Евангелие от Матфея, глава 22, стихи 23–33
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в пятницу, за богослужением читается Евангелие от Матфея (Мф. 22, 23–33).
22.23. В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:
22.24. Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;
22.25. было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;
22.26. подобно и второй, и третий, даже до седьмого;
22.27. после же всех умерла и жена;
22.28. итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.
22.29. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,
22.30. ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
22.31. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:
22.32. Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.
22.33. И, слыша, народ дивился учению Его.
(Мф. 22, 23–33)
После окончания беседы Христа о подати кесарю с фарисеями и иродианами, то есть людьми, находившимися в оппозиции по отношению к Ироду и его семье, к Спасителю тотчас же приступили саддукеи.
Саддукеи представляли собой богатый правящий класс аристократов, готовый даже сотрудничать с римским правительством, чтобы сохранить свои привилегии. Отказываясь принимать неписаный закон и закон книжников, которые имели огромное значение для фарисеев, саддукеи считали обязательной только одну часть Священного Писания: Пятикнижие Моисея. Особенность их учения заключалась в том, что они отрицали воскресение мертвых, во что, в свою очередь, верили фарисеи.
Борис Ильич Гладков пишет: «Саддукеи составляли среди евреев секту неверующих в воскресение душ и будущую вечную жизнь; вообще они весьма равнодушно относились к вопросам веры, что не мешало им, однако, занимать места священников и быть даже первосвященниками. Саддукеи вели нескончаемые споры с фарисеями о воскресении душ и старались доказать, что в книгах Моисея не только не содержится никаких указаний на бессмертие душ, но даже имеются обязательные для евреев постановления, явно противоречащие учению о воскресении мертвых; таково постановление, в силу которого бездетную вдову по смерти ее мужа должен взять себе в жены его брат с тем, чтобы восстановить умершему брату продолжение его рода».
Именно такой спор саддукеи представили теперь на разрешение Господа, придумав неправдоподобную историю о семи братьях, которые поочередно брали за себя одну и ту же жену и затем умирали. Представители этой партии считали, что никакой посмертной жизни нет и быть не может, соответственно, вера народа в воскресение из мертвых ими осмеивалась.
Христос отвечает саддукеям, ставя их невежество на первый план: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах (Мф. 22, 29–30).
Своим ответом Спаситель попытался донести до саддукеев следующую мысль: ошибочно думать о небесах, опираясь на земные представления, а также думать о вечности на основе представлений о времени.
Преподобный Иустин (Попович) замечает: «Они хотят применить законы огреховленной телесности к воскресшим человеческим существам после Страшного Суда. Спаситель им говорит о духовности и бесстрастности воскресших тел; в них будут господствовать законы ангельской жизни. Во Христе Иисусе нет мужескаго пола, ни женскаго (Гал. 3, 28), ибо в Нем совершается некоторое богочеловеческое единство, которое на самом деле есть всеединство: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28)».
Затем Господь перешел к полному разрушению позиции саддукеев. И для ответа Он выбрал ту цитату из Пятикнижия Моисея, которая, конечно, была хорошо знакома саддукеям, но смысла которой они не понимали: А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 31–32).
Александр Павлович Лопухин поясняет: «Если в законе Моисеевом сказано, что Бог называл Себя Богом прежде живших, но потом умерших людей, то это значит, что они и теперь живы, потому что истинный и живой Бог не может быть Богом мертвых и несуществующих лиц. Таким образом, истина загробного и продолжающегося бытия людей основывается на признании истины бытия Бога как живого и вечного. Тот только отрицает бессмертие человека, кто отрицает бытие Бога».
Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32). Этими словами, дорогие братья и сестры, Спаситель не только отвечает на вопросы саддукеев, но и показывает нам, насколько глубоким может быть смысл привычных нам слов Библии, содержащих весть о спасении, которым и является воскресение как приобщение к новой жизни, где все иначе и над которой смерть уже не властна. В соединении с Господом через общение духа, ума, сердца и жизни мы получаем возможность наследовать эту новую, вечную жизнь и стать причастниками Божественной природы.
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Всероссийский старец. Архимандрит Кирилл (Павлов). Православный календарь 2025
У книжной полки. Петр Алеут, cвятой эскимос
Божественная литургия 6 октября 2024 года
Церковный календарь 6 октября. Преподобные жены Ксанфиппа и Поликсения
Православный словарь. Нечаянная радость
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!