Евангелие 3 октября. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами

3 октября 2024 г.

Евангелие от Луки, глава 4, стихи 16–22

Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в четверг, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 4, 16–22).

4.16. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

4.17. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

4.18. Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,

4.19. проповедывать лето Господне благоприятное.

4.20. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

4.21. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

4.22. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

(Лк. 4, 16 – 22)

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о том, как Господь наш Иисус Христос, придя в родной город Назарет, по обычаю в субботний день вошел в синагогу.

Синагогальное богослужение времен Христа состояло из трех основных частей: предначинательных молитв, субботнего чтения из Торы (такой отрывок имел название «парашийот», он положил начало привычным нам библейским, евангельским и апостольским зачалам) и отрывка из Танаха – пророческих книг. В настоящем случае чтение и толкование Афтара (отрывка из пророческих книг) поручили Спасителю. Ему подали книгу, а точнее свиток, представлявший собой склеенные по порядку листы, начиная с первого до последнего, которые обворачивались вокруг двух палок-держателей и завязывались шнуром. Писали в то время только на одной стороне листа. Такие свитки ставились в особый ящик, причем головки палок-держателей были все наверху, и на одной из них было написано название священной книги, так что их легко было находить при надобности.

Слова, которые прочитал Господь, относятся к первым двум стихам 61-й главы Книги пророка Исаии и звучат так: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих (Ис. 61, 1–2).

Для каждого иудея было ясно, что в этих словах пророк Исаия говорит не о себе, а пророчествует от Бога о грядущем Мессии – Христе. И по вдохновению свыше Господь читает именно эти строки.

Как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Вот чем началась проповедь Господня в Назарете: удостоверением о Своей личности, что Он обещанный Мессия, – удостоверением не собственным, но пророческим, что гораздо важнее в деле свидетельства: Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно – говорил Сам Спаситель».

Ранее, на реке Иордан, Иоанну Крестителю было откровение о Сыне Божием, теперь другой пророк устами Самого Христа свидетельствует: Дух Господень на Мне (Лк. 4, 18). Иными словами, вся полнота Божества со Христом, и благоволение Бога Отца, и благодать Святого Духа, только ради одной цели – спасения человеческого рода. Ибо Он помазал Меня благовествовать нищим (Лк. 4, 18).

Евфимий Зигабен поясняет: «Послал – очевидно, Отец. А нищими евангелист называет язычников, не обладающих богатством благочестия и лишенных всякого блага. Или также иудеев, которые были нищими по добродетели, так что всем им в то же время благовествовалось благочестие и добродетельное жительство посредством Евангелия».

Далее Господь продолжает чтение пророка, говоря, что Он послан исцелять сокрушенных сердцем (Лк. 4, 18), то есть даровать прощение скорбящим о своих грехах. Проповедовать пленным освобождение (Лк. 4, 18) – призывая к покаянию, изменению своего образа жизни, избавляя людей от рабства диаволу и греху. Даровать слепым прозрение (Лк. 4, 18) – слепым телесно и слепым духовно, то есть не знающим веры и закона. И отпустить измученных на свободу (Лк. 4, 18) – ведь Он пришел в мир, чтобы открыть людям двери рая, некогда затворенные от нас после грехопадения. И после Своего преславного Воскресения все праведники и помилованные Богом, томившиеся все это время в ожидании исполнения пророчества о пришествии в мир Христа, вошли в Его Царство, обретя подлинную свободу.

Господь окончил чтение отрывка из книги пророка на словах: проповедывать лето Господне благоприятное (Лк. 4, 19). И в этом мы с вами видим глубину любви нашего Спасителя, Который готов принести каждому слушающему Его благоприятное лето, то есть удобное, хорошее время для нашего спасения.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Господь не возвестить только пришел о лете приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос – принес, следовательно, для душ лето приятное».

Господь пришел в мир, чтобы принести радость от общения с Богом и мирное состояние духа, освободить людей от тяжести греха, благовествовать о победе над врагом рода человеческого и о наступлении вечного Царствия Божия. Но только тот, кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, получает благодать благоприятного лета Господня. И это, дорогие братья и сестры, совершается во всех искренне верующих и действующих по вере.

Помогай нам в этом Господь!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X