Евангелие 30 октября. Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?

30 октября 2024 г.

Евангелие от Луки, глава 9, стихи 44–50

Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в среду, в день поминовения всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 9, 44–50).

9.(43)44. Он сказал ученикам Своим: вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.

9.45. Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.

9.46. Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?

9.47. Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою

9.48. и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.

9.49. При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.

9.50. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

(Лк. 9, 44–50)

Земное служение Христа подходило к концу. Его ожидала крестная смерть – великая Искупительная Жертва за род человеческий, которая после воскресения из мертвых должна была стать основой проповеди Его учеников для всего мира. Потому, желая утвердить истинность Своего Боговоплощения, Спаситель старался приучить апостолов к мысли о том, что Мессия – это не земной царь-завоеватель, а Царь Любви, Чье Царство не от мира сего.

Но апостолы, чье сознание было спутано непрестанной риторикой священников о превосходстве богоизбранного народа, национальной идеей подчинения всего мира, ожидали, что Христос исполнит их чаяния. Они отождествляли Царство Божие, о котором проповедовал Господь, с земными царствами и желали знать, кто из них какое место займет в этом Царстве, размышляли: кто бы из них был больше? (Лк. 9, 46).

Спаситель, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик (Лк. 9, 47–48).

Борис Ильич Гладков замечает: «Видя такую непонятливость Своих учеников и приверженность их к еврейским понятиям о Царстве Мессии, Иисус взял дитя, приласкал его и сказал: "Вы спорите о первенстве в Царстве Небесном; вы рассуждаете о том, кому из вас, Моих учеников, приготовлено там наипочетнейшее место. Честолюбие, гордость, тщеславие руководят вами в этом споре. Но вы забыли сказанное Мною… блаженны будут только нищие духом, смиренномудрые, кроткие, а не гордецы и честолюбцы… если не будете так же, как дети, чужды этих пороков, то не войдете в Царство Небесное"». 

Кто отрешится от своего воображаемого величия, обратится от честолюбия и гордости к смиренномудрию и кротости и станет таким же скромным, как дитя, тот и будет иметь больше значения в Царствии Небесном.

При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами (Лк. 9, 49). Слова Спасителя напомнили апостолу Иоанну увиденного учениками человека, который именем Христа изгонял бесов, но апостолы не только не приняли его во имя Христа, но даже запретили ему совершать добрые дела, потому что человек этот не присоединялся к их кругу.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Своим нежным, чутким сердцем ап. Иоанн очевидно почувствовал, что в данном случае апостолы поступили вопреки учению Христову. Из того, что они, всё оставив, последовали за Христом и были избраны Им в числе 12 ближайших и довереннейших учеников Его и даже прияли благодать исцелений, они сделали повод к превозношению и считали себя вправе запрещать действовать именем Христовым человеку, который не принадлежал к их числу. Между тем, во время открытой вражды вождей еврейского народа, небезопасно было быть явным учеником Христа и повсюду следовать за Ним. Поэтому у Господа было много тайных учеников».

Тем не менее Спаситель знает Своих, даже если они еще не наставлены в истине как должно, и, давая понять, что мы не имеем власти ограничивать действие благодати Божией, отвечает: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас (Лк. 9, 50).

Блаженный Августин, размышляя над этими словами Христа, говорит: «Например, тот, кто изгонял бесов именем Христа, но не следовал за Его учениками, конечно, не был против них и был с ними настолько, насколько употреблял силу во имя Христово; в том же, что он не следовал им, он не был с ними и был против них. А так как ученики запрещали ему делать именно то, в чем он был с ними, то Господь и сказал: "Не запрещайте ему". Запрещать же следовало то, что он был вне их общества, дабы споспешествовать единству Церкви».

И здесь важно понять, что речь идет о благоговейном отношении Долготерпеливого и Многомилостивого Спасителя, раскрывающего все возможности познания истины для человека и желающего спасения всем людям.

Как часто, дорогие братья и сестры, мы склонны делать вывод, что вовсе не следует за Христом тот, кто не идет за Ним вместе с нами. И что совсем не делает ничего хорошего тот, кто делает хорошее не так, как делаем мы. Спаситель учит нас быть терпеливыми по отношению к тем, кто еще не до конца познал истину. Это терпение должно основываться на любви и смирении, которые мы сможем явить на деле, если в каждом человеке, с которым нас сводит жизнь, будем видеть Христа, нашего Спасителя и Бога.

Помогай нам в этом Господь!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X