросил: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Он не сказал: спаси меня (или: дай мне какие-то блага). Он просто попросил вспомнить о нем, для него это уже утешение. Он понимал, что по своим делам должен идти в ад, но услышал удивительные слова, когда Господь ему сказал: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Имея такое благословение, покаявшийся разбойник вошел первым в рай. И уже потом встречал там души ветхозаветных праведников, которых Господь выводил из адских темниц.

По поводу разбойника я слышал недовольство некоторых людей, которые говорили: почему разбойник, который грабил, был нечестным человеком, оказался в раю, да еще и первым? Такие люди не задумываются над своими грехами, часто это совершившие аборты, но при этом они не видят своих грехов, их раздражает милость Бога, помянувшего разбойника. Наоборот, радоваться надо, что уж раз разбойник покаялся и вошел в рай, то и нам можно таким же путем покаяния достигнуть рая.

– Скоро Церковь отмечает праздник Пятидесятницы. В чем суть этого события?

– Когда люди отпали от Бога, то благодать Божия не могла жить в людях, сама человеческая природа уже испортилась. Конечно, были ветхозаветные праведники, которым Господь даровал благодать для того, чтобы они и сами жили в радости, и способствовали духовному возрастанию других людей, но все-таки действие благодати, как говорят богословы, было внешнее, наружное, а благодатное преображение души стало возможным с момента принесения в жертву Сына Божия. Природа наша изменилась с момента распятия, смерти и воскресения Христа.

Через пятьдесят дней после воскресения Христова совершилось событие, когда все ученики собрались в одном месте, молились Богу и видимым образом Божия благодать сошла на каждого из них в виде языков пламени. Мы пишем этих людей на иконах с нимбами – это символическое изображение того, что человек святой, что в нем присутствует Божественная благодать. День Пятидесятницы означает день рождения Православной Церкви, то есть с момента схождения благодати Святого Духа это сообщество стало называться Церковью. Для нас это означает не только рождение Церкви. У каждого из нас должна быть своя пятидесятница, каждый из нас, живя здесь, на земле, должен так свою душу очистить, чтобы сподобиться стать обителью Бога, Святой Троицы. Это очень высокая задача, и ее достичь невозможно своими силами, но с Божией помощью возможно, о чем говорят лики святых, которые по-разному жили на земле, но достигали святости. То есть праздник Пятидесятницы означает возможность излияния Божественной благодати на всех членов Православной Церкви.

– Есть праздники, посвященные Богу Сыну, Господу Иисусу Христу, есть праздник Святой Троицы, есть праздник Святого Духа. Почему же нет праздника, посвященного Богу Отцу? И Кто такой Бог Отец?

– Во времена Оптинских старцев один из паломников-богомольцев из интеллигентного сословия принес им акафист Богу Отцу, хорошо составленный, поэтически украшенный, но старцы сказали: это неправильно, мы знаем Бога Отца только через Сына Божьего. О Божием Сыне мы знаем, что Он явился, ходил среди людей, знаем из Евангелия все Его деяния, а Бог Отец как бы сокрыт от нас.

Нам хотелось бы, чтобы Бог Отец непосредственно с нами общался, но ведь Бог ничего не делает просто так, во всем есть очень большой смысл. Дело в том, что Бога мы не должны и не можем познавать как некий объект, как-то изучать Бога по книгам. Бог познается в общении, а общаться с Богом можно тогда, когда мы стараемся жить так, как Он велит, стараемся подражать Ему в добродетелях. Бог нас заинтересовал, чтобы мы к Нему стремились, но это стремление возможно только с нашим исправлением и нашим освящением, Господь хочет, чтобы мы сами шли к Нему. А путь к Богу – это покаяние и освящение человека. И святые говорят, что Господь Иисус Христос познается в Святом Духе. Сначала дается общение с Третьей Ипостасью Святой Троицы – Святым Духом. Как об этом пишут Силуан Афонский и Симеон Новый Богослов, человек, находясь во Святом Духе, узнает Христа и общается со Христом, Сыном Божиим. И в Сыне Божием он видит образ Бога Отца. Вот такое познание.

Если действие Бога, Святой Троицы, идет к нам, начинаясь в Ипостаси Бога Отца, продолжаясь в Боге Сыне и достигая нас в Ипостаси Святого Духа, то познание Бога идет наоборот: через Святого Духа мы познаем Сына Божия и в Нем познаем Бога Отца. Такой процесс богооткровения – со стороны Бога; и богопознания – со стороны человека. И происходит встреча. Поэтому и в Священном Писании, и особенно в творениях святых отцов именно так и указывается.  В учении о Святой Троице более подробно говорится о Сыне Божием, Святом Духе, а о Боге Отце очень сокровенно.

Ведущая Елена Глушкова

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать