Евангелие от Луки, глава 9, стихи 57–62
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в субботу, в день памяти святителя Григория, чудотворца, епископа Неокесарийского, за богослужением читаются два евангельских зачала: отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 10, 1, 5–8), посвященный святому, и рядовое чтение от Луки (Лк. 9, 57–62).
9.57. Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
9.58. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
9.59. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
9.60. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
9.61. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.
9.62. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
(Лк. 9, 57–62)
Однажды Господь велел Своим ученикам переправиться на другую сторону Тивериадского озера. Когда они уже собрались сесть в лодку, ко Господу подошел книжник, выразивший желание следовать за Ним, куда бы Он ни пошел. Господь, желая предупредить, что книжник берет на себя непосильное бремя, указал ему на Свой страннический образ жизни, поясняя, что у Него нет места, где бы Он мог укрыться и почить от Своих трудов.
Святитель Афанасий Великий замечает: «Господь, видя, что книжник сей, обещаясь идти по Нем, говорит это только на словах, а не содержит того в мысли, и увлекается иными помыслами… не гонит от Себя, как бы отвращаясь от Него, и не обольщается словами его, как бы не зная, каков Он, но как ведущий обличает, и как вразумляющий исправляет».
Этот ответ произвел, по-видимому, сильное впечатление на тех спутников Господа, которые уже состояли в числе Его учеников. И один из них стал уклоняться от немедленного следования за Господом, ссылаясь на то, что ему прежде нужно похоронить отца, на что Господь ответил ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие (Лк. 9, 60).
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Два однокоренных слова "мертвые" и "мертвецы", употребленные здесь, имеют два различных значения; первое из них – в смысле духовных мертвецов. Господь же имел в виду то, что ради великого дела, ради благой вести Царствия Божья нужно оставить все и всех "мертвых", которые глухи к слову Божию, к Его великому делу».
Господь как бы говорит: предоставь им, всецело привязанным к земной жизни, хоронить мертвецов своих, а ты, внявший слову жизни, проповедуемому Мною, иди за Мной. Спаситель видит, что если этот человек сейчас не пойдет за Ним, то не пойдет никогда. Подобным запрещением отдать последний долг умершему отцу Господь, очевидно, хотел или испытать характер и преданность этого ученика, или уберечь его от родных, которые могли бы отвлечь ученика от следования за Христом.
Другой ученик, не дожидаясь призыва, сам сказал Господу, что хочет идти за Ним, но прежде просит только позволения проститься с домашними своими, на что Господь ответил: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62).
Епископ Михаил (Лузин) поясняет: «…Положить руку на плуг – присловие народное, означающее – предпринять какое-либо дело, дело не легкое столь же, сколь нелегко пахать. Чтобы хорошо вспахать и чтобы работа эта была успешна, пахарь зорко смотрит вперед, а не оглядывается постоянно назад, иначе работа его не будет успешна и хороша».
Точно так же и в деле последования Христу: кто, решившись идти за Ним, оглядывается назад, на мир и блага его, того они могут отвлечь. Господь научает, что нельзя идти на новое служение с какими-то сомнениями, но нужно полностью, искренно, всем сердцем посвятить себя этому служению.
Тот, кто решился следовать за Христом, не должен оглядываться назад на мир с его пристрастиями и родственными связями, поскольку любого рода привязанность к миру мешает отдаться учению Христа всецело, а значит, и пользы от такого отношения к делу распространения Евангелия ждать нельзя.
Как важно понять, дорогие братья и сестры, что следование за Господом продолжается всю жизнь и не прерывается до самой кончины, ведь нам непрестанно приходится делать выбор между добром и злом, между земным и небесным, между правдой и ложью, между волей Божией и волей собственной... Наш путь к вечности, путь к спасению, согласно Промыслу Божию, не должен прерываться ни на секунду.
Поэтому даже среди повседневных жизненных забот мы не должны прерывать движение к вечности. Будем же помнить, что если мы живем ради других, забывая о себе, своем времени, имуществе и удобствах, в желании сделать что-либо для людей, а значит, для Самого Господа, мы обретаем вечную жизнь.
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Алексей Солоницын. Чудотворец наших времен
У книжной полки. Чудеса начинаются!
Православный взгляд. Беседа с секретарем Томской епархии архимандритом Иосифом (Еременко)
Учимся растить любовью. Готовимся к Рождеству
Православный словарь. Литийница
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!