Град креста. Крещение Господне. Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл

24 января 2023 г.

В студии митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.

– Прошли светлые, радостные дни Рождества Христова, и мы встречаем праздник Крещения Господня, или Богоявления. И все знают, что будет освящаться вода, многие готовятся к тому, чтобы окунуться в купели, в этой ледяной крещенской воде, в озере или реке, кто-то, может быть, в море. И несколько слов о самом празднике и о святой воде, которая становится святой в эти дни.

Само название праздника напоминает нам об историческом событии, когда Господь Иисус Христос крестился в реке Иордан от Иоанна. Конечно, Ему не нужно было этого крещения, ибо крещение является крещением покаяния, в крещении у человека очищаются прародительские грехи (начиная от самого Адама) и грехи родителей, которые переходят или могут перейти на младенца.

Также человек входит в Новый Завет через крещение. А зачем же это нужно Сыну Божию? Мы знаем, как Господь исполнял предписания даже Ветхого Завета, уже не говоря о том, что Он создатель Нового Завета. И Он в таинстве Крещения показал нам пример, как, через что нам необходимо входить в Церковь Христову, в общество верующих христиан: через крещение во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Но я повторю, что Он исполнитель и Ветхого Завета, Он показывает всем, насколько  трепетно нужно относиться ко всем установлениям Церкви, в том числе Ветхозаветной Церкви. Ведь Его же обрезали на седьмой день, нарекли имя, затем на сороковой день принесли в храм и как бы посвятили Богу, принесли в дар голубей, горлиц. Мы знаем, что Он регулярно посещал с Иосифом и Пречистой Богоматерью Иерусалимский храм, который являлся единственным для всех евреев мира. И на Пасху, на другие великие праздники скорее всего они этот храм посещали. Об одном таком посещении, когда Он остался с мудрецами, книжниками в храме, известно из Евангелия.

И, конечно, все это сегодня является прямым указанием всем нам на то, как бережно необходимо относиться к уставам, традициям, установлениям церковным.

Протестантский, баптистский взгляд о том, что все внешнее не имеет никакого значения, перечеркивается Самим Христом. Удивляешься порой, как читают протестанты Евангелие, совершенно выбрасывая из него то, что и обрезание было совершено, наречение имени, и посвящение Богу, и то же самое крещение, и многие другие ветхие установления, которые исполнял Христос. И при этом Он начинал уже давать установления Нового Завета. И конечно же, одно из самых главных установлений – это Тайная Вечеря, установление таинства Святой Евхаристии.

Но и таинство Крещения чрезвычайно важно, почему Христос и показал Сам лично пример, крестившись от Иоанна на Иордане.

А почему еще этот праздник называется Богоявлением? То, что Сам Сын Божий был на Иордане – это понятно, но в то же время над Ним появился голубь, и все святые отцы говорят, что под видом голубя был Дух Святой, Который так проявил Себя. Также был глас Бога Отца с неба: Сей есть сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И вот здесь, можно сказать, впервые явилась Святая Троица.

И после крещения Господь пошел в пустыню. Сегодня это место называется Гора искушений, где на большой жаре днем и при страшном холоде ночью Он молился сорок дней и сорок ночей, полностью готовя Себя к проповеди Евангелия, к общественному служению; наконец, к Своим Страстям.

Каковы древние традиции праздника Крещения? Практически с самого начала возникновения христианской Новозаветной Церкви совершалось освящение воды. Первые свидетельства появляются во II веке. До этого просто это не было записано, но сами понимаете, как можно было записывать многое, находясь в катакомбах, при преследованиях, при убиении сотен тысяч мучеников, христиан. И вот первые свидетельства – это II век.

Известно, что набирали воду вблизи храмов в этот великий праздник, затем ее освящали в храмах. А вот о свойствах этой воды, почему она святая (по-гречески «агиасма», что в переводе значит «святыня»), каковы качества этой воды, впервые рассказал святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским в IV столетии. Он прямо говорит о том, что вода, освященная в этот великий праздник, имеет необычные свойства. Помимо того что она целебна, она не портится, она остается совершенно неповрежденной в течение года, двух-трех и более лет. Это первое свидетельство, тем более свидетельство такого великого святителя. Но сегодня уже, по прошествии двух тысяч лет, мы это знаем доподлинно. В самых элементарных бытовых условиях, когда эта вода действительно стоит дома и год, и два, и больше, – она действительно не портится.

Конечно, я не могу приводить какие-то научные изыскания в отношении особого свойства крещенской воды, это уже дело ученых, но мне приходилось читать, что даже при произношении определенных хороших или плохих слов в присутствии воды, если эту воду поставить, скажем, в холодильник, то совершенно иные узоры появляются в структуре воды при ее замерзании.

Мы знаем, что когда этой святой водой кропят бесноватых, то они, бедные, испытывают страшные страдания. Мне приходилось это видеть. Когда святой водой окропляют жилища, то порой в доме наступает совершенно иная, добрая атмосфера, какое-то зло уходит из этого дома. И это тоже свидетельства многих сотен тысяч людей.

Когда окропляются поля, домашние животные, то мы знаем, что Господь благословляет нашу хозяйственную деятельность. Люди порой выздоравливают, когда в болезни употребляют святую воду, омываются ею. И это сотни и сотни тысяч свидетельств. И, конечно, наша вера является основой веры в святость этой воды.

Совершенно неправильно думать, как об этом говорили атеисты в свое время, что поскольку опускается серебряный крест в воду, то поэтому вода получает особые свойства, она не портится. Я был на Соловках, это был удивительный праздник, я был еще епископом и на Крещение Господне участвовал в богослужении, совершал богослужение вместе с архиереями, и затем мы освящали воду в бухте Соловецкого монастыря, а это, собственно говоря, Белое море. И разве этот серебряный крест для объема воды Белого моря? Или, скажем, когда в пруду, озере,  реке освящается вода.

В эту морозную ночь, после литургии, мы также освящали воду в нескольких местах в городе, вне храмов. Это, во-первых, на холодных родниках в Таманском, или Архиерейском, лесу, как его называют. Затем у нас есть храм прп. Серафима Саровского, там довольно серьезный источник, людей очень много собирается, и там освящается вода. Еще в одном месте, в лесу, на родниках. А 19 января днем, как правило, освящаю воду на водозаборе, так называемом Сенгилеевском водохранилище, с огромным объемом воды, из которого трубами, насосами поднимается вода в город Ставрополь. Перепад очень большой, более 400 метров с озера, и вот там, на водозаборе, я всегда освящаю воду. Как правило, присутствует губернатор, глава города, я освящаю, затем освященную воду выливаем в водохранилище, и через несколько часов после этого весь город пьет святую воду.

Всех, дорогие мои, с великим праздником Крещения Господня! Принимайте святую воду с благоговением, радостью, как положено – натощак, омывайтесь святой водой, окропляйте ваши жилища. С праздником!

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 23 апреля: 07:45
  • Среда, 24 апреля: 15:15
  • Вторник, 30 апреля: 07:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать