Евангелие 31 августа. Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

31 августа 2024 г.

Евангелие от Матфея, глава 17, стихи 24–27, глава 18, стихи 1–4

Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в субботу, за богослужением читается Евангелие от Матфея (Мф. 17, 24–27; 18, 1–4).

17.24. Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?

17.25. Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?

17.26. Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;

17.27. но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.

 

18.1. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?

18.2. Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них

18.3. и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;

18.4. итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

(Мф. 17, 24–27; 18, 1–4)

По возвращении Спасителя и Его учеников в Капернаум подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? (Мф. 17, 24).

Драхмой называлась серебряная монета весом около четырех граммов; две таких драхмы составляли дидрахму, равнялись по ценности иудейскому полшекелю и составляли ежегодную подать на храм, которой облагались все иудеи, достигшие 20 лет, где бы они ни находились, богатые и бедные, кроме священников и левитов. Подать эта была установлена первоначально Моисеем (см. Исх. 30, 11–16) и стала ежегодной после построения Соломонова храма (2 Пар. 24, 6). Вероятно, сборщики налога задали свой вопрос с умыслом, надеясь на то, что Христос откажется платить налог, а это даст основание для обвинения против Него.

Когда Петр вошел в дом, где находился Христос, то, конечно, должен был тотчас же передать Ему требование сборщиков. Но Спаситель предупредил его вопросом: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? (Мф. 17, 25).

Блаженный Феофилакт поясняет: «Как Бог, Он хотя и не слышал, но знал, о чем они говорили с Петром. Поэтому и предупредил его, говоря: если цари земли не берут подати со своих сыновей, а с чужих, то как Царь Небесный возьмет дидрахму с Меня, Своего Сына? Ибо эта дидрахма, как сказано уже раньше, предназначалась для храма и священников. Итак, если сыновья земных царей свободны, то есть ничего не платят, то тем более Я».

Но чтобы не подавать нового повода к обвинениям в нарушении закона, Спаситель повелевает Петру: пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя (Мф. 17, 27). Спаситель велит достать статир, то есть монету, равную двум дидрахмам, из моря, показывая этим, что, будучи Богом всего, повелевает и морю, которое, повинуясь Ему, посылает рыбу, приносящую дань за Господа и за Петра.

Святитель Кирилл Александрийский замечает: «Способный и из земли произвести статир, Он не сделал этого, но сотворил знамение из моря, чтобы научить нас таинству, преисполненному умозрения. Ибо рыбы – это мы, извлеченные из прискорбных волнений жизни, словно бы из моря, и благодаря апостольской уде имеющие в своих устах Христа – царский статир, который был отдан ради двоякого выкупа: ради нашей души и тела; или ради двух народов: иудейского и языческого. И он одинаково искупает как бедных, так и богатых, поскольку и древний закон неотступно требует в равной мере выгоды от драхмы как от богатого, так и от бедного».

Но ученики Христовы все еще отождествляли Царство Мессии с земными царствами. Желая знать, кто из них какое место займет в этом царстве, они приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? (Мф. 18, 1). Видя это и желая преподать Своим ученикам урок о взаимоотношениях в Царстве Христовом, Спаситель отвечает им, призвав дитя и поставив его посреди них: кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18, 4).

Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Неужели Господь призывает к инфантильности? Конечно, нет. “Как ребенок” – означает быть естественным, искренним, подлинным – и в этом смысле именно быть».

Каждого из нас, дорогие братья и сестры, Господь призывает следовать за Ним, открывая подлинную свободу человеческой природы. Только отрешившись от своего воображаемого величия, честолюбия и гордости, мы становимся во Христе самими собой – преисполненными смиренномудрия и кротости, любви и радости, а это – подлинное состояние, в котором христианину отворяются врата Царства Божия.

Помогай нам в этом Господь!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X