Евангелие от Луки, глава 11, стихи 14–23
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в четверг, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 11, 14–23).
11.14. Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.
11.15. Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.
11.16. А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.
11.17. Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет;
11.18. если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;
11.19. и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.
11.20. Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.
11.21. Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;
11.22. когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.
11.23. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
(Лк. 11, 14–23)
Господь исцеляет бесноватого, в котором обитание нечистого духа сопровождалось немотой, и весь народ дивится этому чуду. Но враги Спасителя, не имея возможности отвергать совершаемые Им чудеса, прибегли к клевете и объяснили все тем, что Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского (Лк. 14, 15). Другие же в подтверждение истинности Его учения, искушая, требовали от Него знамения с неба (Лк. 14, 16). И чтобы опровергнуть все их обвинения, Господь замечает: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет (Лк. 14, 17).
То есть всякое общество людей, будь то государство (царство), город или семья (дом), сильно только единением; но если начнутся несогласия, ссоры, раздоры и ослабеет сила единения, то само общество (царство, город, семья) распадется и не сможет устоять. Так же и в царстве диавола: если князь бесовский стал бы направлять свою мощь для изгнания своих же приверженцев, то его царству скоро пришел бы конец. Следующим опровержением стали слова: и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? (Лк, 14, 19).
Блаженный Феофилакт замечает, что Спаситель как бы говорит: «Пусть будет и так, что Я изгоняю бесов силой веельзевула; но сыны ваши, то есть апостолы, чьей силой изгоняют? Не очевидно ли, что Моим именем? Подлинно, они будут вас судить. Ибо если они изгоняют именем Моим, то Я Сам, очевидно, не имею нужды в силе другого».
Под словами «сыновья ваши» Господь подразумевает апостолов, которые уже изгоняли бесов, получив на то власть от Спасителя, но фарисеи не обвиняли их, поскольку вооружались не против дел, а лично против Христа. Поэтому Он, желая показать, что лишь зависть является причиной обвинения, указывает на апостолов, добавляя: Посему они будут вам судьями (Лк. 14, 19), – то есть изобличат в преднамеренной лжи на Страшном Суде.
Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие (Лк. 14, 20), – говорит Господь, свидетельствуя о том, что разрушается царство диавола и воцаряется Бог, изгоняющий бесов. Спаситель показывает, что Он сильнее их и пришел, дабы явить Свою победу над ними в мире и в сердцах людей.
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 14, 23) – в этих словах Господа заключена важная мысль: кто сторонится, чуждается добра, тот автоматически содействует злу.
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «В Царстве Христовом: кто не со Христом, тот уже враждебен Ему, ибо он вносит разделение в единый "дом" под единой властью. Но кто не со Христом в Его борьбе с сатаной за собирание всех людей в Царствие Божие, тот против Него, поскольку любой, кто, слыша и понимая учение Христово, не становится на Его сторону, тот уже враг, и тем более враг тот, кто противодействует».
Господь наш Иисус Христос, дорогие братья и сестры, призывает всех людей принять Его Благовестие и войти в радость Его, устремив все силы своей души на то, чтобы очистить сердце, сосредоточив все помыслы не на земном, а на жизни вечной, поступая в соответствии с тем, что говорит Господь в Своих заповедях, тем самым накапливая великие сокровища духовного добра в сердце, истинно собирая со Христом.
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Алексей Солоницын. Чудотворец наших времен
У книжной полки. Чудеса начинаются!
Православный взгляд. Беседа с секретарем Томской епархии архимандритом Иосифом (Еременко)
Учимся растить любовью. Готовимся к Рождеству
Православный словарь. Литийница
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!