Евангелие от Марка, глава 8, стихи 1–10
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в пятницу, в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, за богослужением читается Евангелие от Марка (Мк. 8, 1–10).
8.1. В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им:
8.2. жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть.
8.3. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.
8.4. Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?
8.5. И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь.
8.6. Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу.
8.7. Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их.
8.8. И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин.
8.9. Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их.
8.10. И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские.
(Мк. 8, 1-10)
Евангелист Марк еще раз сообщает о чуде насыщения множества людей небольшим количеством хлеба. Судя по контексту, эта история произошла на дальнем, восточном берегу Галилейского моря, в области, имя которой Десятиградие.
Зачем собралась эта огромная четырехтысячная толпа? Вне всякого сомнения, интерес этот был вызван чудесами, которые совершил Спаситель. Это и исцеление дочери сирофиникиянки, и исцеление глухого косноязычного.
Хотелось бы напомнить еще об одном чуде, которое Господь совершил ранее, находясь на территории Десятиградия, – это исцеление бесноватого, одержимого легионом нечистых духов.
Именно здесь, среди язычников, Господь совершает чудо, описанное в сегодняшнем отрывке Евангелия от Марка. Это насыщение четырех тысяч людей семью хлебами свидетельствует о заботе Бога обо всех народах, а не только об особом попечении о народе Израильском.
Священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский, замечает: «Опять около Христа много народа, и Он совершает насыщение их душ. Опять, мы видим, народ нуждается в физическом подкреплении, в пище. Опять трогательное внимание Учителя к тяжелым нуждам народа: Жаль Мне народа, – говорит Господь, – что... нечего им есть... ослабеют в дороге... Опять мысль, что Господь не может отпустить народ от Себя, тем более что "некоторые пришли издалека", т.е. были далеки от Бога, и их надо поддержать и удовлетворить всем потребным... и еще тем более, что если отпустить их, то они "ослабеют" без Бога на дороге жизни».
Мы снова и снова видим в Иисусе Христе проявление жалости к людям. А ведь это язычники, но Ему жаль их не меньше, чем Его собственный народ.
Примечательным является также и указание евангелиста Марка на то, что насыщение людей для Христа не является чем-то уникальным и однократным. Забота о людях неотъемлема от сущности Бога.
Господь вновь, как и в прежней похожей истории насыщения, бросает вызов Своим ученикам, обращаясь к ним с вопросом: «А что есть у вас, чем бы вы могли помочь людям?»
Это событие в очередной раз становится примером настоящей любви и заботы о людях и для апостолов, и для всех нас, дорогие братья и сестры.
Но наибольшим примером любви и заботы о людях, со слов святителя Феофана Затворника, является отношение Христа ко всякому доброму делу, в том числе к насыщению людей: «Насытив четыре тысячи семью хлебами, Господь, тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские, как будто ничего особенного не сделал. Таково истинное доброделание – делать, не обращая внимания на сделанное… Доброе сердце жаждет доброделания и не бывает довольно, когда не сделает добра вдоволь. У истинно доброго помнится доброе дело, пока еще не сделано, а когда сделано, то и забыто».
Что же касается чисел, то можно отметить следующее: число 7 обычно толкуют как число полноты. То же можно сказать о 4 000, ибо 4 – число сторон света, а 1 000 – символ множества, множества людей, которых соберет Христос в единое тело Своей Церкви, заботясь о каждом человеке.
Таким образом, дорогие братья и сестры, Господь и нам с вами преподает замечательный урок: невзирая на лица людей и наши возможности, помогать людям от сердца, искренне и бескорыстно.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 19 марта
День ангела. 19 марта
Церковный календарь 19 марта. Преподобный Фридолин Зекингенский
Евангелие 19 марта. Так сотворил мне Господь во дни сии
Читаем Апостол. 19 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!