Евангелие 28 сентября. Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится

28 сентября 2024 г.

Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 1–12

Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в субботу, за богослужением читается несколько евангельских отрывков, среди которых субботе по Воздвижении посвящается отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 8, 21–30) и рядовое зачало от Матфея (Мф.23, 1–12).

23.1. Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим

23.2. и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;

23.3. итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:

23.4. связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;

23.5. все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;

23.6. также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах

23.7. и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

23.8. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья;

23.9. и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;

23.10. и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос.

23.11. Больший из вас да будет вам слуга:

23.12. ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

(Мф. 23, 1–12)

Желая предостеречь Своих учеников и народ от фарисейского духа, Христос произносит грозную, обличительную речь, в которой указывает на главнейшие заблуждения книжников и фарисеев относительно учения и жизни. 

Говоря о том, что на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи (Мф. 23, 2), Господь подразумевает, что они заняли место Моисея и присвоили себе исключительное право истолковывать смысл закона Божия. Но, конечно, не стоит думать, что Господь подвергает сомнению все нормы и правила, которым учили книжники и фарисеи: итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте (Мф. 23, 3), – говорит Он.

Но чтобы народ не подумал, что, слушая их, нужно и подражать им, Спаситель добавляет: по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф. 23, 3–4).

Блаженный Феофилакт пишет: «Фарисеи… тяжесть законных постановлений увеличивали какими-то своими преданиями, каких не было в законе. Сами же они… и не приближались к этим тяжким бременам».

Христос замечает, что книжники и фарисеи расширяют хранилища свои (Мф. 23, 5), то есть напоказ другим увеличивают те кожаные ящички, в которые вкладывались листки с изречениями из закона. Эти листки во время молитвы прикреплялись ремешками один ко лбу, а другой к левой руке.

Обычай носить эти хранилища произошел из буквального понимания слов Книги Исход: и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта (Исх. 13, 16).

Так же происходило и с одеждой, которая по своим краям (воскрилиям) должна была иметь небольшие кисти с синей нитью, чтобы люди, взирая на них, вспоминали все заповеди Господни. Фарисеи, по тщеславию, и эти кисти делали больше обычных, подчеркивая тем самым свою религиозность.

Давая дальнейшую характеристику книжникам и фарисеям, Господь добавляет, что они также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах (Мф. 23, 6). Главные или почетные места на пиру располагались в середине стола, эти-то места и занимали фарисеи, равно как в синагогах они требовали себе мест, ближайших к кафедре.

Претендуя на уважение большее, чем то, которое следовало оказывать родителям, фарисеи и книжники незаслуженно требовали к себе обращения «учитель» и «отец». Спаситель же осуждает это требование.

Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Это запрещение называться учителями, отцами и наставниками нельзя понимать буквально, как делают это сектанты, ибо из апостольских посланий видно, что эти наименования употреблялись самими апостолами... Правильнее понимать, что эта заповедь относилась лишь к самим апостолам лично, предостерегая их от превозношения друг перед другом и внушая им, что они все равны между собой… Не следует воздавать человеку почесть, подобающую единому Богу, и чрезмерно чтить учителей и наставников, как если бы они говорили свое слово, а не слово Божие».

Небесные сокровища выше и ценнее сокровищ земных, а смиренное и добродетельное служение ближним является настоящим служением Богу, а потому Христос наставляет: Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23, 11–12).

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, напоминают нам о том, как важно не просто исполнять предписания, но наполнять свою жизнь любовью и очищать от всякого тщеславия и превозношения, дабы иметь благоговейное сердце по отношению к Богу и каждому человеку.

Помогай нам в этом Господь!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X